Сатмарские хасиды предпринимают усилия для того, чтобы остановить алию из Франции

Сатмарский (по названию города Сату-Маре в Трансильвании, где этот хасидский двор был основан в 1905 году) хасидизм – самое крупное из агрессивно антисионистских течений ультраортодоксального иудаизма, которое рассматривает сионистское движение в качестве бунта против «бремени царствия небесного» и основной причины трагедий, обрушившихся на еврейский народ в ХХ веке. Согласно оценке 2006 года, в мире насчитывается 119 тысяч сатмарских хасидов. Подавляющее большинство из них проживает в США, в том числе 50 тысяч – в районе Вильямсбург в Нью-Йорке и 19 тысяч в Кирьят-Йоэле штат Нью-Йорк. Общины сатмарских хасидов есть в некоторых других штатах США, а также в Великобритании (Лондон), Бельгии (Антверпен), в Уругвае (Монтевидео), в Бразилии (Сан-Паулу) и в Австралии (Мельбурн). Примерно тысяча семей (около 10 тысяч человек) сатмарских хасидов проживает в Иерусалиме.

Талмуд-Тора (начальная религиозная школа) сатмарских хасидов в Иерусалиме

          Крайний антисионистский фанатизм сатмарских хасидов находит в частности свое выражение в том, что, в отличие от подавляющего большинства евреев, в том числе приверженцев ультраортодоксальных несионистских течений иудаизма, они принципиально не приходят молиться к Стене плача в иерусалимском Старом городе после Шестидневной войны 1967 года. Причиной этого является то, что с их точки зрения посещение Стены плача является признанием сионизма де-факто, поскольку иерусалимский Старый город стал доступен для евреев благодаря победе сионистской армии.

Сатмарские хасиды активно занимаются пропагандой против алии – репатриации евреев диаспоры в Израиль, усматривая в алие фактор укрепления ненавистного им сионистского государства. Особые усилия они направляют на то, чтобы воспрепятствовать репатриации религиозных евреев, считая, что в Израиле они неизбежно попадут под «безбожное сионистского влияние». Уместно напомнить о том, что в 90-е годы прошлого века сатмарские хасиды провели мощную кампанию для того, чтобы воспрепятствовать репатриации в Израиль еще остававшихся в то время в Йемене евреев. Йеменские евреи сохраняли высокий уровень религиозности, характерный для традиционного восточного общества. При этом они не были ни сионистами, ни антисионистами. Их стремление к репатриации было вызвано усилившимся давлением со стороны мусульманских соседей и стремлением жить в еврейском государстве, на Святой земле. Следует напомнить о том, что алия из Йемена началась еще в конце XIX века, а подавляющее большинство йеменских евреев репатриировалось в Израиль в начале 50-х годов ХХ века. Таким образом, все остававшиеся в конце ХХ века в Йемене евреи имели родственников в Израиле. Сатмарские хасиды уверяли остававшихся в Йемене евреев, что в Израиле их дети отступятся от иудаизма, чего не произошло даже под многовековым гнетом мусульман в Йемене. Несмотря на эту агитацию, большинство остававшихся в Йемене евреев все же репатриировались в Израиль, однако некоторые еврейские семьи эмигрировали из Йемена в США, где им помогли устроиться сатмарские хасиды.

Сейчас сатмарские хасиды сосредотачивают свои усилия на борьбе с гораздо более масштабной алией из Франции, где проживает крупнейшая еврейская община Западной Европы (более полумиллиона человек), значительная часть которой ведет религиозной образ жизни. В рамках этих усилий  сатмарский ребе Иекутиэль Иегуда Тайтельбойм, постоянно проживающий в Нью-Йорке, посетил на прошлой неделе Францию. Его сопровождали другие лидеры сатмарского хасидизма. Кампанию, которую он ведет против репатриации французских евреев в Израиль, сам сатмарский ребе называет «священной». В ходе визита во Францию он посетил Париж и несколько других французских городов. При этом его сопровождали около сотни поддерживающих его спонсоров, которые обязались финансировать основанный сатмарскими хасидами два года назад «Фонд спасения детей Франции». Этот фонд уже создал сеть частных школ специально для детей репатриантов из Франции в Израиле. Оплата за обучение в них субсидирована. В этих школах детям и их родителям прививают антисионистские идеи.

Многие тысячи ультраортодоксальных французских евреев, не только сатмарских хасидов, приняли участие в особом мероприятии, организованном в честь сатмарского ребе. «Ваше место здесь, во Франции. Не репатриируйтесь в Израиль, — сказал он им на этом мероприятии, — Сейчас многие люди уезжают из Франции в Израиль, и тем они обрывают всякую связь со своим еврейством. Речь идет о духовном Холокосте. Вы обязаны оставаться здесь и посылать ваших детей только в те школы, которые предлагают еврейское (то есть антисионистское религиозное – В.Ч.) воспитание». Многие сотни сатмарских хасидов приехали во Францию на автобусах из других стран Европы, чтобы увидеть своего ребе и принять участие в проведенном в роскошном отеле приеме в честь спонсоров сатмарского хасидизма.

Как уже было сказано, два года назад по инициативе сатмарского ребе был создан «Фонд спасения детей Франции», начавший действовать в Израиле. Уже через год этот фонд решил вложить миллионы также в ультраортодоксальные религиозные школы в самой Франции. Среди учреждений, получающих поддержку от этого фонда, учреждения «Яд Мордехай» литовских (нехасидских) ультраортодоксов, а также центральная синагога ашкеназских ультраортодоксов в Париже, община которой возглавляется раввином Мордехаем Ротенбергом, гурским хасидом (стоит упомянуть о том, что гурские хасиды, наряду с любавичскими хасидами являются наиболее тесно сотрудничающими с сионистами ультраортодоксальными религиозными течениями). Параллельно Фонд финансирует кампанию в еврейской прессе Франции против Еврейского Агентства (Сохнут) и против репатриации французских евреев Израиль.

Во время своего визита во Францию сатмарский ребе Иекутиль Иегуда Тайтельбойм предложил членам ультраортодоксальных общин этой страны организовать новую акцию, направленную против репатриации. Один из присутствовавших на встрече с сатмарским ребе французских евреев, пожелавший остаться анонимным, рассказал израильскому новостному интернет-сайту NRG: «Если Еврейское Агентство предложит тебе тот или иной денежный подарок, чтобы ты репатриировался в Израиль, тогда фонд (сатмарского – В.Ч.) ребе сделает тебе двойное предложение. Это предложение было сделано для того, чтобы они (французские евреи – В.Ч.) остались во Франции. Если одинокому солдату (имеется в виду существующий в Израиле специальных статус для военнослужащего, у которого нет близких родственников в Израиле – В.Ч.) предложат 5000 долларов, то ребе предложил заплатить ему вдвое больше, лишь бы он не репатриировался в Израиль».

Тот же французский еврей рассказал, что еженедельно «Фонд спасения детей Франции» получает просьбы о финансовой поддержке от различных еврейских религиозных школ, ультраортодоксальных молодежных движений и ешив. Фонд выплачивает зарплаты многим учителям и руководителям молодежных движений с тем, чтобы через них внедрять антисионистские идеи в систему еврейского образования во Франции.

Необходимо кратко рассказать об источниках финансовой мощи сатмарских хасидов. Считающийся основателем этого движения ребе Йоэль Тайтельбойм (1887-1979) установил принцип полной независимости сатмарского хасидизма от каких-либо внешних сил, включая мобилизацию денежных средств (практически все спонсоры проектов сатмарского хасидизма сами являются сатмарскими хасидами). В отличие от большинства других ультраортодоксальных раввинов своего времени он поощрял своих хасидов к тому, чтобы устраиваться на рынке труда или в бизнесе для того, чтобы зарабатывать, вместо того, чтобы постоянно сидеть в ешиве и заниматься изучением Торы. В результате многие сатмарские хасиды стали состоятельными и даже богатыми людьми. При этом ребе Йоэль Тайтельбойм подчеркивал особую важность заповеди о милосердных деяниях («хесед») и требовал, чтобы его хасиды давали максимально возможные при их финансовых возможностях пожертвования на нужды общины и на добрые дела за ее пределами. В США и в Израиле сатмарские хасиды создали организации для помощи людям, госпитализированным длительное время в больницах и их семьям, а также для финансирования медицинской помощи. Следует отметить, что эти организации помогают далеко не только сатмарским хасидам.

Еще одним важным фактором, способствовавшим созданию финансовой мощи сатмарского хасидизма, является умелое управление общинной собственностью (по некоторым оценкам, ее суммарная стоимость составляет сейчас порядка 1 миллиарда долларов США). Основа этого масштабного финансового предприятия была заложена вскоре после Второй Мировой войны сатмарским хасидом Леопольдом (Элиэзером) Фридманом, который возглавлял перед той войной национальный банк Чехословацкой Республики. В отличие от подавляющего большинства сатмарских хасидов, погибших в Холокосте, ему, как и ребе Йоэлю Тайтельбойму, удалось спастись и эмигрировать в США.

Ни государственные лидеры Израиля, ни руководство Еврейского Агентства не делают никаких публичных заявлений по поводу упомянутой кампании сатмарских хасидов против репатриации французских евреев в Израиль. Полемика излишня. Позиции сторон очевидны и всем давно ясно, что ни компромисс, ни смягчение отношений между ними невозможны.

52.27MB | MySQL:108 | 0,481sec