О встрече премьер-министра Турции с представителями немецкого бизнеса

Связи между Турцией и Германией традиционно весьма крепки. Говоря о наших днях, они зиждятся, пожалуй, на двух китах: на турецкой диаспоре в Германии, чья численность перевалила, по разным оценкам, за 3,5 млн человек, а также на немецком бизнесе в Турции – лидирующем в целом ряде отраслей с акцентом на крупную промышленность и инвестиции. На фоне политического кризиса последних месяцев между турецким и германским руководствами, встреча премьер-министра страны Бинали Йылдырымом с 19-ю представителями германского бизнеса смотрится и логичной и оправданной.

Турецкий премьер-министр провел 27 июля с упомянутыми представителями рабочий завтрак. На встрече присутствовали министр экономики Нихат Зейбекчи и министр по делам ЕС Омер Челик.

Как сообщают турецкие СМИ, в ходе встречи премьер-министр Б.Йылдырым обратился к своим немецким собеседникам с предложением: «Давайте осенью мы посетим ваши центры (штаб-квартиры компаний – В.К.) и сломаем предубеждения». На встрече турецкий глава исполнительной власти также обронил, что «осенью будут хорошие новости», который был отнесен собеседниками на счёт продолжающегося в масштабах страны режима чрезвычайного положения (то есть, можно прочитать там, что режим ЧП планируется отменить – В.К.). Кроме того, было объявлено о том, что в ближайшие дни состоится встреча президента Р.Т.Эрдогана и представителей его парламентской фракции с представителями немецкого бизнеса, действующего в стране. Свою позицию о том, что политика должна быть отделена от бизнеса Бинали Йылдырым выразил следующим образом: «Для нас очень важным является, чтобы развитие ситуации (очевидно, в отношениях между Германией и Турцией – В.К.) ни коим образом вам не повредило, чтобы вы не стали частью этой напряженности».

При этом турецкий премьер отметил временный характер возникшей политической напряженности между двумя странами, подчеркнув, что «Нам никогда не придет в голову, чтобы находящиеся, как минимум, половину столетия в нашей стране в Турции, уже ставшие турецкими, компании, занявшие место в памяти нашего народа, подвергались бы здесь несправедливой критике, платили бы цену за эти отношения (турецко-германские на нынешнем этапе – В.К.)».

Продолжил Йылдырым свое выступление следующим образом: «Есть вопрос, о котором говорят уже несколько дней. В том духе, что начато расследование в отношении немецких компаний, работающих в Турции. У наших официальных ведомств, совершенно определенно, на рассмотрении подобных расследований нет. Наши ожидания от Германии – ввести отношения с прямо или косвенно связанными с РПК и ФЕТО (Рабочая партия Курдистана и  «террористическая организация Фетхуллаха Гюлена») структурами в более логичное русло, не создавать для них (у себя – В.К.) пространство. Они являются врагами этой страны, они действуют не на пользу этой стране. Следовательно, предоставление этим организациям свободы нас беспокоит, оно отравляет двусторонние отношения. Между странами вражды быть не может. Как возникающая вражда, так и дружба между странами является временной, однако, важнейшей обязанностью политиков является управление таким образом, чтобы от этого (то есть, от текущей конъюнктуры отношений – В.К.) не оставалось бы вреда. Мы не являемся сторонниками эскалации напряженности в отношениях».

Дали свои комментарии к состоявшейся встрече и видные представители турецкого бизнеса, в частности, председатель совета директоров холдинга «Шахинлер» Кемаль Шахин, который в частности отметил важность отношений между Германией и Турцией, а также, если смотреть шире, то между Турцией и ЕС, а также солидарность в том, чтобы отношения эти продолжались, не оказывая влияния на экономику. Не забыли комментаторы также отметить, спад туристического потока в этом году из Германии на 30%, по сравнению с предыдущим и утрату Германией первой строчки поставщика посетителей Турции.

Как можно судить из заявлений турецкого руководства и представителей турецких бизнес-партнеров Германии, причиной негативных тенденций являются предубеждения против Турции, сформировавшиеся в немецком обществе. Таким образом, требуется «послать сигналы», которые бы уменьшили предубежденность. И чтобы находящиеся в Турции (немецкие) компании лучше бы разъяснили ситуацию в Турции свом европейским коллегам, пока в Турции ещё не присутствующим. Кроме того, упомянутый в начале этой статьи возможный уже осенью визит турецких официальных лиц и представителей бизнеса в Германию также должен поспособствовать наведению мостов и лучшему пониманию немцами Турции.

Что можно здесь заметить? – Прежде всего, что турецкое руководство раз за разом идет на обострение отношений со своими традиционными партнерами, даже такими важными, каковой была на протяжении многих лет Германия, являющаяся не только крупным инвестором, поставщиком туристов, но также и важным экспортным направлением для турецкого бизнеса. Не говоря уже о том, что наличие большой турецкой диаспоры в Германии – главной, наряду с Францией, страной ЕС – дает потенциальный рычаг воздействия на политику и принимаемые в Европе решения.

С другой стороны, для нынешней, идущей без тени сомнений на обострение, Турции очевидно выгодна линия, при которой политика остается замкнутой сама на себя, а экономика существует в «параллельной реальности». Однако, в реальном мире так не бывает и крупный бизнес очень пристально следит за внешнеполитической конъюнктурой. А слова про «предубеждения» и «на самом деле нет проблем» так и остаются пусть хорошими, но всё же словами, не портящими аппетит за рабочим завтраком. Означает ли это, что немецкий бизнес будет в Турции сворачиваться – нет, конечно, с учётом наличия в Турции крупнейших предприятий немецкой промышленности, таких как «Сименс», АББ и «Шнайдер». Но вот про то, чтобы расширять свое присутствие в стране и вкладываться в новые предприятия и/или инвестиции – с этим, очевидно, придется повременить до наступления лучших дней в двусторонних отношениях, что вряд ли случится очень скоро.

52.24MB | MySQL:103 | 0,397sec