Роль Ирана в дальнейшем урегулировании сирийского конфликта

С самого начала сирийского конфликта Исламская Республика Иран была и остается в числе заинтересованных и вовлеченных в конфликт сторон. На сегодняшний день в условиях действующего перемирия наряду с Россией и Турцией Иран является посредником в межсирийских переговорах, совместными усилиями которых и  было подписано соглашение о прекращении огня. Однако, после прихода к власти в США президента Дональда Трампа с его антииранской позицией, роль ИРИ в дальнейшем разрешении конфликта в Сирии оказалась под вопросом, что вызывает беспокойство в Исламской Республике.

Соединенные Штаты под предлогом борьбы с террористами продолжают наносить ракетные удары по позициям сирийской армии и шиитских ополченцев в провинции Хомс. Подобные действия американцев не оставляют никакого шанса для сотрудничества между США и Россией по Сирии, пишет иранское агентство Tabnak. Однако, на саммите G-20 в Гамбурге Дональд Трамп и Владимир Путин в ходе двухчасовой встречи пришли к соглашению о прекращении огня на юге Сирии. В будущем соглашение может распространяться и на другие регионе страны, содействуя снижению напряженности, и, возможно, включать в себя создание бесполетных зон.

В этом контексте американское агентство Foreign Policy пишет, что это соглашение подразумевает обращение к Израилю и Иордании с просьбой очистить приграничные районы Сирии, в том числе Голанские высоты, от вооруженных сил, связанных с Ираном, включая отряды  ливанской «Хизбаллы».

После данной договоренности последовало неожиданное распоряжение американского президента прекратить секретную программу ЦРУ, начатую по приказу бывшего президента Барака Обамы с целью обучения антиасадовских умеренных оппозиционеров. В Иране подобное решение Д.Трампа некоторые эксперты связали именно с американо-российскими договоренностями и оценили как уступку для России взамен на уступку с ее стороны. Эта уступка может противоречить интересам Ирана и всей т.н. «оси сопротивления». В связи с этим Ирану нужно предпринять соответствующие действия, чтобы избежать маргинализации его роли в Сирии.

По мнению эксперта по Ближнему Востоку Мустафы Наджафи, в первую очередь ИРИ необходимо распространить зону своего влияния на другие регионы Сирии. На сегодняшний день подконтрольные Тегерану вооруженные силы действуют на северо-западе и юго-западе Сирии, однако, с признанием юго-запада — зоной прекращения огня Россией и США, для иранских военных возникнут трудности для проведения операций. Также существует опасение, что именно эта зона по требованию Израиля может быть признана буферной зоной. Тогда иранским силам придется покинуть этот регион, а их место может занять другой военный контингент, в том числе американский.

На востоке Сирии противостояние между ИРИ и США в последнее время обострилось. Поэтому важное значение будет иметь контроль над  провинцией Дейр-эз-Зор, которая сейчас почти полностью  находится в руках «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России). Здесь иранским силам могут оказать поддержку отряды иракского шиитского ополчения «Хашед аш-Шааби» на западной границе Ирака. Контроль над этим важным регионом Сирии увеличит политическое и общественное влияние Исламской Республики, и не позволит нейтрализовать иранское влияние. Однако, могут последовать и негативные события: вероятное обострение конфликта с курдскими силами и дальнейшее противостояние с США.

В качестве другого варианта сохранения своего влияния в Сирии иранские эксперты видят усиление кооперации с Турцией. У Тегерана и Анкары имеются принципиально расходящиеся взгляды на некоторые вопросы, касающиеся дальнейшей судьбы Сирии, однако обе страны выступают за сохранение территориальной целостности и недопущение раздела страны. Соглашение между США и Россией может стать основой для территориального раздела страны. Поэтому Иран и Турция могут использовать свои инструменты влияния, чтобы защитить собственные интересы в Сирии.

Еще одним стратегическим шагом Тегерана может стать, возможно, вынужденное сближение с Россией. Москва следует в Сирии своим собственным интересам, которые зачастую игнорируют интересы и стратегические цели  ИРИ, однако Россия все еще может выступать для Ирана в качестве временного союзника в сирийском конфликте против усиления американского влияния. На данном этапе необходимо поддерживать имеющиеся отношения и активизировать дипломатические контакты для дальнейшей кооперации действий. На данный момент главная проблема ирано-российского сотрудничества в Сирии заключается в том, что Тегеран до сих пор не знает реальные цели РФ в этой арабской стране.

Для укрепления своих позиции в регионе Тегеран уже начал предпринимать конкретные шаги. 23-го июля министры обороны ИРИ и Ирака Хосейн Дехкан и Ирфан аль-Хаяли подписали соглашение по расширению сотрудничества в военной области и обмену опытом в борьбе с терроризмом и экстремизмом. Соглашение было подписано в Тегеране в рамках визита министра обороны Ирака в иранскую столицу. Западные СМИ уже успели отметить, что углубление военного сотрудничества двух стран может вызывать недовольства Вашингтона.

Что касается постоянной дислокации иранских военных в Сирии, то генерал Мохаммад Али Асуди — старший советник представителя Верховного лидера в КСИР сообщил, что Иран  не собирается размещать свой военный контингент в Сирии и никогда не преследовал цели создавать военную базу в арабской республике.

Примечательно, что определяющую роль Ирана в регионе учитывает Китай, поддержка которого имеет важное значение, т.к. КНР является постоянным членом Совбеза ООН, обладающим правом вето. Об этом говорит недавний визит специального представителя правительства Китая по вопросам Сирии и Ближнего Востока Сяо Яня в Тегеран, где он провел переговоры с советником Верховного лидера ИРИ по вопросам внешней политики и безопасности Али Акбаром Велаяти. По итогам переговоров представители двух стран выступили на совместной пресс-конференцией, на которой Сяо Янь подчеркнул важную роль Ирана в процессе урегулирования сирийского кризиса и установления перемирия. Он также подчеркнул, что Тегеран является главным партнером Китая по Сирии и Пеким намерен и далее сотрудничать с Тегераном на сирийском направлении.

В свою очередь А.А.Велаяти отметил, что визит китайского спецпредставителя в Тегеран является показателем углубления сотрудничества между двумя странами. Он приветствовал тот факт, что усилия Тегерана в деле поддержки законных правительств и народов были оценены другими странами, в том числе союзниками.

Данный визит и совместные заявления в Тегеране определили два неофициальных лагеря в Сирии, не имеющих определенных письменных соглашений и договоренностей, но со сталкивающимися интересами.

О том, что Иран не собирается оставлять Сирию, свидетельствует и заявление заместителя председателя группы дружбы Иран-Сирия Хосейна Рагаб Хосейна о том, что Исламская Республика будет принимать активное участие в дальнейшем восстановлении страны вместе с другими дружественными Дамаску странами.

Несмотря на активность внерегиональных стран, официальными сторонами конфликта являются Россия, Иран и Турция в качестве посредников. В связи с этим разногласия между этими странами существенно затруднит дальнейший ход переговоров. Общей целью Москвы и Тегерана продолжает оставаться борьба с террористами, с чем стороны успешно справляются. Однако, чем ближе окончательная победа, тем больше усиливается напряженность между союзниками по вопросу будущего Сирии.

52.18MB | MySQL:103 | 0,459sec