Визит вице-президента Ирака Нури аль-Малики в Москву на фоне референдума о независимости Иракского Курдистана

Федеральное правительство Ирака считает незаконным и неконституционным референдум о независимости Иракского Курдистана. Об этом, как сообщил во вторник телеканал «Ас-Сумария», заявил премьер-министр Ирака Хейдар аль-Абади. «Референдум в курдском регионе — неконституционный и незаконный, мы не будет иметь с ним дело», — сказал он, предупредив, что этот шаг властей Иракского Курдистана будет иметь негативные последствия для всех. Вместе с тем Х.аль-Абади призвал Эрбиль (де-факто столица Иракского Курдистана) к диалогу, направленному на устранение политических разногласий. Напомним, что президент Иракского Курдистана Масуд Барзани заявил о намерении провести референдум о независимости региона 25 сентября 2017 года, на 1 ноября назначены парламентские и президентские выборы. Мы уже сообщали, что в этом желании главы курдской автономии очень много от попыток отвлечь внимание местного населения от серьезных экономических проблем с одновременной попыткой создать таким образом новый юридически обоснованный механизм пролонгации своих властных полномочий уже в качестве президента или премьера уже де-юре «независимого» курдского государственного образования.

Именно в этом контексте надо рассматривать визит вице-президента Ирака Нури аль-Малики в Москву, а совсем не в плане какой-то выходящей за нынешние рамки российско-иракской активности в области ВТС или перспективы «прямого военного присутствия» России в Ираке. Это заявление, которое, по нашей оценке, просто неправильно перевели и истолковали журналисты, вчера распространили практически все СМИ.  «Известно, что у России исторически крепкие отношения с Ираком, поэтому мы бы хотели, чтобы у России было весомое присутствие в нашей стране в политическом и военном плане, — сказал Н.аль-Малики. — Таким образом было бы создано равновесие, которое послужило бы на благо региону, его народам и его странам». Если исходить из этого текста, то речь идет исключительно о желании иракцев закупать российское вооружение и боеприпасы, а не видеть в своей стране российских военнослужащих. Сразу зафиксируем  важный и принципиальный пункт. Это то, что Москва никогда не пойдет в нынешних реалиях на ввод своего военного контингентав Ирак по ряду причин, одной из которых является безусловное отсутствие политической необходимости в этом при наличии гигантских рисков в репутационном и военном плане. Вставать дорогостоящей «стеной разделения» в условиях  набирающего силу суннито-шиитско-курдского противостояния в отношении  нефтеносного Киркука, является совершенно иной схемой действий, нежели чем российские действия на сирийском направлении.   Это как раз тот самый вариант «затягивания в болото», чего пока Москве удалось избежать в Сирии, и что на своей шкуре уже почувствовали США в Афганистане и том же Ираке. Надо оставить иракскую площадку американцам, они там очень быстро сломают себе шею в очередной раз. Нынешняя позиция Москвы в отношении ситуации в Ираке  очень выгодна: она позволяет остаться над схваткой и вести плодотворный диалог со всеми силами внутри страны, при этом оставляя Вашингтону сомнительную роль главного миротворца и посредника. Сразу скажем, что примирить суннитов, шиитов и курдов без кардинального слома нынешней системы разделения властей или фактического распада страны просто нереально. Вот пусть США и пробуют это сделать, собирая по пути все негативные риски для своей и так уже серьезно подмоченной репутации. И еще есть позиция иракского премьера Х.аль-Абади, который даже в самый сложный момент военной экспансии сторонников «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) не пошел на приглашение в страну российских военных летчиков. То есть ожидать, что такая позиция возобладает сейчас, в момент взятия Мосула и резкого военного ослабления ИГ, было бы наивно. Но главное, повторим, что такой сценарий не отвечает коренным российским интересам.

Возвращаясь к теме ВТС с Ираком, отметим два важных и принципиальных момента.

1.Желание Багдада закупать российское вооружение сильно ограничено рамками его финансовых возможностей. Уже на сегодня между Вашингтоном и Багдадом существуют серьезные проблемы в рамках погашения задолженности по уже имеющихся контрактов в области ВТС. Американцы в долг торговать не хотят. Предположим, что Москва также не горит таким желанием.

2.Нури аль-Малики не является на сегодня фигурой такого масштаба, которая может и уполномочена заключать подобного рода контракты. Долгое время находившийся в опале и в общем-то оставшийся на политической площадке, во многом благодаря только резкому вмешательству в ситуацию Тегерана, Н.аль-Малики в данный момент является во многом фигурой более номинальной и служит с точки зрения иранцев и иракских шиитских кланов Басры противовесом нынешнему иракскому премьеру. Единственно, что их сейчас серьезно объединяет, так это резкое неприятие любых проявлений курдского сепаратизма. И визит Н.аль-Малики в Москву надо оценивать исключительно с этой точки зрения. Он приехал для того, чтобы  четко и публично зафиксировать нужную для Багдада позицию российской стороны по этому вопросу. И он это сделал. Россия выступает за то, чтобы власти Ирака и представители Иракского Курдистана решали любые вопросы на основе взаимоприемлемых договоренностей через политический диалог. Об этом заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в интервью курдскому телеканалу «Рудав». «Мы постоянно и последовательно выступаем за то, чтобы Багдад и Эрбиль решали эти и другие вопросы на основе компромисса и взаимоприемлемых договоренностей через политический диалог», — подчеркнул министр. Вот собственно таким завуалированным дипломатическим языком Москва определила свою негативную позицию по отношению к референдуму о независимости Иракского Курдистана. Или, по крайней мере, по отношению к односторонним действиям Эрбиля на этом направлении.   И эту позицию разделяют на данный момент времени все основные политические тяжеловесы. М.Барзани услышал очень много неприятного для себя в этой связи в Брюсселе, куда он отправился на прошлой неделе в попытках получить очередной транш финансовой помощи и заодно уговорить ЕС занять по вопросу референдума «примирительную и нейтральную» позицию. Не получилось. В Брюсселе М.Барзани без всяких дипломатических уловок сказали, что «референдум не приведет к каким-то позитивным результатам», а также посетовали на то, что «его в рамках этого визита не сопровождали представители основных политических курдских партий в лице ПСК Дж.Талабани и Горран». Это обстоятельство, по оценке Брюсселя, «свидетельствует об отсутствии национального консенсуса по вопросу референдума внутри самого Иракского Курдистана». В данном случае позиция ЕС и США четко совпадает с иранской позицией. В то же время, когда М.Барзани выслушивал неприятные для себя вещи в Брюсселе, его главный внутрикурдский оппонент в лице Дж.Талабани выслушивал примерно те же самые оценки в отношении курдской независимости от спикера иранского парламента Али Лариджани в Тегеране. Интересно, что на сегодняшний день главным международным сторонником «курдской независимости»выступает только Израиль, но его роль в этом процессе является безусловно второстепенной.  Так что общемировой негативный консенсус по отношению к идее курдской независимости можно уверенно считать вещью состоявшейся и сформированной. А значит, пока о реальной независимости  Иракского Курдистана можно будет позабыть.

52.27MB | MySQL:106 | 0,609sec