Ливия: итоги встречи в Париже В.Сараджа с Х.Хафтаром на фоне франко-итальянских переговоров

Глава правительства национального согласия (ПНС) Ливии Фаиз Сарадж и командующий Ливийской национальной армией (ЛНА) фельдмаршал Халифа Хафтар договорились об установлении режима прекращения огня, а также проведении выборов в стране при появлении соответствующей возможности. Об этом говорится в заявлении, которое приняли по итогам переговоров в Париже Сарадж и Хафтар. Они были приглашены во французскую столицу президентом республики Эмманюэлем Макроном. «Обязуемся прекратить огонь и воздерживаться от применения силы в тех случаях, когда речь не идет об антитеррористической борьбе», — говорится в совместном заявлении. Кроме того, в нем отмечается, что «стороны обещали содействовать проведению президентских и парламентских выборов, как только это станет возможным». Участники переговоров признали, что «решение ливийского кризиса может быть обеспечено только политическим путем в рамках процесса национального примирения». В документе также указывается, что «стороны будут вместе работать над дорожной картой для обеспечения безопасности и защиты ливийской территории от любых угроз». Сарадж и Хафтар также попросили Совет Безопасности ООН поддержать эту декларацию и выразили пожелание, чтобы спецпредставитель генерального секретаря ООН по Ливии Гасан Саляме «провел консультации со всеми вовлеченными в конфликт сторонами». Данное соглашение и вообще встречу Хафтара с Сараджем многие эксперты справедливо связывают с активизацией деятельности во французском руководстве нынешнего министра иностранных дел Жан-Ива Ле Дриана, который при прежнем президенте Франсуа Олланде занимал пост министра обороны, и собственно являлся основным архитектором политики Парижа на ливийском направлении. А она, напомним, заключалась именно в четком акцентировании всяческой поддержки (включая и прямую военную в виде французского спецназа) вооруженным силам Палаты представителей в Тобруке, которые возглавляет Х.Хафтар.  Очевидно, что новый президент Франции Э.Макрон не собирается ничего кардинально менять в данном подходе, и все ливийское досье собственно и остается полной прерогативой именно Ле Дриана, который в настоящее время работает в четкой координации с позицией Каира и Абу-Даби по этому вопросу. Парижским соглашениям, которые в принципе ничего еще сами по себе не значат, это лишь пока меморандум о взаимопонимании и не более того, предшествовали серьезные консультации 17 июля с.г. Ле Дриана с глава внешней политики ЕС Ф.Могерини. И особую пикантность эти консультациям придавало то, что Рим, как и Париж, старается играть в Ливии свою особую роль, и французское видение ливийского будущего далеко не всегда совпадает с итальянским. Это мягко говоря. Не будем обманываться в связи с общеевропейским статусом Могерини, в данном случае она является проводником политики именно Рима, а не Брюсселя. И прошедшие франко-итальянские консультации (будем прямо называть этот формат именно таковым по сути) закрепили следующие позиции сторон. Рим признает Х.Хафтара не просто в качестве стороны переговоров по внутриливийскому урегулированию, но и как важную фигуру в рамках реального участия в разделении власти в будущей Ливии. Вопрос в данном случае в том, что Хафтар менее чем на должность единоличного правителя не согласен, а итальянцы в качестве компромисса готовы согласиться только на предоставление ему поста министра обороны.  Но со своей стороны Ф.Могерини выдвинула ряд своих условий.

1.Ле Дриан  должен убедить со своей стороны Каир и Абу-Даби снизить градус своей активности в Ливии, которая пока сосредоточена на максимальном военном поражении прокатарских исламистских сил. Условно — силы Тобрука должны остановится на тех позициях, на которых они сейчас находятся, и не предпринимать дальнейших наступлений на Триполи или Мисурату. Как впрочем ограничить  свою военную активность в Феццане на юге страны.

2.Мисурата наряду с Триполи и Тобруком признается еще одним центром силы в Ливии с соответствующим допуском ее представителей на внутриливийские переговоры о будущей политической архитектуре Ливии. По нашей оценке, такая позиция Рима во многом от лукавого, поскольку значительная часть мисуратовцев на дух не переносит лично Х.Хафтара и категорически не желает видеть его во главе новой ливийской армии. Есть умеренные  в военном совете в Мисурате, которые на такой компромисс готовы, но они пока в меньшинстве. Это по факту означает неудачу такого переговорного процесса по определению. Рим безусловно это понимает, так что данное условие Могерини надо расценивать как «мягкое торпедирование» французской инициативы. При этом сами итальянцы силами заместителя миссии ООН в Ливии генерала П.Сьерра проводят активные консультации с мисуратовцами. В частности, генерал 10 июля встречался и проводил консультации о взаимодействии с «человеком номер два» в военном совете Мисураты А.Миитигой. Так что это итальянское требование об участии мисуратовцев в формате внутриливийского диалога не случайно.

3.Могерини подчеркнула необходимость укреплению ливийских границ в рамках борьбы с незаконной миграцией из стран Африки. При этом она согласилась с французским планом создания многонациональных сил в зоне Сахеля из числа воинских контингентов стран т.н. «Сахельского G5» (Мавритания, Буркина-Фасо, Нигер, Чад, Мали), которые должны играть роль «санитарного кордона» как против мигрантов, так и против исламистского присутствия в регионе. Но при этом она четко подчеркнула, что мартовское «Римское соглашение», которое подразумевает создание из племенных сил туарегов, ауляд сулейман и тубу т.н. «пограничной гвардии» в Феццане под эгидой итальянцев, должно быть реализовано. Это по факту означает, что Рим желал бы оставить этот регион под своим безусловным влиянием, и намекает Парижу на необходимость прекращения любой военной инфильтрации сил Хафтара в него.

  1. Рим безусловно настаивает на проведении всеобщих выборов в Ливии в марте будущего года. Этот момент, кстати, нашел отражение в парижском меморандуме. Почему они так важны для Рима? Это дает возможность с одной стороны итальянской креатуре Ф.Сараджу оставаться на посту премьера ПНС после декабря с.г., когда официально оканчивает срок его мандата, а с другой — фактически лишает любого подобия легитимности Палату представителей в Тобруке и его главу Акиллу Иссу. Последний начал проявлять премьерские амбиции и даже вести переговоры с триполитанскими исламистами во главе с Халифой аль-Гвейли, и его приход в таком качестве во власть в совокупности с передачей портфеля министра обороны Х.Хафтару будет означать де-факто полное доминирование во властных структурах креатур Франции, АРЕ и ОАЭ, чего Риму категорически не надо.

На этом фоне отметим и смену специального представителя ООН по Ливии. М.Коблера сменил бывший министр культуры Ливана Гасан Саляме, и закрепление его роли в парижском меморандуме есть небольшая победа Парижа. Ровно по той причине, что в отличие от М.Коблера Г.Саламе убежденный франкофил и долгое время работал в Парижском институте политических исследований, в силу чего имеет отличные отношения с рядом ключевых советников Э.Макрона: А. Ле Шевалье, советником по африканским делам Ф.Пари, советником по делам Магриба и Ближнего Востока А.Гарби. При этом отметим, что Г.Саламе  отведена французами очень интересная роль: он фактически отведен от диалога с Тобруком, но зато взял на себя основную тяжесть переговоров с силами, которые откровенно враждебны Хафтару. В частности, сейчас он ведет переговоры с одним из лидеров триполитанских исламистов А.Бельхаджем, который сейчас пребывает в эмиграции в Турции. Этот маневр делает роль нового спецпредставителя более демонстративно дистанционной от французской орбиты влияния.

52.25MB | MySQL:103 | 0,609sec