Британские оценки социально-экономической обстановки в Саудовской Аравии

На прошлых выходных, впервые за достаточно длительный обозримый срок, британский сетевой ресурс Middle East Eye подверг критике экономическую политику саудовских властей, охарактеризовав ее, как «необдуманную» и создающую все социально-экономические предпосылки…для революции. Не больше, ни меньше. По мнению авторов материала, непосредственный эффект от нововведений таков, что не оставляет выбора у населения, кроме как поставить вопрос об организации протестного движения и донесения до властей мысли о своем реальном положении «в котором многие скоро окажутся перед потерей всего». Столь радикальный вывод британцы делают на том основании, что основная тяжесть введенных в королевстве новых налогов, сборов и обременений легла на плечи мелкого и среднего бизнеса, который, даже в саудовских условиях, не обладает достаточным запасом прочности и неизбежно рухнет, поскольку опирается на ограниченную ресурсную базу.

«Вместо того, чтобы поддержать эти итак перенапряженные сектора, на них налагают новую и новую нагрузку», — констатирует издание.

Мы отмечаем, что социально-экономическая обстановка не восстанавливается, пишут авторы, и это не ограничивается, например, ставшим депрессивным маркером, районом Джидды. Стагнационные и кризисные моменты и явления замечены практически по всему королевству, повсеместно отмечены перебои с выплатами зарплат и пособий, пенсий, в то время как, налоговые сборы и фискальные требования властей все время модифицируется и растут.

Предметом пристального внимания саудовских мытарей стали многочисленные иностранные рабочие и служащие – все они отныне должны постоянно платить увеличенные налоги за право работать в королевстве и содержать в нем свои семьи.

Согласно данным саудовско-французского банка, отчет которого был опубликован в июле в местных СМИ, в стране находится 11,7 миллиона иностранцев, 7,4 миллиона из которых, работают, а 4,3 находятся на иждивении. С 1 го июля, все неработающие иностранцы, при прохождении процедур продления документов на право пребывания в стране, видов на жительство и виз, будут обязаны выплачивать месячный сбор в сумме 100 саудовских риалов (26,6 доллара США).  В 2020 г. это сбор будет увеличен и составит уже 400 риалов (106,66 доллара США) в месяц, что позволит пополнить саудовский бюджет примерно 20 миллиардами долларов США в год.

Введение подобных ставок, полагают авторы статьи, показывает близорукость их авторов, ведь, в краткосрочной перспективе, они, возможно и залатают какие-то прорехи, но, в среднесрочной и долгосрочной перспективах, королевство не досчитается многих иностранцев, а значит, многих проектов, причем, текущие замедлятся, а некоторые новые могут и не начаться, поскольку в суровых климатических условиях и определенных цивилизационных ограничениях, бытующих в королевстве, высококвалифицированная рабочая сила без семей туда работать не поедет.

Это касается, в основном, менеджеров среднего и высшего звена, управленце, бухгалтеров, дизайнеров и программистов, что до тысяч простых рабочих, механиков, нефтяников, водителей, медсестер, садовников, то, поскольку их наниматели, а они, как раз и относятся к среднему и мелком бизнесу, не в состоянии сами выплачивать новые сборы за своих работников, то им приходится теперь платить за себя самостоятельно. Первые несколько недель после нововведений показали: тысячи иностранных рабочих решили покинуть Саудовскую Аравию и вернутся в свои страны.

В итоге, рынок рабочей силы в королевстве лихорадит: многие специальности стали дефицитными, с другой стороны растут расценки на найм, ставки практически по всем специальностям. Все это, естественно, сказалось на ценах на те услуги и товары, которые предоставляют пострадавшие компании-операторы, использующие иностранных рабочих.

Прогноз для большинства компаний, занимающихся ввозом рабочей силы и ее трудоустройством, печален, их, как и многие небольшие сервисные компании, вполне возможно, ожидает банкротство.

Еще одним характерным признаком серьезного кризиса в саудовской экономике является самый низкий уровень вкладов в банки страны. Таким низким как он стал, начиная с 2015 года, показывая среднегодовой рост около 2%, он был во время т.н. «первой войны» в Заливе, в 1990 году. Новые вклады не открывают, так как раньше, объем их падает, плюс, старые закрывают (те же отъезжающие, и некоторые инвесторы и бизнесмены из Катара). Это оказывает существенное влияние на банковскую систему страны, привыкшую опираться на прежде многочисленные заемные средства вкладчиков, распределяя их, в том числе и на кредитование и поддержку малого и среднего бизнеса, теперь же, государству приходится дотировать банки, в 2016 году объем вливаний, замещающих отток вкладов, вырос на 9%.

В свете этих безрадостных для Эр-Рияда фактов эксперты Middle East Eye задают парадоксальный в чем-то вопрос: насколько далека Саудовская Аравия от социальной революции? Или, если угодно, от гражданской войны? Что еще должно ухудшиться и насколько, чтобы это произошло? Ведь, казалось бы, с одной стороны, десятки стран, менее экономически развитых, возьмет туже Африку, южнее экватора, или Латинскую Америку, особенно Центральную, существуют в гораздо более худших социально-экономических условиях, но относительно стабильны.

Как раз отличие их от королевства в том, пишет Middle East Eye, что они привыкли так жить. Саудовцы же, проживавшие в роскоши и достатке, привыкшие считать их естественным положением вещей и не знающими, что улицы могут быть грязными, коммунальные службы не работающими, а привычные уборщики, садовники, няни и грумы – отсутствующими, как таковые, могут испытать резкий и весьма неприятный диссонанс. Многим придется столкнуться с крахом своих коммерческих начинаний, особенно болезненным в тепличных саудовских условиях с их беспроцентными кредитами, многие не смогут найти себе работу. В определенный момент, это может сформировать критическую массу для протестных возмущений – уверены эксперты британского издания.

Мы солидарны с ними в оценке глубины экономического кризиса, в котором оказалась КСА. Так плохо дела в ее экономике не шли еще никогда. Однако запас прочности у королевства еще далеко не исчерпан, хотя и подтачивается каждый день военной авантюрой в Йемене и поддержкой экстремистских течений в Сирии. Отъезд иностранной рабочей силы из-за ухудшившихся условий работы — неприятно, но тоже не смертельно, найдутся желающие поехать туда и на новых кабальных условиях. Тем не менее, совокупность всех факторов сегодняшней саудовской социально-экономической и политической жизни, ее отношений с соседними странами, ее место и роль в региональных событиях, — все это будучи проанализировано, свидетельствует об одном: Саудовская Аравия находится, выражаясь авиационными терминами, в зоне турбулентности и все составляющие ее государства испытывают серьезные перегрузки. Мы не сомневаемся еще в одном: наверняка есть внешние силы, очень внимательно наблюдающие за ситуацией в королевстве и способные в нее вмешаться в нужный момент. И это не только пресловутый «злой гений» Эр-Рияда в лице Тегерана, немало вопросов к саудовцам есть, и они никуда не делись у Иордании, Йемена, Египта, Сирии, Ирака. К ним добавился и еще один, крайне опасный соперник, не побоимся этого слова, враг – Катар. Возможно, озабоченность этим обстоятельством и обуславливает последнюю активизацию саудовской челночной и региональной дипломатии и «подтягивание» отношений с прежде второстепенными в глазах Эр-Рияда странами.

62.83MB | MySQL:102 | 0,662sec