О внешней политике Султаната Оман

Традиционно, мнение Омана диссонирует с позицией, занимаемой ССАГПЗ, особенно с саудовской, и несмотря на то, какими бы тесными не казались отношения Маската с соседями, как правило, его точка зрения будет оригинальной и отличатся и от общеарабской, и от конкретно взятой, в отдельности.

Поэтому, достаточно часто, Оману приходится выступать в роли медиатора в спорах между Саудовской Аравией и Ираном, а также быть посредником между последним и западными странами, прежде всего, США, ну, и как следствие всего перечисленного, а может и в качестве причины этому – следовать своей собственной политике, занимая таким образом уникальное место из всех арабских соседей султаната. Такое положение вещей объясняется географическим, культурным, историческим и религиозным местом, занимаемым Оманом и, самой собой разумеется, что, внешняя политика Маската определяется теми аспектами региональной безопасности, которые проистекают из сути, происходящих в регионе многочисленных кризисных и конфликтных явлений.

После окончания ирано-иракской войны султанат одним из первых среди арабских стран взял курс на мирное сосуществование с Ираном, в Оман несколько раз приезжал тогдашний министр иностранных дел ИРИ Али Акбар Велаяти, была учреждена совместная экономическая комиссия и в августе 2010 г. между двумя странами было подписано соглашение в сфере безопасности, а совместные инвестиции в различные проекты, осуществляемые ими в регионе Залива, оцениваются в 450 млн долларов США.

Естественно, такое сотрудничество Омана с Ираном идет вразрез с саудовской официальной линией и обесценивает утверждения Эр-Рияда о своем доминировании в регионе, также, как и существенно снижает эффект от всех попыток Эр-Рияда что-либо противопоставить Тегерану, хотя бы, с точки зрения той же прибрежной торговли.

Конечно, назвать ирано-оманские отношения безупречными во всех смыслах было бы преувеличить действительность, например, ВМС Омана участвуют не только в совместных маневрах с ВМС и ВМС КСИР Ирана, но также регулярно принимают участие в учениях ССАГПЗ, действуют совместно с ВМС США и Великобритании, Пакистана и Индии, на территории Омана размещены британские средства технического контроля и его местоположение учитывается в планах США по созданию и развертыванию региональной ПРО для прикрытия своих баз и союзников в регионе от мнимых (и, как показали недавние события в Сирии, где Иран нанес ракетные удары по району г. Дейр эз-Зор) и действительных угроз.

Иран, конечно же, заинтересован в монополизации внешнеполитического партнёрства с султанатом и неоднократно предпринимал различные инициативы в этом направлении. В апреле 2014 г. председатель парламента Ирана Али Лариджани предложил Оману выступить гарантом всего газа, производимого султанатом, и, исходя из этой инициативы, при поддержке президента Ирана Хасана Роухани было подписано соглашение о модернизации трубопровода между двумя странами, стоимостью в миллиард долларов США.

Однако и списывать со счетов отношения Омана с западноевропейскими странами и с США нельзя – они возникли не сегодня, и не вчера и выстроены на взвешенной и конструктивной основе – именно так можно охарактеризовать отношения султаната с большинством стран мира, и их укреплению и сохранению в этом ключе подчинены все действия оманской дипломатии.

В ее основе лежит факт уникального геостратегического положения султаната, являющегося ключом к району Ормуза, точно таким же, как Ормуз, в свою очередь является ключом к Персидскому заливу и, выстроенное на этом факте, стремление Маската максимально дистанцироваться от любых дестабилизирующих событий и процессов, плюс, сохранить свою нейтральную позицию в отношении региональных и мировых процессов.

Важное значение при формировании внешней политики Омана являет религиозный фактор, ибадитский мазхаб достаточно малочисленен в этом регионе, как и в арабском мире, в целом, и султанат, где ибадизм являются официальной религией, прекрасно отдает себе отчет, что шансов занять мало-мальски значимое место среди соседей суннитов или шиитов ему не удастся. А раз так, то надо тщательно избегать любых поводов для конфликтов с соседними конфессиями, и по мнению властей и богословов Омана, противостояние между суннитами и шиитами (КСА и Ираном) есть зло, вредящее исламу, в чем султанат участвовать ни на одной стороне не будет, но попробует сыграть роль посредника при урегулировании конфликтов и разногласий.

Такая позиция уже сослужила хорошую службу Оману, в определении его посреднической роли и во время йеменского кризиса, и во время драматических событий в Сирии. Роли уникальной в том смысле, что никто из государств ССАГПЗ не может помыкать им, или влиять в своих интересах, точно так же как никто не может обвинить султанат в причастности к какой-либо из сторон конфликта или к финансированию таких сторон.

Что касается позиции Омана в контексте его участия в ССАГПЗ, то с самого момента его вхождения в эту организацию султанат обусловил ее как не причастие к межарабским и арабо-персидским конфликтам и продолжил сохранять добрососедские отношения с Ираном, в отношении йеменских событий Маскат высказал озабоченность саудовским вмешательством в йеменские дела, никоим образом, не поддержав действия Эр-Рияда. И если, в целом, позиция Омана, повторимся по формальным признакам, может и совпадать с позицией Совета содружества, в отношении вещей принципиальных и важных, таких как, Иран, и отношения с Индией, Маскат традиционно и последовательно имеет свою точку зрения и умело ее отстаивает, не поддаваясь на внешние угрозы и шантаж со стороны «старших братьев».

В ближайшей и среднесрочной перспективах внешне политические усилия султаната сосредоточатся на усилении своего места и роли в регионе, и на укреплении собственного суверенитета при сохранении отношений как с западными странами, так и с Ираном. И, разумеется, традиционно хороших отношений с Российской Федерацией.  В бушующем море, в которое превращается на наших глазах регион Персидского залива и весь Ближний Восток, наличие такого островка спокойствия и стабильности дорогого стоит, и нам еще не раз предстоит стать свидетелями того, как посредническая и миротворческая роль Омана сыграет свою роль в урегулировании самых различных конфликтов.

52.17MB | MySQL:103 | 0,522sec