Миграционный скандал в Алжире: местный опыт управления политическими настроениями

Алжирская оппозиция с иностранной помощью раскручивает против властей АНДР миграционный скандал. Речь идет о реакции на сделанное 8 июля заявление лидером второй по значимости «партии власти» RND (Национальное демократическое объединение) Ахмедом Уяхья о беженцах из африканских стран, проживающих в Алжире.

По его словам, «Эти люди прибыли в Алжир незаконно, тем более, что его законы не допускают приема иностранной рабочей силы. Исключение делается лишь для китайцев, при условии, что набирающие их компании вернут их на родину после окончания работы и действий трудовых договоров. Все прочие иностранные сообщества созданы в Алжире незаконно, и они открывают двери, преступности, наркотикам и прочим многочисленным язвам.

Мы не просим алжирские власти вышвырнуть этих людей за море или за пустыню, но мы хотим, чтобы они предоставили правовые тормоза на их пути, чтобы не заставить страдать от анархии народ Алжира.

Нам постоянно твердят о правах человека… Но, во-первых, мы хозяева в своей стране. И, главное, что США как главный эталон демократии сами заявляют о строительстве стены для недопуска посторонних. Смысл продвигаемой некоторыми «защиты мигрантов в Алжире» состоит в том, что Европа хочет сделать из стран Северной Африки фильтрационные лагеря, чтобы африканцы не проникали на ее территорию».

Это заявление быстро вызвало резкую реакцию со стороны ряда алжирских и зарубежных политических деятелей, а также руководства неправительственных и правозащитных организаций, выражающих свое возмущение словами «руководителя канцелярии президента Республики».

В традиционной для защитников прав человека манере они назвали его «ксенофобом» и «расистом». По словам лидера «демократической» партии Jil Djadid («Новое поколение») Суфиана Джилали, заявления Ахмеда Уяхьи являются «безответственными» и «наносят ущерб имиджу Алжира и попыткам построения полноценных экономических и политических отношений со странами Африканского союза. Безопасность нелегальных мигрантов и беженцев является обязанностью государства Алжир».

В свою очередь, руководство известной правозащитной организации Amnesty International охарактеризовало высказывания Ахмеда Уяхьи в отношении мигрантов «шокирующими и скандальными, разжигающими расизм и способствующими дискриминации».

Кроме того, представитель неформального оппозиционного движения «Баракат» («Хватит»), созданного в 2014 году, заявляет, что слова А.Уяхьи свидетельствуют о том, что «алжирские власти после своих политических и экономических провалов хотят отыграться на горстке беженцев и списать их на них. С триллионом долларов, потраченным ими за время правления президента Абдельазиза Бутефлики, можно было бы обеспечить развитие человеческого потенциала не только в Алжире, но и во всей Африке».

Критики А.Уяхьи также указывают, что «Алжир имеет международные обязательства, ратифицировав основополагающие конвенции в области прав человека, считающиеся выше его Конституции и таким образом, он нарушает их в отношении беженцев».

На это представители алжирских властей отвечают, что «настоящие, признанные мировым сообществом беженцы, страдающие от рук израильского агрессора – палестинцы – всегда находили и будут находить щедрую братскую поддержку Алжира».

Следует заметить, что такая реакция на высказывания А.Уяхьи среди части алжирских политиков свидетельствует о том, что в стране уже сформировалась «промигрантская партия», наличие которой традиционно для государств, принимающих иностранные миграционные потоки и которая существует на деньги иностранных спонсоров.

Ее представители всячески пытаются пропагандировать среди алжирцев «основы толерантности», в чем, однако, они пока почти нисколько не преуспели.

Важно указать, что данный миграционный скандал раскручивается в момент, когда алжирское МВД готовится к тотальной переписи находящихся на территории АНДР мигрантов и последующему их выдворению. Всего, по предварительным данным, такой мере могут подвергнуться от 250 до 300 тысяч иностранцев, половина из которых приходится на государства Сахеля, а остальные – на страны Тропической Африки.

Таким образом, А.Уяхья пытается заранее подготовить к этому «международную общественность», демонстрируя силу и уверенность перед осуществлением таких действий.

Что же касается остроты реакции представителей «мигрантской партии», то алжирские лидеры предпочитают ее не замечать. Тем более, что это находит достаточно серьезную поддержку рядовых алжирцев и именно к их чувствам и апеллировал в своем заявлении А.Уяхья, прекрасно отдавая себе отчет в том, что СМИ постараются раздуть его слова до серьезного скандала, который только поднимает его рейтинг среди простонародья и даст властям повод обвинить «сторонников мигрантов» в «защите чуждых интересов».

Подобная реакция объясняется тем, что все больший наплыв мигрантов приводит к тому, что они, соглашаясь на худшие условия труда и меньшую оплату, начинают вытеснять алжирцев из ряда трудовых секторов и их присутствие способствует общему снижению зарплаты в стране в частном секторе.

Учитывая эти соображения, можно предположить, что алжирские власти и далее будут бороться с нелегальной миграцией таким образом, чтобы она продолжала оставаться проблемой для рядовых граждан. Это позволит им и далее спекулировать на националистических настроениях толпы, не решая проблему в принципе, и, продолжая организовывать массовые депортации иностранцев, одновременно принимать на своей территории прочих нелегалов.

В то же время данный скандал с точки зрения алжирского руководства должен подчеркнуть реальную готовность выполнять взятые перед ЕС обязательства по борьбе с нелегальной миграцией в страны Европы с территории АНДР, что, с его точки зрения, лишает Брюссель всякого права критиковать его «за бездействие».

52.24MB | MySQL:103 | 0,469sec