Оценка Турцией действий США в Ираке

Турция стремится играть роль региональной державы, используя различные возможности для того, чтобы действовать в качестве своего рода моста между Западом и Востоком. При этом по глобальным международным проблемам, включая вопросы разоружения, международного сотрудничества, отношения к процессам, происходящим в России, СНГ и странах Восточной Европы, турецкое руководство выступает, как правило, с общенатовских позиций.

Многоплановые внешнеполитические ориентиры Турции представлены участием в НАТО и сотрудничеством с США, ассоциированным партнерством с ЕС и ЗЕС, членством в ОБСЕ и Совете Европы, на исламском направлении — в ОИК и региональном — в ОЭС и ЧЭС.

Наиболее тесные связи на основе «широкомасштабного продвинутого стратегического партнерства» у Анкары налажены с Вашингтоном. Действует комплекс двусторонних договоров и соглашений по политическим, военным, экономическим и другим вопросам. Турция продолжает рассматривать США в качестве главного стратегического партнера в политической, экономической, военной областях, а также в сфере безопасности. Это обусловлено зависимостью Анкары от американских поставок вооружений и военной техники, поддержкой Вашингтона в вопросах предоставления кредитов МВФ и Всемирного банка для программы стабилизации национальной экономики, лоббированием администрацией США интересов Турции в вопросах ее интеграции в Европейский союз, обещанием Белого дома предоставить турецкому бизнесу выгодные проекты и контракты в процессе послевоенного обустройства Ирака. Анкара тесно связана с Вашингтоном обязательствами и в рамках блока НАТО, который она считает единственным отлаженным механизмом обеспечения глобальной и региональной безопасности с реальной возможностью в случае необходимости применения силы.

Вместе с тем на нынешнем этапе Анкара все активнее отрабатывает евразийский вектор своей внешней политики, предполагающий тактическую корректировку некоторых ориентиров, которая, как правило, не носит стратегического характера. Так, несмотря на то, что внешняя политика Турции имеет весьма высокую степень преемственности, приход к власти в ноябре 2002 года возглавляемой Р.Т. Эрдоганом Партии справедливости и развития (ПСР) определил наиболее существенные за последнее время подвижки во внешнеполитических приоритетах Анкары. В частности, произошло некоторое охлаждение в отношениях с Израилем, которое продолжалось до конца 2004 года. Начался процесс сближения с Ираном и Сирией. Активизировались связи с Россией, особенно по политической линии. Показательным в этом плане является визит Р.Т. Эрдогана в декабре 2002 года в качестве генерального председателя ПСР в Москву, где он, не будучи еще премьер-министром страны, был принят президентом РФ В.В. Путиным. Между ними прошли очень продуктивные переговоры, в ходе которых была достигнута договоренность о первом в истории межгосударственных отношений официальном визите российского президента в Турцию, что и было успешно реализовано в декабре 2004 года.

Все эти коррективы внешнеполитического курса нового турецкого правительства были встречены Вашингтоном с неодобрением, которое регулярно доводится до Анкары по дипломатическим каналам. Вашингтон выражает недовольство по поводу недостаточной поддержки Анкарой операции в Ираке, жесткой критики действий американской администрации в процессе его послевоенного обустройства, включая подготовку, проведение и результаты парламентских выборов, формирование правительства и местных органов власти. Раздражение американцев вызвали неуступчивость нынешнего турецкого руководства в вопросах усиления авиационной группировки ВВС США на базе Инджирлик, что на Средиземноморском побережье Турции, а также дислокации 18 тысяч американских солдат в приграничных с Ираком районах. Администрация США не удовлетворена сдержанной реакцией руководства Турции на предложенный ею проект «Большой Ближний Восток» и продолжающимся расширением отношений Анкары с Москвой, Дамаском и Тегераном, несмотря на активные попытки Вашингтона помешать этому процессу.

Наиболее ощутимый урон турецко-американским отношениям был нанесен 1 марта 2003 года, когда парламент Турции принял решение не предоставлять территорию страны американским военнослужащим для участия в военной операции против Ирака. Вашингтон, официально заявив об уважительном отношении к решению турецкого парламента, не удержался от резких высказываний в адрес политического и военного руководства Турции. Первый заместитель министра обороны США Пол Вулфовиц назвал отказ в размещении на турецкой территории американских войск и запрет Пентагону использовать турецкие базы для нанесения ракетно-бомбовых ударов по иракским объектам большой ошибкой и добавил: «Нынешнее правительство Турции не знает, что делает». Тем не менее, как отмечали политологи ряда стран, в том числе США, всему миру был продемонстрировано, что американский силовой рычаг, включая экономические и финансовые меры, не обеспечил требуемого Вашингтоном результата.

Турцию же «неприятно поразило отсутствие понимания всей сложности ситуации, в которой она оказывалась в случае полного подчинения своих интересов требованиям Вашингтона». Премьер-министр Турции Р.Т. Эрдоган в ответ на заявление Пола Вулфовица разъяснил, что «Анкара не ошиблась в мерах, которые она выбрала для урегулирования иракской проблемы».

В свою очередь, Анкара указывает Вашингтону на непоследовательность его линии в курдском вопросе. Несмотря на признание американцами Рабочей партии Курдистана — РПК (новое название Народный конгресс Курдистана — KONGRA-GEL) террористической организацией, США фактически отказались от проведения обещанных ими операций против ее боевиков на севере Ирака. Вашингтон, по мнению Анкары, занял, по сути, примиренческую позицию в отношении курдских экстремистов, ограничившись политико-дипломатическим давлением на эту организацию. В частности, турецкие власти были неприятно удивлены, когда 20 мая с.г. в американском штате Мичиган решением окружного судьи был освобожден из тюрьмы известный боевик РПК Ибрагим Парлак. В Турции он обвиняется в убийстве в 1988 году двух турецких военнослужащих на турецко-сирийской границе. В 1992 году И. Парлак бежал в США, где получил политическое убежище. В декабре прошлого года было принято решение суда о его высылке из США. Однако он обжаловал это решение. В результате рассмотрения жалобы был признан виновным и посажен за решетку. При повторном рассмотрении дела был освобожден, «как не представляющий опасности для окружающих». Изменяющаяся оценка действий боевика, полагают в турецких дипломатических кругах, объясняется переменами политической конъюнктуры в двусторонних турецко-американских отношениях.

Кроме того, по некоторым данным турецких спецслужб, уполномоченные американской стороной представители ведут с руководителями РПК сепаратные переговоры, о содержании и результатах которых турецкая сторона не информируется. Не исключено, что именно полученные турецкими представителями в Северном Ираке документальные материалы, подтверждающие факт таких переговоров, стали причиной вооруженного нападения на них и их захвата в июле 2003 года американским спецназом. 11 турецких офицеров были арестованы и с наброшенными на головы мешками находились в плену свыше 60 часов. Инцидент удалось «замять» на самом высоком уровне, однако горький осадок остался. «Это совершенно отвратительно» — так охарактеризовал действия американских военнослужащих глава турецкого правительства. А его заместитель, министр иностранных дел А. Гюль констатировал на заседании парламента, что «никто не смеет оскорблять честь Турции. В этой истории проигравшей стороной стали США, а не Турция. С освобождением наших военнослужащих это дело не завершилось». По всей Турции прокатилась волна массовых демонстраций, участники которых требовали принятия незамедлительных мер «в защиту чести страны и турецких военнослужащих».

Сдержанной, но жесткой была реакция и военных кругов Турции. Начальник генштаба ВС страны армейский генерал Хильми Озкек заявил, что «приложит все усилия для сохранения стратегического партнерства с США». Вместе с тем, подчеркнул он, «наступили другие времена и условия, мир изменился. И это должны осознать наши партнеры в Вашингтоне».

В турецком руководстве полагают, что за счет такой нейтральной политики бездействия в отношении РПК американцы намерены сохранить боевой потенциал организации для его возможного использования в зависимости от развития ситуации в послевоенном Ираке, в частности, на севере этой страны. Назвать такое мнение безосновательным нельзя, так как в ходе многочисленных переговоров на различных уровнях Вашингтон, неоднократно обещая принять жесткие меры по разоружению боевиков, уничтожению их лагерей и складов, закрытию филиалов и ячеек РПК в странах Западной Европы, финансовых счетов организации, так и не выполнил их.

Примечателен в этой связи тот факт, что сами американцы на высоком уровне признают бездействие Вашингтона в плане выполнения ранее данных Анкаре обещаний, прежде всего относительно нейтрализации деятельности РПК в Северном Ираке. В комиссии по иностранным делам палаты представителей конгресса США 12 мая с.г. состоялось обстоятельное обсуждение турецко-американских отношений, целью которого было выяснить причины негативной оценки действий американской администрации в Ираке, а также небывалого за всю историю двусторонних отношений роста антиамериканизма в Турции. На заседание были приглашены известные специалисты-тюркологи из различных исследовательских центров. В обсуждении, в частности, приняли участие директор исследовательской программы по Турции Вашингтонского института Soner Зagaptay, декан факультета международных отношений университета Leight Henry Barkey, бывший посол США в Турции Mark Parris, конгрессмен-демократ от штата Флорида Robert Wexler. Они единодушно высказали мнение о том, что кратчайший путь к снижению уровня антиамериканизма в Турции лежит через выполнение двух обещаний Вашингтона. Во-первых, США должны предпринять активные действия по нейтрализации деятельности боевиков РПК в Северном Ираке, которые все активнее проникают оттуда на турецкую территорию для совершения террористических акций. Во-вторых, Вашингтон должен сделать все возможное для прекращения экономической и политической блокады самопровозглашенной Турецкой республики Северный Кипр (ТРСК).

Что касается изоляции ТРСК, то Robert Wexler в ходе обсуждения в рамках Комиссии по иностранным делам палаты представителей конгресса США пообещал, что в ближайшее время группа членов конгресса намерена предпринять ряд мер по ее прекращению. В отношении РПК мнения разделились. Henry Barkey констатировал, что широкомасштабные боевые действия против РПК потребуют от Вашингтона открытия, по сути дела, «второго фронта». Сделать это в нынешних условиях разгула террора в Ираке, слабости иракских спецслужб практически невозможно. Однако, несмотря на это, Mark Parris, признавший факт изменения взглядов Вашингтона и Анкары друг на друга после «холодной войны», выразил уверенность в том, что нынешнее «похолодание» в турецко-американских отношениях – это временный период. Обе стороны, по его мнению, «понимают важность стратегического партнерства и в ближайшее время устранят возникшие для его дальнейшего развития препятствия».

Mark Parris был основным докладчиком и в ходе еще одного обсуждения турецко-американских отношений, которое состоялось 17 мая в Нью-Йорке в рамках Общества ученых двух стран. Бывший посол США в Турции признал, что отказ турецкого парламента предоставить территорию страны для базирования американских войск с целью ведения боевых действий против Ирака и арест турецких офицеров в североиракском городе Сулеймание нанесли существенный урон двусторонним отношениям. Вместе с тем он подчеркнул, что в последнее время Анкара предприняла ряд шагов по налаживанию двусторонних отношений. Среди них он назвал приемлемым для США решение о продлении сроков и об условиях использования Пентагоном военной базы Инджирлик, а также выступление премьер-министра Турции перед парламентской фракцией возглавляемой им правящей ПСР, в котором Р.Т. Эрдоган особо отметил важность стратегического партнерства США и Турции. Интерес представляет и тот факт, что Mark Parris среди положительных и важных шагов Анкары по нормализации турецко-американских отношений назвал состоявшийся 1 мая с.г. визит главы турецкого правительства в Израиль.

Значимым аспектом в оценке Анкарой действий США на иракском направлении является и то, что в этом процессе наблюдается редкое для Турции в области внешней политики совпадение позиций нынешнего политического и военного руководства с мнением политической оппозиции, представителей бизнеса, широких общественных кругов страны. Так, депутат парламента Турции от оппозиционной Народно-республиканской партии Бюлент Танла обнародовал результаты исследования, в котором приняли участие 1200 жителей 73 вилайетов страны. В соответствии с ними, основной причиной растущего антиамериканизма в турецком общественном мнении служит политика администрации президента Буша как в отношении к Турции и Ираку, так и на международной арене в целом. Так что архитектором антиамериканизма в Турции и во всем мире, по мнению турецкого депутата, является президент Буш. А один из известных турецких политиков, заместитель генерального председателя правящей Партии справедливости и развития Мурат Мерджан поделился своим мнением по этой проблеме с читателями одной из ведущих турецких газет «Миллиет». Он убежден, что «Турция не будет исполнять все, что пожелает Вашингтон. США никогда не смогут поддерживать свой статус сверхдержавы только с помощью военной силы». М. Мерджан подчеркнул, что «добиться этой цели можно, только отдавая приоритет таким понятиям, как права человека и главенство закона». Мировые державы, проводя в отношении других стран несправедливую силовую политику, начинают медленно идти к своему закату, и таких примеров в истории человечества множество, подчеркнул он.

Показательным в этом плане представляется и мнение одного из самых опытных государственных деятелей Турции Бюлента Эджевита, который неоднократно возглавлял правительство страны и ведущие в стране политические партии. На одной из пресс-конференций в Анкаре он подверг резкой критике политику Вашингтона в отношении Турции, Ирака, Ирана и Сирии. В частности, он констатировал, что «Турция и Иран – крупные региональные державы с древней историей, и недавно возникшие государства, такие как США, не могут внести раздор в отношения двух дружеских и братских народов». Бывший глава правительства Турции считает, что США в рамках реализации своего проекта «Большой Ближний Восток» хотят от Анкары поддержки агрессивных планов нынешней американской администрации в отношении Ирана и Сирии. Однако турецкий народ, подобно плотине, будет препятствовать любому действию против своих соседей, заявил он. Б. Эджевит обратил особое внимание журналистов на тот факт, что любое действие США против Ирана и Сирии, как и в случае с Ираком, наибольший вред принесет Турции. Во внешней политике Турция должна придавать приоритетное значение развитию добрых отношений со своими соседями, отметил он.

С заявлениями политиков солидарны и представители деловых кругов, которые все больше склоняются к тому, что не стоит ждать от Вашингтона части иракского «пирога» — заказов на восстановление экономики Ирака. Следует действовать по принципу: на Вашингтон надейся, а сам не плошай, и на двустороннем уровне решать этот важный для Турции вопрос. Визит премьер-министра Ирака Ибрагима Джаафари в Анкару 20-21 мая показал, что это вполне реальный путь. Невыполненные обещания в отношении РПК, обеспечения равных условий для всех этнических групп в ходе подготовки и проведения парламентских выборов породили определенное недоверие к действиям США и в этих кругах Турции.

Существует мнение, что американские эксперты сегодня недооценивают эту особенность единой позиции в Турции в отношении политики Вашингтона на иракском направлении, а она важна с точки зрения возникших разногласий в двусторонних отношениях и поиска эффективных путей их преодоления.

Тем не менее характер нынешних контактов между сторонами направлен на преодоление взаимного недоверия. Великобритания, в частности, взяла на себя даже роль посредника, по образному выражению газеты «Миллиет», «в диалоге глухих». Английский посол в Анкаре Peter Westmacott встречался cо специальным координатором Турции по Ираку Osman Korutьrk и обсуждал проблему расхождений Анкары и Вашингтона в оценке ситуации в Ираке. Кроме того, генеральный секретарь Совета национальной безопасности (СНБ) Турции Yigit Alpogan на обеде, устроенном турецко-американским Деловым советом, призвал сохранять в двусторонних отношениях «здравый смысл и благоразумие». Это важный призыв, если учесть, что генеральный секретарь СНБ в Турции напрямую относится к политикоформирующим кругам страны.

Исходя из этого, думается, что, несмотря на серьезность критических замечаний в адрес друг друга, Анкара и Вашингтон на уровне руководства двух стран, по всей видимости, сумеют «сгладить» возникшие противоречия. И в этом плане важнейшую роль должны сыграть предстоящие 5-8 июня и 8-12 июня визиты в США министра иностранных дел Турции А. Гюля и главы правительства страны Р.Т. Эрдогана. Уже запланирована встреча Р.Т. Эрдогана с президентом Дж. Бушем, в ходе которой глава Белого дома попытается, в частности, убедить турецкого гостя в том, что для США на нынешнем этапе требуемое Турцией обнародование графика вывода оккупационных войск из Ирака как метод укрощения террора в этой стране на нынешнем этапе неприемлемо для США. Убедить турецкого премьера будет непросто, как непросто будет и турецкому премьеру отказаться от свой позиции. Ведь глава турецкого правительства Р.Т. Эрдоган неоднократно обращал внимание Вашингтона на необходимость более серьезного и справедливого отношения к решению этнических, религиозных и национальных противоречий между основными общинами в Ираке, которые могут привести к расчленению этого государства.

Что же касается оппозиционных политических партий, общественных кругов Турции, многих средств массовой информации, интеллигенции страны, то в этой среде убрать тот негативный след, который был оставлен в массовом сознании турецких граждан силовой политикой американской администрации, будет гораздо сложнее. Ведь в ходе подготовки к войне в Ираке, непосредственно боевых действий, послевоенного обустройства погибли десятки тысяч ни в чем не повинных мирных жителей, среди которых были и турецкие граждане. И этот трагический процесс, несмотря на все усилия Вашингтона укротить волну террора, к сожалению, в Ираке продолжается. А именно он был и остается сегодня одной из основных причин того, что более 80% турецких граждан, судя по итогам нескольких социологических опросов, продолжают резко отрицательно оценивать политику Вашингтона на иракском направлении. Причем проводили эти опросы компании, которые трудно заподозрить в предвзятом отношении к США.

52.26MB | MySQL:103 | 0,462sec