Подъем технологичного и инновационного терроризма (часть 7)

В конце мая этого года Фонд политических, экономических и социологических исследований (SETAV), базирующийся в Анкаре, опубликовал исследование под заголовком «Стратегия ДАИШ (ИГ – запрещённая в РФ террористическая организация) в сфере БЛА. Подъем технологичного и инновационного терроризма».

Продолжаем рассматривать раздел, озаглавленный «Средства нанесения ударов смертников».

Напомним речь идёт о том, что г. Мосул для ИГ стал одним из тех плацдармов, где было апробировано использование БЛА с целью координации действий смертников, довольно быстро показавшее свою эффективность. Что было особенно актуально в условиях, когда ИГ оказалось отрезанным силами коалиции от каналов материально-технического снабжения.

Как видно из опубликованных ИГ видео, используя свои возросшие возможности в сфере БЛА, организация начала наносить удары по скоплениям живой силы, техники, а также по различным сооружениям.

Как известно, операция по освобождению восточной части Мосула продолжалась около 100 дней. Из официального сообщения генерала Джозефа Вотела сенатскому Комитету по вооруженным силам США следовало, что в ходе операции, проводимой иракскими силами безопасности в восточной части Мосула, было убито 490 человек и ранено около 3 тыс. человек. Потери же в западной части города составили 284 убитыми и 1,6 тыс. ранеными. В эту цифру не входят данные по ущербу нанесенному технике иракских сил безопасности. При этом центральное правительство Ирака официально цифры своих потерь не публикует.

Однако, при анализе видео ИГ становится очевидным систематический характер деятельности этой террористической организации, направленной на нанесение ущерба как живой силе, так и технике противника. Из числа последних видео, показанных ИГ, свыше 50 демонстрируют успешное нанесение ударов смертниками в заминированных автомобилях. Это даёт основания автору документа сделать вывод, что на самом деле цифры потерь – значительно выше тех показателей, которые были озвучены генералом Дж.Вотелом. И в координации нанесенных ударов значительную роль сыграли именно беспилотные летательные аппараты.

Следующий раздел называется «Выбор транспортного средства» (для нанесения смертником удара – В.К.).

Как отмечает автор, на первом этапе ИГ в качестве транспорта для взрывных устройств предпочитали грузовики и фургоны с большой вместимостью кузова, соответствующим образом «модернизированные». Это позволяло использовать лишь одно транспортное средство с загрузкой его самодельным взрывным устройством максимальной мощности. Кроме того, передняя часть транспорта, а также колеса «бронировались», то есть защищались толстыми металлическими листами. Целью подобной модификации было преодоление баррикад, возведенных иракскими силами безопасности с целью воспрепятствовать проезду транспорта, а также защита водителя от поражения. На рис.11 показаны подобные модификации грузовиков с большими, открытыми кузовами, заполненными взрывчаткой.

Рис. 11. Транспортные средства, модернизированные ИГ.

Однако, грузовики или пикапы открытого типа (вроде, Toyota Hilux) легко обнаруживались БЛА сил антитеррористической Коалиции и, рассматриваясь в качестве объекта потенциальной угрозы, немедленно уничтожались. Это привело ИГ к мысли об использовании нового типа транспортных средств. Его главными особенностями должны были стать достаточная грузоподъемность (для перевозки взрывчатых веществ) транспорта, помноженная на неприметность, которая не позволяла бы идентифицировать его вплоть до непосредственного момента теракта. С тем, чтобы исключить варианты атаки со стороны сил безопасности, а также не предоставить им достаточного времени для отступления / побега.

С этой целью ИГ обратились именно к тем моделям автомобилей, которые широко использовались со стороны населения в повседневной жизни. Однако, ни хэтчбеки, ни седаны не обладали достаточной грузоподъемностью для несения взрывчатки. По этой причине ИГ отдали свое предпочтения полноприводным, пригодным для пересеченной местности, и в то же время грузоподъемным джипам. В рамках этого подхода имеющиеся в распоряжении ИГ машины марки Toyota начали использоваться для установки в их кузовах вооружения (например, крупнокалиберных пулеметов), а для ударов смертников были выбраны такие марки, как KIA и Hyundai Tuscon. Как это следует из опубликованных террористами видео, а также заявлений иракских сил безопасности, упомянутые марки начали широко использоваться террористами в ходе столкновений в Мосуле. Считается, что эти типы автомобилей попали к ИГ из автосалонов Мосула, после его захвата террористами в 2014 году.

Рис. 12. Транспортные средства, используемые ИГ для террористических атак.

Рис. 13. Экран с видео, снятого со стороны ИГ

Как видно из рис.12, упомянутые автомобили были модернизированы ИГ– бронированы с использованием стальных листов. При этом с целью их камуфлирования броня была покрашена в цвет близкий оригинальному цвету автомобильного кузова. Таким образом, было затруднено обнаружение этих транспортов со стороны БЛА, принадлежащих силам антитеррористической коалиции. С другой стороны, бронь позволяла обеспечить защиту водителя и колес, после того как транспорт смертника, рано или поздно, оказывался обнаруженным.

52.3MB | MySQL:110 | 0,538sec