О текущих экономических показателях крупнейших арабских экономик: КСА и ОАЭ

Согласно выводам отчета Международного валютного фонда, опубликованного в понедельник, 24 июля, темпы экономического развития на Ближнем Востоке и в странах Северной Африки существенно замедлились, а в Саудовской Аравии их значение приблизилось к нулю.

После того, как в 2016 году темпы роста превзошли ожидания и составили 5%, в этом году они оставили лишь 2,6 %, то же самое касается и Афганистана с Пакистаном. Единственное исключение составляет Иран, с темпом роста 6,5%, достигнутым за счет снятия торгового эмбарго и увеличения экспорта энергоносителей из исламской республики.

В отношении Саудовской Аравии показатели темпа роста были скорректированы с 0,3 процентов, прогнозировавшихся на апрель, до всего лишь 0,1%.

Это, что называется, абсолютное «дно» для экономики королевства, начиная с 2009 г., когда, несмотря на снижение нефтяной выручки и последствий мирового экономического кризиса, Саудовской Аравии удалось сохранять темпы роста на уровне, примерно, в 2%.

МВФ предупредил о продолжении сохранения негативных тенденций для стран-производителей и экспортеров нефти. После некоторой стабилизации на уровне свыше 55 долларов США за баррель, в результате картельных договоренностей в рамках ОПЕК, а также соглашения между КСА и Россией об ограничении экспорта нефти на мировые рынки, первоначальный положительный эффект был исчерпан, и цены вновь опустились к прежнему значению, примерно, 50 долларов за баррель.

Прогноз экспертов МВФ на 2018 год более оптимистичен, по их мнению, темпы роста региональной экономики составят около 3,3%.

Для Саудовской Аравии прогноз МВФ сулит в 2018 году рост производства в 1,1%, что ниже на 0,2% апрельских показателей текущего года. В 2015 и в 2016 гг. этот показатель составлял, соответственно, 4,1 и 1,7%, что отражает потери нефтедобывающих стран, начиная с середины 2014 г., когда их бюджеты не досчитались сотен миллионов долларов и из профицитных, стали дефицитными.

Для компенсации этих потерь нефтяные страны были вынуждены повысить цены на электроэнергию, некоторые виды товаров и услуг, а также пересмотреть свою финансово-кредитную политику.

Так, по оценке компании Merill Lynch, прирост производства в ненефтяном секторе ОАЭ вырос с 2,2 % в 2016 до 2,7% в текущем году. До 2020 года, когда будет проводиться Всемирная выставка, эксперты рейтингового агентства прогнозируют среднегодовой показатель темпов экономического развития на уровне 3-3,5%. Как положительный пример, приводится факт стабилизации долгов ОАЭ. Неплохо обстоят дела у ОАЭ и с возвратом кредитных средств, и с текущими показателями инфляции. Это лишний раз подтверждает прочные основы экономического чуда ОАЭ, когда всего за каких-то три с лишним десятилетия, они выросли из бедных рыбацких деревушек и стоянок ловцов жемчуга до второй по величине экономики в арабском мире, с валовым национальным продуктом в 1,47 триллиона дирхам (402 млрд доллара США) в 2015 году и приростом на 4,6 % по сравнению с предшествующим годом. На 2018 г. эксперты МВФ ожидают рост показателя ВНП ОАЭ до 1,481 триллиона дирхам.

Благодаря усилиям по диверсификации экономики, роль ненефтяного сектора в ОАЭ выросла до 70%. Все это позволило эмиратам занять 8 место с 76,9 баллами в мировом рейтинге, публикуемом Heritage Foundation совместно с Wall Street Journal, переместившись с  17-го, в 2016 г., и с 25-го, годом ранее, с 72,6 баллами. Высоко оценивают ведущие экономисты и методы экономического хозяйствования в ОАЭ, инвестиционный климат, совершенство работы правительственных механизмов и низкий уровень коррупции.

Возвращаясь к ситуации в экономике КСА, эксперты обращают внимание на сообщение агентства Reuters о том, что, согласно данным из трех «осведомленных» источников, правительство королевства уполномочило компанию «Голдман Сакс» выступить оператором по приватизационной сделке с частью акций международного аэропорта Эр-Рияд.

Холдинговая компания по гражданской авиации решила продать миноритарный пакет акций международного аэропорта имени короля Халеда. Причем, за первой продажей может последовать и вторая. Количество акций или их стоимость не раскрывается, однако аэропорт имени короля Халеда является вторым по величине в королевстве после международного аэропорта имени короля Абдель Азиза в Джидде.

Эта приватизационная сделка является второй по величине после недавней продажи 5 % акций саудовского нефтяного гиганта «Арамко».

В апреле этого года, в рамках программы по преодолению дефицита бюджета, Министерство финансов КСА объявило о выпуске международных бондов, номинированных в долларах США, за которыми последовало размещение займа уже в саудовских риалах на сумму в 51 млрд риалов (13,6 млрд долларов США). Долг королевства с конца 2016 года вырос до 316,5 млрд риалов (84,4 млрд долларов США), что составляет около 12.3% от ВВП в фиксированных ценах, тогда как в 2015 г.  долг КСА оценивался всего лишь в 142,2 млрд риалов (около 38 млрд. долларов США), что составляло 5.9% от ВВП экономики страны.

52.19MB | MySQL:103 | 0,462sec