О ситуации с индонезийскими гражданами в Сирии и Турции. Часть 2

Посольство Индонезии в Багдаде уже связалось с правоохранительными органами и разведкой Ирака, чтобы осуществить процесс передачи 16 граждан Индонезии, находящихся в Ракке[i].

Также практически одновременно с информацией о беженцах индонезийского происхождения в Сирии, появились данные о том, что в Турции были арестованы 37 человек по подозрению в участии в вооруженном или террористическом формировании, причем двое из задержанных — несовершеннолетние. Полиция Индонезии планирует сотрудничать с МИД и миграционной службой, чтобы получить данные касательно нахождения всех индонезийцев в Турции, число которых, как сообщается, довольно большое[ii].

Глава отдела по работе с общественностью полиции Индонезии бригадный генерал Пол Рикванто заявил, что он сейчас изучает предположительное участие 37 граждан  Индонезии, которые сейчас находятся в Турции, в террористической группировке ИГ.

Говоря об отношении представителей общественности к тем, кто возвращаются из Турции и Сирии, нельзя сказать, что в обществе сформировалось к ним однозначное отношение.

Главный председатель общественной организации ГП Анзор Якут Холил Кумас считает, что правительство должно действовать жестко в отношении тех сотен граждан Индонезии, которых депортировали из Турции.

«По моему мнению, их не нужно принимать. Они уже отказались от гражданства», — сказал он. По его мнению, граждане Индонезии, которые захотели присоединиться к ИГ и уехали в Сирию, отказались от концепции унитарного государства Республики Индонезия и ставят своей целью основание халифата[iii].

«Они же уже объявили об отказе от Индонезии, присоединились к ИГ. Сейчас, когда видят, что ИГ терпит поражения, почему-то возвращаются назад».

«У них только одна большая цель – основать халифат. […] Они уже отказались, почему хотят снова возвращаться. Им так удобно. Это нельзя допустить. Поручите найти страну, которая захочет их принять. Правительство не должно их принимать»[iv].

Представители правительства Индонезии же заявили, что государство не может отказать в возвращении гражданам Индонезии, которых депортируют из Сирии, хотя они, как сообщается, приняли решение отказаться от гражданства Индонезии, чтобы проживать на территории, подконтрольной террористической группировке ИГ.

Сотрудник одной из силовых структур Индонезии заявил, что эта позиция была сформирована в ответ на мнение той части индонезийского общества, которая выступает против возвращения десятков женщин и детей из Индонезии, которые на данный момент находятся в Сирии.

«Нет таких положений, на основании которых мы должны отказать гражданам Индонезии в возвращении в качестве депортируемых», – сказал директор отдела по предотвращению Национального агентства по борьбе с терроризмом, бригадный генерал полиции Хамидин[v].

Также в Индонезии звучат мнения, что деятельность граждан Индонезии, которые возвращаются из Сирии, должна тщательно отслеживаться, так как они могут быть террористами, обладающими рядом навыков для совершения терактов.

Бывший глава Национального комитета по борьбе с терроризмом, Аншад Мбаи, заявил, что «в этом году (2017) точно будут те, кто вернутся, так как ИГ там теснят. […] Автоматически большая часть террористов возвращаются в свои страны»[vi].

Несмотря на то, что представитель полиции Сетьо Васисто заявил, что «данных еще нет» касательно количества граждан Индонезии, аффилированных с ИГ, которые возвращаются из Сирии, но он признал, что их десятки.

Аншад Мбаи считает, что те граждане Индонезии, которые возвращаются из Сирии, обладают навыками сборками оружия и взрывных устройств. Также он заявил, что на основании той информации, которой он обладает, «почти 90 граждан нашей страны (Индонезии — авт.) погибли (в Сирии) включая террористов смертников в ходе боевых действий. (Они) преисполнены стремления не уступить террористам из Франции, Великобритании, Бельгии и даже самого Ближнего Востока»[vii].

Однако также есть мнение, что не все граждане Индонезии, которые возвращаются из Сирии, являются сторонниками ИГ, поэтому их возвращение в Индонезию можно использовать в рамках кампании по борьбе с терроризмом. По признаниям десятков граждан Индонезии, которые уехали в Сирию для того, чтобы вступить в ряды ИГ, они сильно разочаровались в своем решении.

Специалист по вопросам терроризма из Университета Индонезии, Ридван Хабиб, уверяет, что не все граждане Индонезии, которые уехали в Сирию, имеют такие навыки, о которых говорит Аншад Мбаи.

«Возможно, что в Сирии они были просто поварами. Возможно, что они ничего не совершали», —  сказал Ридван Хабиб. Он заявил, что не все индонезийцы, которые воюют в Сирии, поддерживают ИГ. «Многие из них являются членами группировок, которые воюют против президента Башара Асада и при этом не поддерживают ИГ»[viii].

Ридван Хабиб привел пример «Джебхат ан-Нусры» ( запрещена в России) как одной из группировок, которая принимает участие в боях в Сирии, но «при этом не является сторонницей ИГ». Так, например, по его словам «сын Абу Джибрила, руководителя совета моджахедов Индонезии, воевал на их стороне».

По его мнению, индонезийцы, которые присоединятся к подобным группировкам «не представляют особой опасности», потому что, по их мнению, с Индонезией как государством не нужно вести войну. «В то же время ИГ считает, что со всеми странами нужно вести боевые действия, включая Индонезию»[ix].

Он считает, что в Сирии много граждан Индонезии, которые воюют в том числе за группировки, которые не поддерживают ИГ, потому что эту страну рассматривали как «место джихада». «Сирия – это как будто Афганистан в 1990-х гг., когда его хотел покорить Советский Союз. Сейчас они сражаются против режима Башара Асада, который, как считается, притесняет суннитов».

Более того, по мнению Ридвана Хабиба, особое внимание нужно уделить тем гражданам Индонезии, которые еще не уехали в Сирию, «вдохновившись доктриной ИГ из социальных сетей, например, канала Телеграмм». Он привел в пример террористов-смертников, которые совершили теракт на остановке Кампунг Мелаю в Джакарте, Ихвана Нурул Салама и Ахмада Сукри, которые никогда не были в Сирии.

Также Ридван Хабиб настаивает на том, что граждане Индонезии, которые только что вернулись из Сирии, должны «быть использованы для борьбы с ИГ».

«От них мы знаем факты, что на самом деле происходит в Сирии: нет спокойствия и удовлетворения, как об этом говорит ИГ. Если они возвращаются, правительство Индонезии должно использовать их для, например, создания коротких видеороликов, выступлений на телевидении и радио для того, чтобы они могли заявить, что пропаганда ИГ – это ложь». По его мнению, это эффективно, «потому что они были там по сравнению с заявлениями тех, кто там не был (в Сирии)»[x].

Несмотря на такую позицию, он надеется, что каждый гражданин Индонезии, который приезжает из Сирии, должен тщательно проверяться на предмет того, является ли он все еще сторонником ИГ или уже осознал свою ошибку. «Тех, которые осознали, можно использовать. И не нужно ждать приглашений, потому что это обычный механизм безопасности миграционной службы».

Мнение Ридвана Хабиба, безусловно, выделяется из общей канвы: данный «эксперт» дает если не положительную, то уж точно не отрицательную оценку действиям тех граждан Индонезии, которые принимали участие в боевых действиях против правительственных сил Сирии на стороне террористических группировок, которые не «сотрудничают» с ИГ. Попытка обелить террористов, которые не связаны с ИГ, вызывают ряд вопросов, в том числе касательно его профессионализма как «эксперта» и его идеологических воззрений. Однако для понимания того восприятия ситуации на Ближнем Востоке, которое сейчас есть в Индонезии, необходимо приводить весь спектр мнений и позиций.

На данный момент правительство и силовые структуры Индонезии предпринимают все необходимые меры для того, чтобы противостоять угрозе проникновения террористов индонезийского происхождения с Ближнего Востока в страну, при этом не отказывая гражданам Индонезии (некоторые из которых даже отказались от этого гражданства, сделав выбор в пользу террористической группировки ИГ) вернуться на родину. Отделить зерна от плевел: именно так видят свою задачу власти Индонезии на данном этапе.

 

[i] http://www.bbc.com/indonesia/indonesia-40298829

[ii]http://nasional.kompas.com/read/2017/07/07/17285201/polri.dalami.keterkaitan.37.wni.di.turki.dengan.isis

[iii] http://nasional.kompas.com/read/2017/07/18/17390501/gp-ansor—mereka-sudah-menolak-nkri-gabung-isis-tak-usah-diterima

[iv] http://nasional.kompas.com/read/2017/07/18/17390501/gp-ansor—mereka-sudah-menolak-nkri-gabung-isis-tak-usah-diterima

[v] http://www.bbc.com/indonesia/indonesia-40430349

[vi] http://www.bbc.com/indonesia/indonesia-40502780

[vii] http://www.bbc.com/indonesia/indonesia-40502780

[viii] http://www.bbc.com/indonesia/indonesia-40502780

[ix] http://www.bbc.com/indonesia/indonesia-40502780

[x] http://www.bbc.com/indonesia/indonesia-40502780

 

52.23MB | MySQL:103 | 0,518sec