Покупка Турции ЗРК С-400 у России и реакция США

14 июля 2017 г. глава Пентагона Джеймс Мэттис дал оценку планам Турции купить российские зенитные ракетные комплексы (ЗРК) С-400. «Это суверенное решение, вот и все. Проблема в том, насколько системы НАТО совместимы с российскими? Они никогда не будут совместимы», — заявил он, отметив при этом, что оборонному ведомству США необходимо подождать и посмотреть, каким образом Турция будет использовать российские ЗРК. Переговоры Турции с Россией по закупкам С-400 начались несколько месяцев назад. Как сообщало агентство Bloomberg, Анкара собиралась потратить на российские ЗРК 2,5 млрд долларов. Этот контракт может стать одним из крупнейших для «Рособоронэкспорта» за последнее время. В настоящее время контракт на поставку систем С-400 «Триумф» Россия заключила лишь с Китаем, переговоры, кроме Турции, ведутся также с Индией[i].

Несмотря на то, что Пентагон заявил, что это суверенное решение Турции, вместе с этим предупредил Турцию о том, что ЗРК С-400 не будут совместимы с системами НАТО. Однако Пентагон ужесточил свою позицию с продвижением переговоров по ЗРК С-400 между Россией и Турцией. Днями позже глава Объединённого комитета начальников штабов Джозеф Данфорд заявил, что покупка Турцией ЗРК С-400 у России вызвало бы обеспокоенность в Вашингтоне. «Были сообщения в СМИ, которые оказались неверны. Они не покупали у России системы противовоздушной обороны С-400, а если бы они сделали это, это бы вызвало обеспокоенность. Но они не сделали этого», — ответил Дж.Данфорд на вопрос, считают ли США проблемой покупку Турцией российских систем ПВО, о которых сообщили некоторые СМИ[ii].

Представитель Пентагона Джефф Дэвис в свою очередь заявил, что Турция должна объяснить свое намерение приобрести российские ЗРК С-400. «Турция -союзник по НАТО, и один из основополагающих моментов в наших отношениях с любыми союзниками заключается в том, что мы бы хотели возможность совместимости вооружений», — сказал Дж.Дэвис. «Что касается сообщений о покупке С-400 Турцией, то Турции нужно будет объяснить это», — добавил он[iii].

Все это показывает, что в настоящее время есть серьезные проблемы и разногласия между США и Турцией, а также между НАТО и Турцией. Притом есть и старые, и новые разногласия. Среди старых разногласий можно упомянуть два основных.

  1. В 2015 г. союзники Турции по НАТО США и ФРГ вывели с территории Турции ЗРК Patriot PAC-3. Вывод начался на следующий день после того, как Анкара обратилась к союзникам по НАТО с просьбой усилить ПРО в стране. Анкара выразила свое недовольство американскими планами. Турецкие дипломаты заявили, что выбрано не самое удачное время для вывода американских ракет с учетом сложной обстановки на южных границах страны. Вывод пришёлся на тот момент, когда напряженность вдоль турецко-сирийской границы достигла апогея. На фоне развёртывания российской военной операции в Сирии, МИД Турции попросил своих союзников по НАТО оказать помощь в укреплении обороноспособности страны, в том числе и противоракетной обороны (в ноябре 2015 г. Россия развернула ЗРК С-400 на авиабазе «Хмеймим» в Сирии для прикрытия действий авиации российских ВКС. Это стало реакцией российской стороны на инцидент с российским бомбардировщиком Су-24, который сбили ВВС на сирийско-турецкой границе). Напомним, что в январе 2013 г. в рамках операции Active Fence НАТО развернул системы ракетных комплексов Patriot вдоль турецко-сирийской границы в юго-восточной провинции Газиантеп для защиты от возможных ударов баллистических ракет со стороны Дамаска. 16 августа Соединенные Штаты объявили, что по истечении их мандата они намерены вывести свои батареи в связи с малой вероятностью любого ракетного нападения сил президента Сирии Башара Асада. Германия также сообщила о своём намерении вывести свои ракетные комплексы, размещенные в соседней провинции Кахраманмараш по истечении мандата 31 января 2016 г. Однако США и Германия свои решения приняли еще в августе 2015 г. в связи с тем, что в конце июля на юго-востоке Турции возобновились боевые действия против курдов.
  2. Министерство обороны Турции проводило тендер T-Loramids на поставку 12 дивизионов ЗРК большой дальности с 2009 г. В нем принимали участие консорциум американских компаний Raytheon и Lockheed Martin, «Рособоронэкспорт», китайская компания CPMIEC и европейский консорциум Eurosam. Они предлагали военным зенитные комплексы Patriot PAC-3, С-300ВМ «Антей-2500», HQ-9 и SAMP/T Aster 30 соответственно. Подведение итогов конкурса регулярно переносилось, однако в сентябре 2013 г. правительство Турции объявило победителя и им стала CPMIEC. По данным Анкары, эта компания сделала выгодное предложение с точки зрения, как стоимости поставки комплексов, так и дополнительных офсетных соглашений. Общая стоимость китайского предложения составила 3,44 млрд долларов — наименьшая цена из всех предложенных. Вскоре после объявления результатов тендера недовольство его результатом выразили США и НАТО, которые объявили о невозможности подключения HQ-9 к единой системе противовоздушной обороны. Под давлением союзников турецкое военное ведомство решило продлить тендер, предложив американским и европейским участникам снизить стоимость своих предложения. При этом было объявлено о том, что переговоры с CPMIEC продолжаются. Министерство обороны Турции также обнародовало рейтинг привлекательности предложенных комплексов. Военные посчитали, что после HQ-9 наиболее привлекательными для них являются европейские комплексы SAMP/T Aster 30, а после них — американские Patriot PAC-3. «Рособоронэкспорт» из тендера был исключен, поскольку его предложение оказалось одним из наиболее дорогостоящих, а офсетный пакет не представлял интереса для турецкой экономики. В итоге Турция под давлением союзников не купила ЗРК HQ-9 (президент Турции Абдулла Гюль заявил, что Турция, как государство, входящее в НАТО, обязано учитывать интересы этой организации).

Отметим, что Турция прекрасно знала заранее, что если бы выбрала предложение CPMIEC, то эта сделка подверглась бы жестокой критике со стороны НАТО и США, и сознательно назвала победителем тендера китайскую компанию. Турция хотела показать в первую очередь США, что «вынужденно» делает выбор в пользу CPMIEC, что американцы своими действиями сами подталкивают Турцию на это (в частности США решительно отклонили запрос Турции о передаче технологий производства ЗРК Patriot), что Анкара «имеет альтернативу», чтобы получить уступки от Вашингтона. Как в феврале 2014 г. заявил премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу, турецкая сторона получило от CPMIEC самое выгодное предложение – цена, срок поставки и передача технологий производства ЗРК[iv] (последний пункт, пожалуй, самый ключевой для Анкары).

Итак, Турция пыталась улучшить предложения американских и европейских компаний, используя китайский контракт, однако этот шаг не увенчался успехом. Получается, что Турция тогда попросту использовала CPMIEC, сначала назвав ее победителем тендера T-Loramids, а потом (после давления США и НАТО на Турцию) — всего лишь лидером короткого списка участников тендера. Разумеется, Китай в следующий раз учтет такое поведение Турции. Примечательно, что в феврале 2013 г. США наложили санкции на китайскую компанию CPMIEC за сотрудничество с Ираном, Северной Кореей и Сирией, а Турция месяцами позже хотела купить ЗРК у этой компании. Сейчас похожая ситуация, но с «Рособоронэкспортом». В марте 2017 г. США ввели санкции в отношении восьми российских организаций, инкриминировав им передачу ключевых технологий и продажу оружия Тегерану, Дамаску и Пхеньяну. В санкционный список США попал и «Рособоронэкспорт».

Среди новых разноглассий в первую очередь надо отметить то, что США при президентстве Дональда Трампе начали поставку вооружений курдам из «Сил демократической Сирии» (СДС). Посол Турции в США Сердар Килич после решения США поставлять оружие курдам обвинил Вашингтон в установлении партнёрских отношений с «террористической организацией». Покупка ЗРК С-400 станет ответом Турции на поставки американского оружия сирийским курдам и другие действиям США в регионе, которые вызывают недовольство Турции. И не удивительно, что турецкие власти гневно отреагировали на вышеуказанные заявления Пентагона. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на заседании парламентской фракции Партии справедливости и развития (ПСР) заявил, что Турция добилась прогресса в вопросе приобретения С-400. «Мы предприняли необходимые шаги и подписали контракт на поставку С-400 с РФ. Мы увидим эти комплексы у нас в стране. Также будет налажено совместное производство ЗРК С-400»,- добавил он. Отвечая на вопрос о том, станет ли закупка российских С-400 причиной для обеспокоенности США, президент Турции отметил, что не видит никаких причин для обеспокоенности со стороны Вашингтона в связи с переговорами Анкары и Москвы о закупке российских ЗРК С-400: «Почему это должно вызывать озабоченность? Каждая страна должна принимать определенные меры для обеспечения своей безопасности. С какой стороны эти меры можно обеспечить – туда и делаются шаги. Любое государство находится в поисках самых идеальных методов обеспечения своей национальной безопасности. Если есть возможность наладить совместное производство, то такой выбор предпочтителен. Турецкое руководство несколько лет предлагало американским партнерам заключить аналогичную сделку, но переговоры оказались безрезультатными. После этого Турция вынуждена была продолжить поиски»,- сказал он. Р.Т.Эрдоган также удивился, что США проявили обеспокоенность возможной сделкой между Анкарой и Москвой по поводу покупку С-400, хотя Вашингтон не обращает внимание на приобретение Турцией другого вооружения. Он указал на то, что страна-член НАТО — Греция долгие годы пользуется ЗРК С-300 и все молчат, а когда дело доходит до Турции, то это начинает вызывать обеспокоенность[v].

Здесь Р.Т.Эрдоган «забывает», что в 1997 г. Кипр (не является членом НАТО), а не Греция купил ЗРК С-300, чем вызвал протест Турции. Под давлением Великобритании и НАТО кипрские власти тогда согласились на то, чтобы комплекс был передан на хранение на греческий остров Крит. Позже система была передана под контроль греческой армии, и в 2007 г. она была формально приобретена Грецией. Р.Т.Эрдоган также «забывает», что Турция уже 65 лет, как член НАТО и поэтому покупка ЗРК С-400 должна вызывать озабоченность организации и США (считается, что страны блока НАТО не могут закупать стратегические системы вне блока).

И наконец, Р.Т.Эрдоган говорит, что Вашингтон не обращает внимания на приобретение Турцией другого вооружения. Несмотря на то, что президент Турции не уточнил какое вооружение имеет ввиду, он понимает, что в случае С-400 речь не идет об обычном вооружении, и что продажа этих ЗРК может серьезно повлиять на стратегический расклад в вопросах глобальной безопасности на Ближнем Востоке. Своим заявлением Р.Т.Эрдоган подтвердил, что для Турции предпочтительными являются варианты с совместными производством. Турецкий военный эксперт Туран Огуз заявил, что закупка Турцией российских ЗРК С-400 «Триумф» не означает противостояния Турции с НАТО или ее выход из альянса, но Анкара стремится ослабить зависимость от альянса в военной сфере. Можно соглашаться с ним, однако в действительности все не однозначно. В частности в июле министр национальной обороны Турции Фикри Ышык сообщил, что Анкара совместно с европейским концерном EUROSAM подписали соглашение о сотрудничестве по разработке отечественных комплексов противоракетной обороны (ПРО). По его словам, Турция и Франция ведут важную деятельность в сфере оборонной промышленности. «Одним из самых важных аспектов развития сотрудничества в области оборонной промышленности является совместная разработка турецкой стороной и концерном EUROSAM системы ПРО. Таким образом, турецкие, французские и итальянские компании проведут совместные работы в соответствии с потребностями трех стран», — сказал министр. При этом он отметил, что подписанное с Францией и Италией соглашение по разработке турецкой системы ПРО не повлияет на закупку российских ЗРК С-400. По его словам, соглашение охватывает такие аспекты совместной деятельности, как исследования, разработка и совместное производство. «Это крупный проект, реализуемый тремя странами, которые являются союзниками по НАТО. Предстоящие работы охватят не только сферу ПРО, но и другие направления оборонной промышленности. Система ПРО предназначена для защиты от всех видов угроз. Переговоры по этому вопросу велись на протяжении года», — сказал Ышык[vi].

Получается, что Турция в последнее время подписала сразу два контракта касательно систем ПРО, что в принципе означает, что она имеет альтернативу (EUROSAM) и в случае с «Рособоронэкспортом». Если ранее (после отмены итогов тендера T-Loramids) возник вопрос — каким образом Турция планирует создать собственные образцы столь сложного вида вооружений, каковыми являются зенитно-ракетные комплексы, то сейчас уже есть сразу два ответа – с помощью «Рособоронэкспорта» и европейского консорциума EUROSAM. Ранее эксперты полагали, что Турция не намерена покупать ЗРК С-400, а лишь демонстрирует НАТО свою самостоятельность, что Россия не будет передавать технологии Турции, поскольку продажа такой системы государствам-членам НАТО всегда сопряжена с риском информирования о российских технологиях и, возможной апробации этого вида оружия на практике.

В настоящее время Турция нуждается в независимой системе ПРО большой дальности. Но действительно ли С-400 жизненно важны для обеспечения безопасности Турции? На данный момент Турция вряд ли собирается включиться в открытую военную конфронтацию с Россией, США, странами Европы, с Ираном или Израилем. Для противостояния угрозам из Сирии, Турции нужна такая ПРО, которая скорее будет сопоставима с задачами израильской ПРО «Железный купол», а не С-400 (или Patriot),  основным преимуществом которого является борьба с противником, будь то стратегические бомбардировщики, истребители, баллистические или крылатые ракеты, или же любые другие виды вооружений, которые могут поставить под угрозу национальную безопасность.

Что касается позиции России, то в Кремле воздержались от комментариев в связи с появлением информации о заключении Москвой и Анкарой контракта на поставку ЗРК С-400. «Не комментируем», — заявил РИА Новости во вторник пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.[vii]. Таким образом, Россия не подтвердила, и не опровергла слова Р.Т.Эрдогана о том, что контракты уже подписаны. Но с другой стороны возникает вопрос против кого будет использован ЗРКС-400? Ведь баллистические ракеты, которые могли бы угрожать национальной безопасности Турции, в основном принадлежат союзникам России в регионе (Армения, Иран, Сирия), использующих прямо или косвенно оружие России. Итак, заявление Р.Т.Эрдогана о покупке ЗРК С-400 важное, но не окончательное. Это заявление еще не значит, что сделка уже состоялась, и что скоро в Турции появится ЗРК С-400 (мы не исключаем, что если США в любой момент предложит Турции технологии производства ЗРК Patriot, то Турция, конечно, не ответит отказом). Об этом свидетельствует и молчание Кремля. Еще не сообщали количество, цену, срок поставки этих комплексов. Турция в контексте ЗРК сейчас дошла до такой точки, что своими действиями будет вызывать сильное недовольство или России, или США в будущем. Третьим вариантом может стать то, что Турция не будет покупать ЗРК С-400 у России, ЗРК Patriot у США и попытается разработать отечественные комплексы противоракетной обороны с помощью EUROSAM. Однако в этом случае могут остаться недовольны Турцией и Россия, и США. Это в особенности касается России («Рособоронэкспорта»), которая в итоге может оказаться в положении Китая (CPMIEC).

[i]Глава Пентагона назвал суверенным решение Турции купить российские С-400, РИА Новости, 15.07.2017

[ii]  Пентагон выразил обеспокоенность возможной покупкой Турцией C-400 у России, РИА Новости, 23.07.2017

[iii]Пентагон потребовал у Турции объяснений из-за планов купить С-400, РИА Новости, 24.07.2017

[iv]Çinfüzelerialınacakmı?, Sabah, 02.02.2014

[v]Erdoğan: S-400 anlaşması büyük ölçüde bitti, CNN Türk, 25.07.2017

[vi]Türkiye, İtalya ve Fransa arasında üçlü anlaşma!, Sözcü Gazetesi, 15.07.2017

[vii] В Кремле не комментируют информацию о поставках С-400 в Турцию, РИА Новости, 25.07.2017

 

52.29MB | MySQL:103 | 0,451sec