Алжир и Италия активно реагируют на парижские переговоры Ф.Сараджа с Х.Хафтаром

После состоявшейся 25 июля встречи в Париже с фельдмаршалом Халифой Хафтаром ливийского премьер-министра Файеза Сараджа Алжир и Италия ярко демонстрируют свою реакцию на такую попытку французского президента Эммануэля Макрона перехватить активность в Ливии.

Заметим, что почти сразу после этого сам Э.Макрон направился в Рим, тогда как Ф.Сарадж – в Алжир, где он провел два дня, встречаясь с высокопоставленными представителями местного руководства.

Показательно, что премьер-министра правительства национального единства (ПНС) в АНДР встречали одновременно его коллега Абдельмаджид Теббун и министр иностранных дел Абделькадер Мессахель.

Тем самым алжирская сторона демонстрирует Ф.Сараджу не только «неизменность поддержки», но и важность для нее сохранения влияния в Ливии именно через него.

Интересно, что сам алжирский премьер трактует подобное перемещение Ф.Сараджа как «подведение итогов Парижской встречи и проведение постоянных и регулярных консультаций по ливийскому вопросу с целью достижения стабильности и безопасности тесно связанных между собой Алжиром и Ливией», словно речь идет о поездке высокопоставленного члена правительства АНДР.

В свою очередь, сам ливийский премьер в аэропорту в заявлении для прессы подчеркнул, что его поездка во Францию «и проведенная встреча под эгидой президента Макрона служит интересам влияния на ситуацию в Ливии».

Примечательно, что открытые алжирские источники не раскрывают подробностей консультаций, проведенных с Ф.Сараджем.

Известно лишь о том, что А.Теббун официально «приветствовал недавнюю встречу, произошедшую между представителями различных частей Ливии» и что «Алжир рассматривает ее как позитивное событие, способное привести к политическому решению, направленному на решение данного кризиса.

Между тем, алжирское руководство не настолько глупо, чтобы не понимать, что достигнутое в Париже соглашение имеет временный характер и не решает проблему разделения власти между Ф.Сараджем и Х.Хафтаром, продолжающим «отодвигать» власть «признанного международным сообществом национального правительства».

Как бы там ни было, смеем предположить, что его появление в столице АНДР было не случайным. В том случае, если бы говорить по итогам парижской встречи было «не о чем» или полученная во Франции информация не носила бы важного характера, Ф.Сарадж мог ограничиться передачей ее по каналам алжирского посольства в Триполи.

Напротив, появление главы ПНС в Алжире может свидетельствовать о том, что в Париже ему могли дать определенные «сигналы» как раз для окружения президента Абдельазиза Бутефлики, принимающего решения.

Среди них мог быть «послания» как от Х.Хафтара, так и от самого Э.Макрона относительно «мирного урегулирования» в Ливии или, говоря прямо, «дележа ливийского пирога».

Дело в том, что постепенное усиление вмешательства в ливийский конфликт России и особенно США, в том числе и намерение последних оказать фельдмаршалу помощь на практике означает «выдавливание» Франции из Ливии, что, в свою очередь, вынуждает президента Э.Макрона задуматься о поиске новых точек опоры для защиты интересов своей страны, которые преимущественно очерчиваются стремлениями получить крупные нефтегазовые и оружейные контракты в пику тем же Москве и Риму, а также прочим конкурентам.

В этих условиях Э.Макрон демонстрирует готовность «отступиться» от поддержки Х.Хафтара и поддержать Ф.Сараджа в том случае, если Алжир и Италия гарантируют ему соблюдение соответствующих французских интересов. В противном случае Париж не гарантирует им, что он не вмешается более активно, чем раньше, на стороне фельдмаршала, который в течение июля уже предлагал Франции сделать окончательный выбор в плане поддержки между премьером ПНС и ним.

Между тем, пока представители алжирских властей «переваривают» результаты французской поездки Ф.Сараджа, итальянская сторона, представителей которой Э.Макрон, несмотря на их желание, не пригласил в Париж, отреагировала на это с присущим ей темпераментом. Так, сразу после этого правительство страны объявило о том, что оно дает «зеленый свет» своему военно-морскому флоту на отправление эскадры боевых кораблей, общая численность экипажей которой будет доходить до 1000 человек, в территориальные воды Ливии, правительство которой якобы попросило «о помощи».

Несмотря на то, что формально такие действия обуславливаются Римом стремлением не допустить дальнейшего проникновения в Италию из этой страны нелегальных мигрантов, на деле тем самым он сигнализирует всему миру наличие у него в Ливии стратегических интересов, которые он готов отстаивать при помощи вооруженной силы.

Впрочем, против Италии в данном случае сыграло то, что защищаемый Римом Ф.Сарадж «неожиданно» опроверг утверждения итальянского руководства относительно «призыва о помощи».

В изложении самого премьера ПНС говорится, что «никому не позволяется нарушать суверенитет Ливии, это – красная черта». По его словам, он лишь просил Италию оказать помощь в создании береговой охраны, тогда как ее руководство настаивает на том, что речь шла о договоренностях как раз по направлению в Ливию военной эскадры на неопределенное время.

Одна из причин такой реакции Ф.Сараджа – это не только стремление превентивными мерами предупредить критику своих оппонентов относительно санкционирования «иностранной интервенции», но и негативное отношение к этому алжирского руководства, традиционно воспринимающего в штыки появление у своих границ иностранных войск.

В любом случае, теперь, после парижской встречи, перед руководством АНДР и Италии стоит задача поддержки слабеющего Ф.Сараджа перед лицом набирающего силу Х.Хафтара.

Это положение наглядно отразили результаты прошедших во Франции консультаций, в ходе которых стороны согласились на проведение разноуровневых выборов, а по факту – на разделение власти, предполагающего увеличение политического веса Х.Хафтара вопреки достигнутых в декабре 2015 года соглашений, фактически предполагавших его превращение в подчиненного Ф.Сараджу министра обороны.

И то, что итальянская сторона нервничает на фоне многозначительного алжирского «молчания», может свидетельствовать об отсутствии единой стратегии поддержки ПНС у его ближайших союзников, что, в свою очередь, не может способствовать укреплению позиций Ф.Сараджа.

62.82MB | MySQL:102 | 0,480sec