Ситуация в зоне Сахеля: июнь 2017 г.

В Мали июнь начался с минометного обстрела, которому подвергся лагерь миротворцев ООН (Minusma) в Томбукту. Как сообщил Генштаб французской армии, в результате обстрела несколько французских солдат получили ранения, поскольку одна из мин разорвалась близ места расположения французских военных из контингента «Бархан».

В настоящее время в рамках операции «Бархан», проводимой в пяти странах Сахеля, в Мали развернуты около 1600 французских военнослужащих. Штаб-квартира миссии развернута в Нджамене.

1 июня стало известно, что в серии атак, выполненных джихадистами в Мали и Нигере, погибли 3 малийских солдата и как минимум 6 военных из Нигера.

Атака на территории Нигера была выполнена в районе населенного пункта Абала в 200 км к северу от Ниамея близ границы с Мали. Там погибли 4 национальных гвардейца и 2 жандарма. В атаке на блок-пост военных участвовали до 14 внедорожников с пулеметами. Ни одна из группировок не взяла на себя ответственность за эту атаку.

В нигерском районе Тиллабери, к которому относится г.Абала, с марта с.г. действует режим чрезвычайного положения.

В тот же день на севере Мали близ границы с Мавританией в 30 км от Нампалы в засаду попала логистическая автоколонна малийской армии. Нападавшие сначала подорвали головную машину, а затем атаковали остановившуюся колонну. Малийским военным удалось отразить нападение, потеряв при этом 3 человек убитыми, 3 – ранеными. Ответственность за нападение в Мали взяла на себя «Группа поддержки ислама и мусульман» (ГПИМ). По данным ГПИМ, в том нападении погибли 9 малийских солдат и 2 ее боевика.

В свою очередь командование контингента «Бархан» сообщило 2 июня, что в ходе антитеррористической операции, проводившейся в период с 28 мая по 1 июня в лесу Серма в 200 км к юго-западу от Гао были уничтожены 20 террористов. Операция проводилась при поддержке истребителей «Мираж-2000» и боевых вертолетов «Тигр».

В Буркина-Фасо в ночь со 2 на 3 июня в серии атак на три населенных пункта в пограничной с Мали провинции Сум на севере страны были убиты 5 человек. Нападениям подверглись населенные пункты Погволь, Петега и Куру Пель. По данным местных спецслужб, эти атаки могла выполнить джихадистская группа «Ансарул ислам». Жертвы нападений могли подозреваться джихадистами в сотрудничестве со спецслужбами, хотя последние утверждали, что погибшие не имели каких-либо отношений с ними.

5 июня глава европейской дипломатии Федерика Могерини объявила в Бамако, что ЕС выделил в виде помощи 50 млн евро, которые пойдут на то, чтобы помочь пяти странам Сахеля создать совместный воинский контингент, предназначенный, в частности, для борьбы с террористами. В этой связи глава МИД Мали Абдулае Диоп сообщил, что решено удвоить численность этого контингента с 5 до 10 тысяч человек. Первоначальным планом предусматривалось, в частности, развертывание семи пехотных батальонов численностью 650 человек каждый.

Штаб-квартиру совместного контингента предполагается развернуть в Бамако. Он будет действовать независимо от миротворцев из миссии Minusma, развернутой в Мали с 2013 г.

Невольно возникает вопрос — является ли создание совместного контингента констатацией беспомощности французского контингента «Бархан», миротворческого контингента Minusma и малийской армии в вопросе борьбы с терроризмом в Мали и других странах  Сахеля?

Отвечая на него, некоторые эксперты напоминают, что две из пяти стран Сахеля — Мали и Буркина-Фасо — имеют национальные армии с очень ограниченными — мягко говоря — возможностями. Армии еще двух стран — Нигера и Чада — уже задействованы на нескольких других фронтах. В этой ситуации совместный контингент Г5 — в случае, если он получит право действовать повсеместно на территориях стран «пятерки» — станет своего рода «пожарной командой», которая будет направляться туда, где она будет необходима. Кроме того, контингенты «Бархан» и Minusma нацелены на борьбу против групп, связанных с «Аль-Каидой» и «Исламским государством» (обе запрещены в РФ). Наличие совместного контингента позволит Г5 использовать его и против множества других целей. Например, речь идет о действующей на севере Буркина-Фасо группе Малама Дико, функционирующей автономно от ГПИМ.

В любом случае эксперты единодушны в том, что для становления совместного контингента даже при условии полноценного финансирования потребуется от 2 до 3 лет, особеннно с учетом того, что армии всех пяти стран испытывают нехватку опытных унтер-офицеров и офицеров.

Как бы там ни было, 21 июня Совбез ООН единогласно принял резолюцию, в которой приветствовал создание совместного контингента пяти стран зоны Сахеля. Проект резолюции подготовила Франция.

9 июня стало известно о комбинированной атаке, которой подвергся лагерь миротворцев в г.Кидаль на севере Мали. Там сначала нападавшие выпустили по лагерю свыше 10 реактивных снарядов и минометных мин, а затем атаковали его. В результате нападения погибли трое миротворцев, еще восемь получили ранения. В лагере Minusma в Кидале находились главным образом миротворцы из Гвинеи и Чада. Уже позднее стало известно, что все трое погибших были из Гвинеи.

16 июня в Мали были атакованы посты таможенников и полиции в районах границ с Нигером и Буркина-Фасо. В результате этих атак погибли 2 гражданских лиц и 1 малийский солдат. 17 июля атаке подвергся полевой лагерь малийских военных в районе Бинтагунгу в 80 км от Томбукту. Там погибли 5 малийских солдат, 8 получили ранения, несколько пропали без вести. По всей видимости, нападавшим удалось ворваться внутрь лагеря, где они овладели находившимся там военным имуществом, и в частности, 9 автомобилями.

17 июня Нигер развернул в районе Тиллабери пехотный батальон, бойцы которого прошли специальную подготовку для борьбы с террористами. Численность батальона – 245 человек. По утверждениям нигерийских военных, его бойцы хорошо оснащены и экипированы.

18 июня канцелярия президента Франции сообщила о гибели на севере Мали в районе Гао очередного французского солдата, погибшего «случайной смертью» в ходе «десантной операции».

В тот же день джихадисты атаковали находящийся в пригородах Бамако туристический центр Кангаба, посещаемый иностранцами. В результате атаки, по первоначальным данным, погибли 2 человека. В итоге погибших оказалось 5. Нападавшим удалось захватить до 30 заложников, но они были тут же освобождены малийским спецназом, действовавшим при поддержке французских военных из контингента «Бархан» и миротворцев из контингента  Minusma. Среди временных заложников было до 15 французов. Ответственность за нападение взяла на себя ГПИМ.

Пор одной из версий происшедшего, среди отдыхавших в Кангабе был французский военнослужащий при оружии. Он первым заметил атаковавших, открыл огонь по ним и вынудил их отступить. Затем нападавшие окружили зону отдыха и в течение достаточно большого времени вели огонь по находившимся в ней людям. И только затем к месту нападения подоспел малийский спецназ.

Предыдущее нападение на иностранцев в Бамако было совершено в марте 2016 г. Тогда атаке подвергся отель «Север-Юг», в котором находились сотрудники европейской миссии, которая занимается подготовкой малийских военных (EUTMMali).

Кстати, еще 9 июня посольство США в Мали предупредило американцев, находящихся в этой стране, о «росте угрозы террористической атаки» в Бамако в местах, посещаемых выходцами из западных стран.

Уже 19 июня министр безопасности Мали Салиф Траоре заявил, что в ходе антитеррористической операции в Кангабе уничтожены четверо из числа нападавших.

В начале 20-х чисел июня был освобожден швед Йохан Густафсон, похощенный боевиками «Аль-Каиды» в ноябре 2011 года на севере Мали. Уже 26 июня он был доставлен в Стокгольм. Судьба похищенного одновременно с ним гражданина ЮАР остается неизвестной. Объявившая о возвращении Й.Густафсона в Швецию глава МИД этой страны Марго Вальстрем ничего не стала говорить при этом об условиях освобождения шведа, отметив лишь, что оно стало результатом «нескольких лет усилий», приложенных спецслужбами, политиками, дипломатами. Она также отказалась уточнить, выплачивался ли выкуп за освобождение шведа. Тем не менее министр напомнила, что «политика Швеции состоит в том, чтобы не выплачитвать выкупы похитителям».

По данным источников в малийских спецслужбах, швед был освобожден в пустыне на севере Мали. Его похитила и удерживала группа «Аль-Фарутан», аффилированная с «Аль-Каидой в странах (исламского) Магриба» (АКИМ).

Й.Густафсон был одним из четырех иностранцев, похищенных 25 ноября 2011 года в Томбукту. Вместе с ним были захвачены граждане и подданные ЮАР, Голландии и Германии. Немец погиб при захвате, поскольку оказал сопротивление похитителям. Ответственность за похищение взяла на себя АКИМ. Голландец был освобожден французскими военными в 2015 г.

8 июня стало известно, что правительство Мали назначило на 9 июля референдум по вопросу дополнения основного закона страны рядом положений, связанных с мирным соглашением 2015 г. В случае положительного результате голосования конституция учтет существующие реалии, а именно – создание на севере страны пяти административных районов с местными парламентами, наделенными большими полномочиями, как это было предусмотрено Алжирскими мирными соглашениями.

Уже 20 дней спустя президент Мали Ибрагим Бубакар Кейта отложил проведение референдума на неопределенный срок. Это решение привело к многотысячным манифестациям в Бамако тех, кто поддерживал проект новой конституции. Одна из них прошла 28 июня.

30 июня Совбез ООН продил на один год мандат Minusma, одновременно усилив мандат Миссии при сохранении ее численности в 13 тысяч человек военнослужащих.

В любом случае происшедшее в Кангабе стало еще одним доказательством низкой боеспособности малийских военных, причем не самых простых, поскольку они не смогли достаточно оперативно прибыть к месту происшествия.

52.19MB | MySQL:103 | 0,439sec