Ситуация в Египте: июнь 2017 г.

В июне Египет сыграл самую активную роль в действиях ряда арабских стран против Катара, обвиненного ими в поддержке «терроризма». 5 июня Каир объявил о разрыве дипломатических отношений с Дохой, последовав тем самым примеру Саудовской Аравии и Бахрейна. Одновременно Египет объявил о закрытии своих воздушных и морских границ «для всех транспортных средств Катара». Эта мера была предпринята несмотря на то, что в Катаре работает до 300 тысяч египтян. Аналогичные меры предприняли союзники АРЕ из числа стран Персидского залива.

Тут же Катар был исключен из арабской военной коалиции, которая воюет против проиранских повстанцев-хоуситов в Йемене. В тот же день послу Катара в Египте было предложено покинуть АРЕ в течение 48 часов.

Напряженность в отношениях между Египтом и Катаром возникла еще в 2013 г. после того, как египетские военные отстранили от власти президента – исламиста Мухаммеда Мурси, который пользовался поддержкой Дохи. Затем Катар неоднократно осуждал репрессии, которые были направлены против ныне запрещенных в Египте «Братьев-мусульман», объявленных террористической организацией.

В заявлении МИД АРЕ о разрыве дипотношений отмечалось, что Катар «устойчиво проводит политику, враждебную по отношению к Египту». В нем напоминалось, что «завершились провалом все попытки убедить Катар отказаться от поддержки террористических организаций», включая «Братьев-мусульман». В документе отмечалось, что Катар продолжает «принимать лидеров «Братьев-мусульман», которые осуждены в Египте по обвинениям в причастности к террористическим операциям».

Каир обвиняет Доху в том, что та «педалирует идеологию «Аль-Каиды» и «Исламского государства» (обе организации запрещены в РФ – авт.), и поддерживает террористические операции на Синайском полуострове».

Стоит заметить, что демарш Каира, Эр-Рияда, Абу-Даби и Манамы последовал всего 15 дней спустя после поездки в регион президента США Дональда Трампа, в ходе которой тот призвал мусульманские страны мобилизоваться в борьбе против религиозного экстремизма.

8 июня в Каире с визитом побывал глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан, по итогам визита которого две страны подтвердили их общность взглядов на вопросы борьбы с терроризмом. Они также подтвердили намерения Парижа и Каира взаимодействовать по вопросам стабилизации в Ливии.

8 июня Египет потребовал от ООН провести расследование обстоятельств того, как Катар выплатил «огромный» выкуп одной из «террористических групп», связанной с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в РФ), за освобождение членов правящей семьи, захваченных в плен во время охоты на границе Саудовской Аравии с Ираком. Впоследствии джихадисты, по имеющимся данным, перевели своих высокопоставленных пленников в Ирак.

Заместитель представителя Египта при ООН Ихаб Мустафа назвал и сумму выкупа – 1 млрд долларов. По его оценке, если это обвинение подтвердится, речь будет идти о «прямой поддержке террористов». Он напомнил, что ООН в своих многочисленных резолюциях предлагает странам – участницам организации не выплачивать выкупы и не делать политических уступок террористам.

Уже 9 июня Саудовская Аравия и ее союзники опубликовали список лиц и организаций, которые, по их мнению, могли быть связаны с террористической активностью, поддерживаемой Катаром. Эти лица и организации, значащиеся в данном списке, «связаны с Катаром и находятся на службе подозрительной политической программы эмирата», отмечалось в совместном коммюнике Саудовской Аравии, ОАЭ, Бахрейна и Египта. В этот «черный список» попали 59 человек и 12 организаций. Кроме подданных Катара в нем фигурируют лица и организации, имеющие происхождение из Египта, Бахрейна и Ливии.

Стоит напомнить, что после терактов 11 сентября 2001 года в США Саудовская Аравия также была в центре обвинений, согласно которым она терпимо относится и даже поддерживает группы экстремистов.

С учетом наметившегося на фоне кризиса с Катаром очередного сближения Египта и Саудовской Аравии в июне вновь возникла тема двух необитаемых островов в Красном море, которые АРЕ то уступает Саудовской Аравии, то отказывается делать это.

13 июня комиссия по законодательству египетского парламента «вдруг» одобрила проект противоречивого соглашения, предусматривавшего передачу Саудовской Аравии упомянутых выше островов Тиран и Санафир. Это решение открыло дорогу для голосования в парламенте в отношении этого более чем чувствительного для египтян вопроса. В комиссии по законодательству за соглашение проголосовали 35 человек, 8 были против. Голосование состоялось по истечении 3-хдневных дебатов, которые, как утверждают, были очень напряженными. До голосования в парламенте этот вопрос рассматривался также в парламентской комиссии по обороне.

Напомним, что правительство Египта решило уступить Саудовской Аравии эти острова в апреле 2016 года. Это решение вызвало взрыв гнева среди египтян. К тому же тогда испортились отношения между Каиром и Эр-Риядом из-за Сирии – Египет принципиально поддержал Россию в этом вопросе несмотря на то, что зависел от саудовских денег. Поэтому в Египте нашли юридические лазейки для того, чтобы процесс передачи островов остановить.

Судя по всему, парламентариям были даны некие инструкции – уже 14 июня они дружно поддержали соглашение о передаче островов. Оно вступит в силу в случае, если его утвердит президент АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси.

Это решение парламентариев вызвало новую волну антиправительственных манифестаций. Силы безопасности тут же арестовали 50 активистов оппозиции.

Египетские власти объясняли и объясняют уступку островов тем, что они ранее принадлежали Саудовской Аравии, однако эта страна в далеком 1950 году попросила Египет обеспечить их защиту. Понятно, что этот аргумент вряд ли кого-то устраивает. А неуклюжие действия Каира только показывают его зависимость от Эр-Рияда.

Упомянутые острова в любом случае занимают стратегическое положение на входе в Акабский залив, поскольку они позволяют контролировать израильский порт Эйлат на Красном море.

В ходе шестидневной арабо-израильской войны в 1967 г. острова вместе с Синайским полуостровом были оккупированы Израилем. Согласно Кемп-Дэвидским соглашениям от 1979г. они вместе с полуостровом вернулись Египту, однако последнему было запрещено развертывать на них войска.

Новая юридическая лазейка в вопросе островов была найдена 21 июня, когда Высший конституционный суд Египта приостановил действие всех судебных решений по этой проблеме.

В июне ни куда не делось вооруженное противостояние между египетскими силовиками и религиозными экстремистами. 18 июня управляемое самодельное взрывное устройство сработало на автодороге в одном из южных пригородов Каира в момент, когда рядом с ним проезжал полицейский автомобиль. В результате взрыва один полицейский погиб, 4 получили ранения.

21 июня три вооруженных исламиста были убиты в перестрелке с силами безопасности в Александрии. По данным египетского МВД, речь шла о представителях руководства группировки «Хасм», недавно громко заявившей о себе кровавыми терактами в Каире и Дельте Нила.

23 июня президент АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси продлил на три месяца действие режима чрезвычайного положения, введенного в апреле после двух терактов против коптских церквей в Александрии и Танте.

27 июня Минобороны АРЕ сообщило, что самолеты ВВС Египта нанесли удар по автоколонне из десятка пикапов, которые перевозили груз оружия и готовились пересечь ливийско-египетскую границу. По данным египетских военных, колонна была разгромлена. О неизбежных потерях боевиков не сообщалось.

Ранее, в конце мая, самолеты ВВС Египта нанесли удар по лагерям джихадистов в Ливии сразу после того, как боевики «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) расправились над несколькими десятками коптов в центральной части страны.

29 июня египетские власти повысили цены на бензин в зависимости от сортности на 40 – 50%. Цена газового баллона выросла на 100%. Эти непопулярные меры были направлены на сокращение бюджетного дефицита. Понятно, что они потянут за собой рост цен на все товары массового потребления и транспортные услуги. Чтобы не допустить выступлений протеста, заранее египетские власти объявили о росте зарплат и пенсий на 15%. Как заявил премьер-министр Шериф Исмаил, повышение цен на топливо было необходимым. Оно позволит на 25% сократить расходы государства на поддержание относительно низких цен на топливо.

Ранее, 24 июня, президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси ввел налог на биржевые сделки, обложив им как покупателей, так и продавцов. В первый год действия указа в пользу государства будет взиматься 1,25 египетского фунта с каждой 1 тысячи фунтов сделки, во второй – 1,5 фунта, начиная с третьего – 1,75 фунта. За счет этой меры государство рассчитывает получать ежегодно от 1 до 1,5 млрд фунтов (55 – 80 млн долларов).

В целом можно констатировать, что если раньше эпицентром вооруженного противостояния был главным образом север Синайского полуострова, в июне стало очевидно, что растет напряженность на западной границе Египта.

52.18MB | MySQL:103 | 0,592sec