О преемственности власти саудовского короля: взгляд из Великобритании

Король Саудовской Аравии сменил наследного принца. Им стал его 31-летний сын Мухаммед бен Сальман. Хотя это решение было предсказуемым, всё-таки оно знаменует важную веху в истории Саудовской Аравии, влечёт за собой далеко идущие последствия для Ближнего Востока и для всего остального мира.

21 июня 2017 года британский министр иностранных дел Борис Джонсон сказал: «Я приветствую назначение Его Королевского Высочества принца Мухаммеда бен Сальмана, с которым я познакомился во время моего визита в регион в прошлом году. Великобритания имеет давние и тесные партнёрские отношения с Саудовской Аравией, что чрезвычайно важно для безопасности и процветания обеих стран. Саудовская Аравия продолжает амбициозные социальные и экономические реформы, и Великобритания готова помочь ей в этом любыми способами. Мы надеемся на тесное сотрудничество с принцем Мухаммедом бен Сальманом и Саудовской Аравией в целях содействия долгосрочной стабильности на Ближнем Востоке».

Премьер-министр Тереза Мэй беседовала по телефону с Мухаммедом бен Сальманом 3 июля 2017 года.  Прежде всего, она поздравила его с недавним назначением на должность наследного принца и заместителя премьер-министра Саудовской Аравии. Она сказала, что с нетерпением ожидает углубления тесных двусторонних связей. По словам Т.Мэй «Великобритания и Саудовская Аравия имеют сильное историческое партнёрство и будут продолжать совместную работу в таких областях, как торговля, инвестиции и безопасность, и действовать совместно, продвигая поддержку программы реформ Саудовской Аравии «Видение 2030». Я надеюсь работать с принцем Мухаммедом бен Сальманом, чтобы углубить наши тесные двусторонние связи в предстоящие годы, опираясь на конструктивные встречи, которые мы провели в Саудовской Аравии в начале этого года. Я воздаю должное работе Его Королевского Высочества Мухаммеда бен Наефа, который играл центральную роль в нашем контртеррористическом сотрудничестве и долгое время был другом Великобритании».

Премьер-министр подняла вопрос о продолжающейся изоляции Катара в регионе. Она вновь подчеркнула необходимость принятия всеми сторонами срочных мер по деэскалации ситуации и восстановлению единства ССАГПЗ. Тереза Мэй выдвинула предложение, что Катару следует продолжать сотрудничать со своими союзниками в Персидском заливе для борьбы с угрозой экстремизма и терроризма в регионе.  Она также сообщила, что Соединённое Королевство и Катар в марте 2017 года создали совместный комитет по экономике и торговле, чтобы подготовить почву для торгового соглашения после Брексита, что является частью более масштабных усилий по расширению глобальных торговых связей.

По этому поводу также высказывается министр обороны Майкл Фэллон: «Резкое и внезапное усилие изолировать Катар,  а также роковое вмешательство, возникшее в Йемене, появилось из общей концепции двух королей. С одной стороны, они могут быть предвестниками нового и лучшего Ближнего Востока, с другой стороны – безрассудными архитекторами катастрофы. Наиболее важными для Ближнего Востока  станут две фигуры – Мухаммед бен Сальман, наследный принц Саудовской Аравии, и Мухаммед бен Зайед, наследный принц Абу-Даби, ведущего шейха Объединённых Арабских Эмиратов. Вместе они создадут  новую стратегию победы над терроризмом и противостоят Тегерану».

По мнению британских аналитиков, появление нового принца на престоле будет новым витком и «мягким переворотом» в истории КСА.

Военные эксперты  Великобритании считают, что тесные связи между Эр-Риядом и Лондоном, помогли ускорить назначение Мухаммеда бен Сальмана в качестве наследного принца.

«Долгое время Мухаммед бен Наеф был человеком Вашингтона в Эр-Рияде»,-  сказал Питер Салисбери, сотрудник исследовательской группы по международным делам в Лондоне в Chatham House. «Служба безопасности будет недовольна тем, что новый наследный принц может помешать строить прямые отношения с Белом домом». Ганем Нусейба основатель Cornerstone Global Associates в Лондоне сообщил, что « у короля появились ещё одни свободные руки, способные управлять и устранять препятствия в стране».

Профессор международных отношений Лондонской школы экономики Фаваз Гергес утверждает: «Принц рассматривается как новое публичное лицо Саудовской Аравии: он молод,  харизматичен, амбициозен».

Великобритания заявила о своём полном сотрудничестве с Саудовской Аравией по программе «Видение 2030» и Национальной программы преобразования (NTP) 2020 года.  Баронесса Саймонс, сопредседатель саудовско-британского совместного делового совета, сказала: «Когда Великобритания покинет ЕС, страна будет намерена наладить новые партнёрские отношения с частными компаниями в саудовском королевстве». Баронесса Саймонс заявила, что в Лондоне будет проведена последующая конференция с привлечением сектора малых и средних предприятий, которые рассматриваются в качестве ключевой области, в которой Лондон может сотрудничать с Эр-Риядом и вносить свой вклад. В совместном проекте также будет задействовано большое количество местной молодежи. Посол Великобритании Саудовской Аравии Джон Дженкинс подчеркнул необходимость внедрения новых методов партнёрства между двумя странами. Он подтвердил, что экономика Саудовской Аравии процветает и охватывает множество инвестиционных возможностей в сфере инфраструктуры, транспорта и телекоммуникаций. Великобритания будет привлекать новых инвесторов в саудовское королевство.

Безусловно, у Великобритании как у союзника Саудовской Аравии не возникнет коллизий со стороны преемственности власти нового саудовского короля. Скорее наоборот, это усилит их взаимное сотрудничество и возможно приведёт к новым стратегиям в отношении ситуации в Сирии, Йемене и Иране.

52.31MB | MySQL:103 | 0,868sec