Ситуация в Марокко: июнь 2017 г.

Июнь в Марокко начался с очередной демонстрации рифаев в Эль-Хосейме, проходившей под лозунгами за освобождение Насера Зефзафи, лидера протестного движения в районе Рифа, потрясающего регион уже 7 месяцев. Она стала третьей, проходившей еженощно после наступления ифтара в Эль-Хосейме в квартале Сиди Абед, и собрала примерно 2 тысячи человек.

Спецподразделения полиции были развернуты на периферии квартала и не вмешивались в ход манифестации. В ходе акции прозвучал призыв к проведению 3-дневной всеобщей забастовки протеста. Также звучали лозунги, ставшие иконами движения «Хирак» — «Государство коррумпировано», «Уважение к Рифу», «Наше движение -мирное». Акция завершилась в районе полуночи без каких-либо инцидентов.

Лидер движения «Хирак» Н.Зефзафи был арестован 30 мая по обвинению в «покушении на внутреннюю безопасность» государства. До этого, начиная с 26 мая, были арестованы примерно 40 активистов движения. Судебные процессы над 25 из них начались 31 мая в Касабланке, подальше от Рифа. До 30 молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет  предстали перед судом в Эль-Хосейме 14 июня. В тот же день 25 из них получили по 18 месяцев тюрьмы каждый, остальные – условные сроки и штрафы.

Тем временем в интернете появилась запись выступления Н.Зефзафи, сделанная до его ареста. Он предвидел его, и призвал своих сторонников к тому, чтобы все их акции были исключительно мирными. С аналогичными призывом обратился считающийся вторым номером в движении Наджиб Ахамджик, перешедший на нелегальное положение. Он был арестован уже 5 июня.

Манифестации 30, 31 мая и 1 июня показали, что движение «Хирак» несмотря на аресты активистов сохранило способность мобилизовать массы, причем среди его активистов появились новые фигуры. Одна из них – Силия Зиани – была арестована 5 июня. Движение также заметно реорганизовалось – в ходе акций зазвучали и исламистские лозунги.

Изначально государственные СМИ предпочитали – понятно, по какой причине – минимально освещать события в Рифе. Более того, гостелевидение попалось на том, что представляя движение «Хирак» как склонное к насилию, показало архивные кадры беспорядков, устроенных футбольными болельщиками. Утверждалось также, что движение якобы связано с наркобаронами.

Относительно событий в Рифе изначально предпочли отмолчаться и наиболее влиятельные политические партии. Исключение составило входящее в правительственную коалицию проберберское Народное движение (НД), заявившее о поддержке требований движения «Хирак», предупредившее при этом об опасности его использования в чьих-то целях. Причины подобной позиции НД очевидны – партия не захотела терять свое влияние в среде тех, кого она формально представляет. Этим же можно объяснить позицию национал-консервативной Партии Истикляль (ПИ), заявившей 7 июня о «полной поддержке» требований рифаев.

Всеобщая забастовка в регионе Рифа началась 1 июня. Призыву к участию в забастовке последовали многие торговцы.

3 июня после пятничной молитвы в городке Имзурен в 15 км к юго-востоку от Эль-Хосеймы вспыхнули столкновения между местными жителями и полицейскими.

6 июня стало известно, что Н.Зефзафи находится в предварительном заключении в Касабланке. Вместе с ним в таком же статусе оказались еще 6 активистов протестного движения.

В тот же день в Палате представителей выступил глава МВД Марокко Абдельуафи Лафтит, фактически оправдавший применение силы против участников манифестаций рифаев. По его словам, государство «не имеет другого выбора кроме как уважать закон» в связи с массовыми выступлениями на севере королевства. Таким образом он оправдал аресты лидеров и активистов движения «Хирак».

По его оценке, государство предприняло необходимые «усилия», направленные на развитие региона. «Государство мобилизовано с тем, чтобы ответить на социальные и экономические требования населения» Рифа, утверждал он. По его оценке, «программа (развития региона Риф) отмечает на 90% требований его населения», хотя эти усилия «остаются недостаточными». По данным министра, с конца октября 2016 года в регионе Рифа прошли свыше 800 манифестаций, при подавлении которых получили ранения 205 полицейских.

Он тут же показал себя приверженцем конспирологических причин событий в Рифе, заявив, что «определенные стороны нацелены на то, чтобы ввести в заблуждение общественное мнение, фабрикуя ложные информации и распространяя их через социальные сети». По его оценке, это указывает на «организованный характер этих выступлений». Возможно, отчасти он был прав – в манифестациях приняли активное участие выходцы из Рифа, проживающие в Европе и прибывшие на родину в сезон отпусков.

Вечером 8 июня столкновения между рифаями и силами безопасности вновь вспыхнули в Эль-Хосейме. Чтобы вытеснить участников акции протеста из квартала Сиди Абед, полиция применила слезоточивый газ. На следующий день столкновения возобновились. К тому времени, по официальным данным, были арестованы 86 человек. Из-за рамадана все это происходило в вечернее время. 10 июня вновь полыхнуло в Имзурене, ставшим вторым после Эль-Хосеймы эпицентром массовых выступлений.

11 июня манифестанты заполнили центральные улицы Рабата, потребовав освобождения арестованных рифаев. По официальным, а значит, заниженным данным, в шествии, названном «национальным», приняли участие до 15 тысяч человек. По данным журналистов, на улицы Рабата вышли до 60 тысяч человек. Инициаторами шествия выступили исламисткое движение «Аль-Адль валь-Ихсан», ряд левых партий, движение «20 февраля», а также берберские общественные организации. Тем не менее исламисты составили очевидное большинство участников шествия.

12 июня в Эль-Хосейме высадился представительный десант правительственной делегации. Ее участники во главе с министром внутренних дел встретились с представителями местных органов власти чтобы обсудить, по официальным сообщениям, … проблему снабжения региона водой. В любом случае отмечено, что такая правительственная делегация побывала в Эль-Хосейме во второй раз за месяц.

14 июня в ходе визита в Марокко за своего визави «заступился» президент Франции Эммануэль Макрон, заявив, что король Мухаммед VI «озабочен» ситуацией в Рифе. На пресс-конференции по итогам переговоров с монархом присутствовал только Э.Макрон, поскольку общаться с прессой – явно не королевское дело.

В любом случае можно констатировать, что массовые аресты участников выступлений рифаев и приговоры судов лишь подлили масла в огонь – 15 и 16 июня в Эль-Хосейме имели место ожесточенные столкновения между берберами и полицейскими. Они продолжились 26 июня. Новые выступления вспыхнули день спустя после того, как король Мухаммед VI осудил замедленность в реализации проектов развития инфраструктуры Рифа, предусмотренных правительством. Им не помешало то, что они совпали с первым днем мусульманского праздника Ид аль-Фитр. В данном случае монарх впервые за 7 месяцев публично высказался, хоть и косвенно, в отношении кризиса на севере страны.

22 июня правозащитные организации «Международная амнистия» и «Хьюман Райтс Уотч» выступили с совместным заявлением, согласно которому Н.Зефзафи при аресте подвергся побоям.

К 28 июня, по официальным данным, за два дня столкновений ранения получили около 80 полицейских. Число пострадавших среди участников выступлений не сообщалось, однако известно, что порядка 150 человек были арестованы.

2 июня «официальный источник» сообщил, что король Марокко Мухаммед VI не поедет в Либерию на 51-й саммит Экономического сообщества западноафриканских государств (CEDEAO) в связи с присутствием на этом мероприятии премьер-министра Израиля. Саммит планировался на 3-5 июня в Монровии. Этот демарш последовал несмотря на то, что саммит должен был рассмотреть запрос Марокко на присоединение к региональной организации.

5 июня саммит CEDEAO одобрил в принципе присоединение Марокко к этой региональной организации, пригласив короля Мухаммеда VI на следующую встречу на высшем уровне в декабре с.г. в Того.

11 июня Марокко отреагировало на кризис вокруг Катара, заявив о намерении «предложить свои услуги» для его разрешения, если их примут стороны конфликта. 12 июня Рабат заявил о намерении отправить в Катар воздушным путем «гуманитарную помощь». Понятно, что подобную «услугу» плохо оценили в Эр-Рияде, но, как представляется, Рабат сумел урегулировать проблему.

23 июня марокканские власти объявили о нейтрализации очередной террористической ячейки, связанной с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в РФ). По данным спецслужб, участники этой ячейки планировали совершение широкомасштабных терактов против объектов туристической инфраструктуры. 4 участников группы были арестованы в туристическом городе Эс-Сувейра.

В целом, несмотря на накал страстей в Рифе, не приходится сомневаться, что центральные власти в краткосрочной перспективе справятся с этим вызовом – у них слишком большой опыт нивелирования подобных ситуаций. Но будет ли так всегда? Ответ на этот вопрос теперь зависит только их оперативности.

52.29MB | MySQL:103 | 0,425sec