Обзор очередной контртеррористической операции ВС Пакистана

Как известно, ВС США и их союзники  постепенно наращивают свое военное присутствие в Исламской
Республике Афганистан и возрождают практику рейдов на территории подконтрольные движению «Талибан». Конечно, эффективность этих рейдовых операций оставляет вопросы, поскольку даже в период сосредоточения максимального количества подразделений Сухопутных войск, Сил специальных операций, Корпуса морской пехоты  ВМС США военнослужащие ВС США всегда взаимодействовали с авиацией, которая обеспечивала разведку и прикрытие. Фактически на протяжении всей афганской кампании в ходе любого специального мероприятия присутствие частей и соединений ВВС США, а также их коллег из армейской авиации и подразделений штурмовой авиации Национальной гвардии США являлось определяющим фактором.

В настоящее время на территории Афганистана действуют, как отряды движения «Талибан», так и «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России), ведущие активные боевые действия против правительственных сил за контроль над территорией. По оценкам американских специалистов, подразделения ВС ИРА не способны бороться с новыми отрядами ИГ, которые будут прибывать из районов боевых действий в Ираке и Сирии по мере сокращения «ареала обитания» в этих двух ближневосточных государствах.

Очевидно,  что официальный Кабул будет проигрывать противостояние с исламистами по двум основным причинам.

Во-первых, правительственные подразделения не способны вести активные боевые действия на нескольких направлениях одновременно, что дает боевикам возможность перегруппировывать свои силы.

Во-вторых, у официального Кабула не хватает финансов на приобретение нового вооружения, необходимого для проведения крупномасштабной контртеррористической операции.

В этих условиях, власти соседнего Пакистана вынуждены продолжать войсковую операцию Radd-ul-Fassad, которую подразделения специального назначения – рейнджеры и коммандос, отряды саперов инженерных подразделений Сухопутных войск Пакистана, эскадрильи ВВС проводят уже с февраля 2017 г.

Новый этап операции, начатый в июле с.г. получил условное обозначение Khyber IV. Командующий операцией – генерал-майор Шахин Мажар Махмуд. Основные усилия пакистанские военные сосредоточили на Территории племен федерального управления, а именно в долине Ражгал. Сложный рельеф местности и большая высота над уровнем моря (более 3000 м) обуславливают применение высококвалифицированных отрядов специального назначения, которые смогли за последние 20 дней захватить ключевые возвышенности в регионе, используемые боевиками  в качестве наблюдательных пунктов.

По словам начальника межвидового отдела по связям с общественностью ВС Пакистана – генерал-майора Асифа Гафура всего за прошедшие 5,5 месяцев подразделения специального назначения во взаимодействии со специальными службами провели:

–  46 ударных операций против отрядов ИГ;

– 9000 мероприятий по поиску тайников с оружием.

Кроме того, было организовано 1760 наблюдательных постов в населенных пунктах долины Ражгал, что указывает на серьезные человеческие ресурсы пакистанских спецслужб и военных. Всего под контроль правительственных сил взято около 90 кв. км с учетом того, что площадь долины Ражгал составляет 256 кв. км.

Следует отметить, что кроме ИГ целью военных стали отряды местных исламистов, которые известны под названиями Tahreek-e-Taliban Pakistan, Jumaat-ul-Ahrar, Lahskar-e-Islam, Lashkar-e-Janghvi и активно действуют на территории других административно-территориальных единиц Пакистана или в сопредельном Афганистане. Как отмечают пакистанские обозреватели, исламисты предпочитают применять самодельные взрывные устройства на путях следования подразделений ВС или проводить кратковременные огневые налеты без вступления в непосредственный огневой контакт. Такие приемы обусловлены тем, что местные боевики не обладают широкой сетью эмиссаров, как у ИГ, продолжающих вербовку новых «войнов Аллаха» по всему миру.

Известно, что ВВС Пакистана для ударов по наземным целям задействовали истребители F-16, оснащенные контейнерными оптико-электронными прицельными комплексами (ОЭПК) ASELPOD производства известной турецкой компании ASELSAN.  Как отмечают китайские источники, ВВС Пакистана еще в начале 2017 г. приобрели пробную партию ОЭПК ASELPOD в количестве восьми единиц, а в июне еще 16 комплексов, что позволило полностью укомплектовать один полк истребителей F-16.

Основное предназначение ASELPOD – обнаружение наземных подвижных и стационарных целей в дневное/ночное время суток при полетах на высотах до 10000 м. Китайские специалисты отмечают, что ОЭПК турецкого производства относятся к третьему поколению подобного оборудования и по своим тактико-техническим характеристикам не уступают американскому Sniper XR или французскому Damocles. Также ASELPOD превосходит китайские ОЭПК WMD-7 и YINGS-III по такому основному показателю как дальность обнаружения в дневном режиме – 55 км и ночном – 25 км.

Конечно, в комплект турецкой системы входят не совсем современные мониторы, устанавливаемы в кабине пилота, однако это не критичное замечание к системе, которая обеспечивает истребителю возможность нанесение точных ракетно-бомбовых ударов по наземным целям, что важно при оказании огневой поддержки подразделениям. Единственным серьезным минусом турецкого ОЭПК является невозможность наведения тяжелой корректируемой оперенной бомбы LS-6 и других противорадиолокационных боеприпасов китайского производства.

Следует отметить, что именно благодаря регулярным войсковым контртеррористическим операциям (11 операций начиная с 2007 г.) официальному Исламабаду удается снижать количество террористических актов. Так если в 2014 г. на территории страны было совершено 1156 терактов, то в 2015 уже 161, в 2016 только 43, а за прошедшие семь месяцев зафиксировано всего 9. Основной способ проведения террористического акта – подрыв смертника или применение мощного взрывного устройства. В случае реализации замысла террористам удается убивать от 10  до 100 человек и наносить ранения еще нескольким сотням мирных жителей.

Представители ВС Пакистана уверены, что строительство современной системы охраны государственной границы с соседним Афганистаном позволит в будущем повысить эффективность борьбы, как с исламистами и террористами, так и с контрабандистами и наркосиндикатами, активно использующими территорию Пакистана как транспортный коридор для доставки оружия, наличных денежных средств и наркотиков в сопредельные государства.

Подводя итог вышесказанному, необходимо добавить, что официальные представители ИРА крайне негативно отнеслись к обоснованию к началу операции, поскольку, по словам начальника межвидового отдела по связям с общественностью ВС Пакистана – генерал-майора Асифа Гафура, на территории сопредельного государства борьба с исламистами практически не ведется.

Кроме того, для усиления своей внешнеполитической позиции Генеральный штаб ВС Пакистана направил в Кабул списки, в которых указаны 76 полевых командиров исламистов, скрывающихся на территории ИРА. Следует отметить, что пакистанские военные регулярно информируют командующего контингента ВС США в Афганистане – генерала Джона Николсона о ходе операции.

52.18MB | MySQL:103 | 0,492sec