Подъем технологичного и инновационного терроризма. Часть 5

В конце мая этого года Фонд политических, экономических и социологических исследований (SETAV), базирующийся в Анкаре, опубликовал исследование под заголовком «Стратегия ДАИШ (ИГ – запрещённая в РФ террористическая организация) в сфере БЛА. Подъем технологичного и инновационного терроризма».

Продолжаем рассматривать анализ с нового раздела, озаглавленного «Многовинтовые БЛА».

Как пишет автор документа, подобные модификации БЛА являются излюбленным инструментом нанесения бомбовых ударов со стороны ИГ. Они, как всем хорошо известно, легко могут быть приобретены в интернете и продаются в комплектации, обеспечивающей возможность немедленного запуска. Кроме того, есть возможность их лёгкой модернизации. Также, особенности конструкции, позволяющие подобным дронам (в первую очередь, речь идёт о квадрокоптерах) зависать в воздухе, обеспечивают возможность сброса бомбы на заданную цель.

Среди многопропеллерных БЛА самой распространенной серией является серия Phantom китайского производителя DJI. При использовании этой модификации оказывается возможным следить за выбранным движущимся объектом. Одновременно, она позволяет отправлять изображение высокого разрешения на расстояние до 5 километров. Предел по продолжительности полёта составляет около 30 минут. Дроны этой модификации в состоянии распознавать на пути полета препятствия и избегать возможных столкновений. Они оснащаются специальными механизмами с целью бомбометания.

Именно такие модифицированные дроны, захваченные со стороны иракских сил безопасности, представлены на рис.5. Под БЛА располагается пластиковое Ёмкость, позволяющее нести один 40-мм боезаряд. Выброска производится с помощью механизма, приводимого в движение сервомотором.

Рис. 5. Квадрокоптеры, захваченные иракскими силами безопасности.

Рис. 6. Установка боеприпасов на квадрокоптеры.

Рассматривая Рис.6, на нем можно увидеть одну из модификаций БЛА, оснащенную камерой, направление которой в вертикальной плоскости изменяется на 180 градусов, и в горизонтальной — на 360 градусов. Также виден механизм, позволяющий оснащать БЛА двумя 40-мм боеприпасами и осуществлять их применение по заданной цели. Обращает на себя внимание оснащение боеприпаса оперением, которое обеспечивает вертикальное падение вниз на заданную цель. Как было сказано выше, механизм выброски приводится в движение специально установленным сервомотором по команде оператора.

Разумеется, две упомянутые выше особенности этих БЛА (вращающаяся камера и способность к зависанию в воздухе) резко повышают точность бомбометания. В настоящее время возможности несения самодельных взрывных устройств или боеприпасов – ограничены, однако можно предвидеть, что в будущем масса груза и точность, как для аппаратов с жестким фюзеляжем, так и для квадрокоптеров будут улучшены.

Следующий раздел отчёта называется «Используемое программное обеспечение».

Как это следует из одного из опубликованных со стороны ИГ видео, управление БЛА осуществляется профессионально. Кроме того, на рис.7, приведенном ниже, видно, что с этой целью используется программа Qground Control 2.0. На опубликованных изображениях виден интерфейс оператора и программа, которая отображает в левом верхнем углу экрана такие параметры, как скорость, высота, направление в формате HUD (Head-up Display), параметры связи – в левом нижнем углу, а в правой стороне экрана – карта с местоположением аппарата.

Рис. 7. Интерфейс программы, используемой оператором БПЛА ДАИШ.

Как видно на Рис.8, оператор БЛА находится в импровизированном командном центре. Напротив него располагаются три экрана. Изображение первого экрана не видно. Зато на втором, как раз, — изображение упомянутой выше программы Qground Control 2.0 с картой Мосула. Третий экран отображает сделанные БЛА фотографии в режиме реального времени. Это – экран обнаружения и анализа целей. Человек, сидящий за командным пультом с рацией, отдает команды.

Рис. 8. Командный пункт ДАИШ.

Как пишет автор, программа Qground Control — программа с открытым кодом. По этой причине сторонники ИГ имеют возможность её развития. В частности, речь идет о планировании полёта и обеспечении возможности его контроля со стороны программы. При этом простота программы позволяет её использовать даже новичкам. Следует выделить следующие особенности программы:

  1. Возможность режима автопилота.
  2. Индикация на карте положения БЛА и направления его движения.
  3. Благодаря установленной на БЛА камере, обеспечивается регулярная передача изображений.
  4. Одновременный контроль и управление несколькими дронами.

В качестве географической базы данных используется Google Maps. Программа позволяет планировать будущий полет и просматривать его в режиме «демо».

Единственное, что требуется после ввода параметров высоты и скорости, а также формирования маршрута – это нажать кнопку Fly view. Дальнейшее программа сделает сама в автоматическом режиме, вернув БЛА, после завершения миссии, в точку взлета. В том случае, если на протяжении полета возникает необходимость внесения корректировок – это также можно сделать, введя новые инструкции.

При этом, в каждой миссии есть точка старта (Planned Home Position), что позволяет безошибочно строить дальнейший маршрут полета. Кроме того, для каждого БЛА можно задавать разные точки старта. Наличие карты памяти на камере БЛА позволяет в дальнейшем получать данные для анализа (и для пропагандистских видео). Впрочем, это – палка о двух концах: силы безопасности в случае захвата БЛА могут определить маршрут полета и, что самое важное, точку его взлета.

52.32MB | MySQL:110 | 0,494sec