Подъем технологичного и инновационного терроризма. Часть 6

В конце мая этого года Фонд политических, экономических и социологических исследований (SETAV), базирующийся в Анкаре, опубликовал исследование под заголовком «Стратегия ДАИШ (ИГ – запрещённая в РФ террористическая организация) в сфере БЛА. Подъем технологичного и инновационного терроризма».

Продолжаем рассматривать анализ с нового раздела, озаглавленного «Цели ИГ по использованию БЛА».

Как отмечается автором документа, Мосул стал идеальным местом для организации, использующей в своей деятельности доступные в продаже БЛА. Что, в свою очередь, обусловило интенсивное использование БЛА со стороны ИГ против иракских сил безопасности и курдских отрядов пешмерга.

Тот факт, что городские бои в Мосуле идут в тесном контакте между противоборствующими сторонами, которые для БЛА отнюдь не являются малыми расстояниями, предопределил практичность в их использовании с целью определения целей и нанесения ударов. При этом операторов, базирующихся в мечетях или же жилых домах, практически невозможно отличить от гражданских лиц.

При анализе практики использования БЛА со стороны ИГ можно выделить две основные цели. А именно: нанесение максимального урона противнику и осуществление пропаганды своего потенциала / возможностей в медиа.

С целью достижения этих целей, БЛА используются в трёх качествах, включая:

  1. Наблюдательная деятельность с целью сбора разведданных.
  2. Координирование ударов со стороны смертников, с целью максимизации ущерба – с одной стороны, а также с целью уменьшения риск раннего обнаружения смертников – с другой стороны.
  3. Нанесение непосредственных ударов с использованием бомб и самодельных взрывных устройств.

Следующий раздел документа озаглавлен «Разведка / Наблюдение».

Первые случаи использования БЛА со стороны ИГ зафиксированы с целью сбора информации и разведывательных данных относительно положения иракских сил безопасности и пешмерга. Лишь только спустя некоторое время организация начала использование БЛА с целью нанесения ударов. Но при этом, разумеется, нанесению ударов предшествует, либо непосредственно до, либо заблаговременная деятельность по разведке и наблюдению за целью.

На Рис.9 приведено изображение экрана из видео, снятого со стороны БЛА ИГ. Зелеными точками обозначены силы безопасности Ирака, подъезды к которым забаррикадированы со стороны гражданских автомобилей. С этой точки зрения, при нормальных условиях, для водителя-смертника ИГ найти путь подъезда и нанести удар является невозможным. Поскольку это – своего рода лабиринт и для того, чтобы найти правильный путь, требуется совершить множество выездов методом проб и ошибок. Подобные попытки в таком месте, как Мосул, немедленно вызывают к себе подозрения со стороны сил безопасности. Однако, с помощью БЛА становится возможным определить маршрут, который сразу становится «рабочим».

Рис.9. Экран с видео ИГ, снятого с БЛА.

Если обратиться к Рис.10, то можно увидеть использование аналогичной тактики. С БЛА был зафиксирован конвой иракских сил безопасности, чье продвижение по запланированному маршруту было остановлено. После установления этого факта активизировалась ближайшая к месту ячейка ИГ, которая использовала один из заранее подготовленных и снаряженных боеприпасом БЛА для уничтожения иракского танка.

Следующий раздел документа называется «Средства управления ударами смертников».

Как указывает автор, в дополнение к разведывательной и наблюдательной видам деятельности, которые осуществляют БЛА, дроны стали использоваться  с целью прямого удара или же координирования действий смертников с целью максимизации ущерба противнику.

Рис. 10. Экран с видео ДАИШ, снятого с БПЛА.

На начальных этапах операции в Мосуле удары смертников, с точки зрения причиняемого ущерба, не достигали желаемого для командования ИГ эффекта. Причиной этого являлось либо наличие у иракских сил безопасности достаточного отрезка времени для обнаружения транспорта со взрывчаткой до момента достижения им цели, либо же, в случае если даже не удалось его остановить, — то для того, чтобы рассредоточиться с тем, чтобы минимизировать наносимый ущерб. Как отмечает автор, на самом деле, на начальном этапе операции в Мосуле, удары смертников использовались ИГ скорее не для нанесения значительного ущерба противнику, а для оказания на него психологического давления, а также для мотивации собственных боевиков.

По мере того, как иракские силы безопасности продвигались к центру Мосула, количество ударов по ним со стороны автомобилей со смертниками ИГ, равно как и наносимый ими ущерб, начал расти. В конце концов, начиная с третьей фазы мосульской операции, все пути поставок для ИГ были отрезаны, а Мосул был окружен со стороны иракских сил безопасности и шиитского ополчения «Хашед аш-Шааби». По этой причине для отрезанного от коридоров поставок ИГ оказалось жизненно важным эффективно использовать имеющиеся в их распоряжении запасы боеприпасов. И в этом смысле правильной стратегией стало использование БЛА с целью как четкого определения цели, так и непосредственного нанесения удара.

52.26MB | MySQL:108 | 0,470sec