Обострение ирано-американских отношений на фоне новых санкций

Антииранская позиция американского президента Дональда Трампа дает свои результаты. Экономические санкции по отношению к Ирану не только не были отменены, как закреплено в ядерном соглашении, но и усилены.  18 июля Министерство финансов и Сенат США приняли новый пакет санкций против 18 физических и юридических лиц Ирана, а также Корпуса стражей исламской революции (КСИР) и его специального подразделения  «Аль-Кодс». Санкции введены в связи с развитием ядерной программы страны, дестабилизирующих действий Ирана в регионе, поддержкой терроризма, хакерскими атаками на сайты американских организаций и кражи данных. В санкционные списки вошли те лица и организации, которые оказывали содействие иранской армии и КСИР. Все активы и акции юридических и физических лиц на территории США были заблокированы, и вести с ними дела теперь запрещено.

Действия американской администрации не остались без реакции иранского руководства. Президент Ирана Хасан Роухани выступил на заседании кабинета министров с речью, в которой обвинил США в невыполнении своих обязательств, установленных международными договорами, как Парижское соглашение, договор с Кубой, соглашения со странами Северной Америки и Восточной Европы. Он отметил, что страна, которая «не соблюдает стабильность и приверженность обязательствам, не может призывать другие страны к стабильности и безопасности». Иранский президент назвал наличие американского военного контингента в регионе угрозой вознкновения конфликтов и противостояний, добавив, что американские силы ничего не смогли сделать против террористов и обеспечить стабильность.

Он отметил, что ИРИ всегда оставалась преданной своим международным обязательствам, и Конгресс США неоднократно утверждал, что Иран соблюдает все условия по Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД) и накладывание новых санкций не соответствует логике и духу ядерного соглашения. За день до принятия новых санкций Конгресс, действительно, утвердил трехмесячный отчет о том, что ИРИ соблюдает все условия договора. Х.Роухани также заявил, что Иран будет противостоять подобным нарушениям, но нужно быть осторожными, чтобы правильно воспользоваться ситуацией, передает агентство ИРНА.

Прокомментировал ситуацию и глава внешнеполитического ведомства ИРИ Мохаммад Джавад Зариф, благодаря усилиям которого и был заключен СВПД и санкции против Ирана были отменены. Министр дал интервью американскому каналу CBS News, в котором отметил, что новые санкции «отравляют» отношения между двумя странами. Он отметил, что санкции противоречат СВПД, и Иран изучит эти санкции, после чего предпримет соответствующие действия.

М.Д.Зариф отверг слова Д.Трампа о том, что СВПД – плохое соглашения, и отметил, что нет договоров, которые бы полностью устраивали все стороны, но СВПД – это многостороннее соглашение, одобренное Советом Безопасности ООН. Глава МИД ИРИ заявил, что правительство США должно прекратить враждебные действия в отношении Ирана.

В другом интервью агентству National Interest М.Д.Зариф подчеркнул, что по вине американской стороны не удается реализовать ядерную сделку, и Иран оставляет за собой право расторгнуть ее.

Новые санкции возмутили и командование КСИР, ведь США также грозятся признать его террористической организацией, при том, что эта структура является официальным органом страны, ответственным за оборону. Мохаммад Али Джафари, командующий КСИР, выступая в Мешхеде, заявил, что если США хотят продолжить политику санкций по отношению к армии и системе обороны Ирана, то они должны демонтировать свои военные базы в пределах тысячи километров от Исламской Республики.

Мохаммад Багери — начальник штаба вооруженных сил Ирана, ранее предупреждал о возможности санкций против вооруженных сил Ирана. Он заявлял, что если КСИР будет включен в список террористических организаций, то вооруженным силам США в регионе угрожает опасность.

Предпринять ответные действия требует и иранский законодательный орган  — Меджлис. На срочном заседании депутаты приняли план, с целью потребовать от судебных органов конфисковать имущество тех американских военных и разведывательных чиновников, которые поддерживают террористические группы в регионе, а у иранского правительства — предпринять ответные шаги против враждебных действий и санкций Вашингтона.

Иранский парламент намерен в ближайшее время одобрить предложение, как срочное. Законопроект должен был вступить в силу в случае принятия новых санкций в отношении ИРИ. В законопроекте содержится призыв к правительству предпринимать меры пропорционально враждебным действиям США в сотрудничестве с Высшим советом национальной безопасности и сообщать о результатах в парламент.

Законопроект также увеличит бюджет Генерального штаба Вооруженных сил по реализации его ракетной деятельности и подразделения «Аль-Кодс» для расширения его антитеррористической кампании в регионе.

Законопроект был одобрен в связи с тем, что главный военный помощник Верховного лидера ИРИ аятоллы Али Хаменеи генерал Яхья Рахим Сафави предупредил, что Саудовская Аравия, США и Израиль вынашивают новые заговоры против региона после того, как их наемные террористы потерпели тяжелые поражения в Ираке и Сирии.

Иранское информационно-аналитическое агентство Тabnak дало не утешительную оценку американским санкциям. По его мнению, решение Вашингтона может стать признаком начала новой эпохи  серьезного противостояния между Ираном и США. Следует отметить, что санкции были утверждены через день после того, как пресс-секретарь Белого дома Сара Хакаби-Сардерс на своем брифинге заявила, что Соединенные Штаты разрабатывают новую всеобъемлющую интеграционную стратегию против Ирана. С другой стороны пресс-секретарь Госдепа Хизер Нойерт заявила, что, несмотря на то, что Конгресс подтвердил приверженность Ирана СВПД, Госдеп считает, что ИРИ нарушает дух этого соглашения. «СВПД был призвал сохранять безопасность в регионе, но действия Ирана нарушают безопасность и стабильность в регионе. Иран является одной из главных угроз для Соединенных Штатов», — заявила Х.Нойерт.

Вашингтон  не ограничился только экономическими санкциями. Уже 19 июля Государственный департамент опубликовал ежегодные «Отчеты о терроризме в стране», обвинив Иран в том, что он «стал ведущим государством-спонсором терроризма».

В своем комментарии на этот отчет официальный представитель МИД ИРИ Бахрам Касеми заявил, что США периодически публикуют такие доклады, чтобы отвлечь международное внимание от своей роли в создании, расширении и поддержке террористических групп во всем мире, особенно на Ближнем Востоке. Он также осудил последний по времени доклад как «дилетантский» и «показатель ядовитой политики США и дешевого и инструментального использования любого субъекта, чтобы продолжить эту неправильную и уже проверенную политику.

21 июля в Вене состоялась восьмая сессия совместной комиссии СВПД — группы, задачей которой является мониторинг обязательств по ядерной сделке. На заседании иранская делегация, во главе с заместителем министра иностранных дел по правовым и международным делам Аббасом Аракчи, подняла вопрос о невыполнении американской стороной своих обязательств по СВПД с 2015  года.

Ухудшение ирано-американских отношений и угрозу ядерному соглашению почувствовали и в Европе. ЕС всегда выступал за сохранения договоренностей и приверженность взятым на себя обязательствам, ведь после сделки европейские компании сразу же начали активные бизнес- контакты с Ираном. Прокомментировала ситуацию с СВПД глава внешней политики Европейского союза Федерика Могерини. Она описала ядерную сделку между Тегераном и мировыми державами в 2015 году как «сильную», заявив, что «коллективная ответственность» сделала возможным соглашение. «Совместный всеобъемлющий план действий — это сильная сделка, призванная выдерживать испытание временем», — сказала Ф.Могерини. «Через два года после подписания соглашения с Ираном мы видим и дышим совершенно другой атмосферой в глобальных делах. Не всегда легко найти или построить тот же дух коллективной ответственности, который сделал возможной сделку с Ираном», — отметила она.

Очевидно, что ожидать позитивных последствий, по крайней мере, в ближайшее время, невозможно. Напротив, тенденция к еще более накаленной ситуации длится уже давно. То, что все усилия прошлых лет в сторону потепления двусторонних отношений окажутся напрасными, было очевидно уже по предвыборным заявлениям Д.Трампа в адрес Ирана, а после его избрания президентом США антииранская риторика начала воплощаться в практические действия. Новые санкции и, возможно, более радикальные меры со стороны США стали логическим последствием визита Д.Трампа в Саудовскую Аравию и Израиль.

Обострение отношений между Тегераном и Вашингтоном может привести к серьезным последствиям во всем ближневосточном регионе. Важную роль в дальнейшем развитии ситуации должны сыграть Россия, Европа и даже Китай.

52.23MB | MySQL:103 | 0,587sec