Израиль: рекордное число евреев поднялось на Храмовую гору в пост девятого Ава

Главный сефадский раввин Израиля Ицхак Йосеф заявил во вторник, в день, на который пришелся еврейский пост 9 ава в память о разрушении Иерусалимского Храма (вавилонянами в 586 году до н.э. и римлянами в 70 году н.э.): «1043 еврей поднялся сегодня к нашему огорчению на Храмовую гору. Именно сегодня, в день Девятого ава, в день, когда был разрушен Храм, наш долг снова напомнить: Подъем на Храмовую гору запрещен Галахой (традиционным еврейским религиозным правом – В.Ч.). Те евреи, которые поднимаются на Храмовую гору, оскверняют ее святость».

Мнение раввина Ицхака Йосефа, согласно которому подъем евреев на Храмовую гору запрещен в наше время по соображениям ритуальной чистоты, является повторением традиционной и последовательной позиции Главного раввината Израиля, которой он придерживается со времени победы Израиля в Шестидневной войне 1967 года. До этого евреи на протяжении долгих веков не контролировали в военном и в политическом отношении Храмовую гору, и потому данная проблема была неактуальной. Однако следует отметить, что за последние годы десятки и даже сотни раввинов отошли от этой позиции. Напротив, часть из них заявила, что подъем на Храмовую гору при соблюдении определенных норм, касающихся ритуальной чистоты, является религиозным и национальным долгом евреев. Следует отметить, что это стало одним из проявлений падения авторитета Верховного раввината в целом.

Уместно добавить, что и после упомянутого заявления раввина Ицхака Йосефа евреи продолжали подниматься на Храмовую гору. В итоге число поднявших в течение вторника на Храмовую гору евреев превысило 1300. Это рекордное число евреев, посетивших Храмовую гору в течение одного дня в новейшее время.

Евреи ждали часами в очереди у Магрибинских ворот, единственных ворот Храмовой горы, через которые пропускают немусульман. Очередь замедлялась тем, что на Магрибинских воротах – в отличие от тех ворот, через которые на Храмовую гору поднимаются мусульмане, продолжают стоять магнитометры. Многие сотни евреев не смогли поднять на гору, поскольку их не пропустила туда полиция, хотя они долгое время ждали у Магрибинских ворот своей очереди, чтобы пройти на Храмовую гору.

Израильская общественная организация «Студенты за Храмовую гору» опубликовала в связи с весьма впечатляющими цифрами евреев, пришедших на Храмовую гору, вопреки запрету Главного раввината, заявление, в котором было в частности сказано: «Мы являемся свидетелями волнующего исторического переворота. Народ Израиля возвращается на Храмовую гору. Мы приветствуем всех поднимающихся на Храмовую гору, которые помнят, почему мы постимся, которые не ограничиваются трауром по разрушению Храма или Стеной плача (так называемая «Стена плача» представляет собой западную подпорную стену насыпи, которой иудейский царь Ирод расширил в I веке до н.э. Храмовую гору во время проведенной им реконструкции Храма. За прошедшие после разрушения Храма столетия эта стена, не имевшая изначально специального религиозного значения, стала местом молитвы евреев, напоминанием о разрушенном Храме – В.Ч.), а понимают, что на сегодняшний день Храмовая гора – в наших руках, и потому приходят на настоящее (святое для евреев – В.Ч.) место».

Полиция Израиля сообщила, что с Храмовой горы были удалены девять евреев, которые нарушили правила посещения (речь идет о нарушении запрета еврейской молитвы на Храмовой горе, которая рассматривается в качестве нарушения статуса-кво, согласно которому молиться на Храмовой горе разрешается только мусульманам – В.Ч.). Еще пятеро евреев были задержаны по обвинению в нападении на полицейских и препятствованию полицейским в исполнении их обязанностей. Трое из этих задержанных евреев обвиняются в том, что после посещения Храмовой горы они подрались с мусульманами и отказались выполнять указания разнимавших их полицейских.

Тот факт, что так много евреев поднялись на Храмовую гору в день памяти о разрушении Храма, вызвал негодование мусульман. Проповедник мечети Аль-Акса шейх Акрама Сабари заявил по этому поводу в интервью палестинскому новостному агентству «Маан», что «продолжающийся подъем евреев в мечеть Аль-Акса (имеется в виду Храмовая гора – В.Ч.) является доказательством того, что оккупационные (то есть израильские – В.Ч.) власти заинтересованы в обострении ситуации в мечети с одной стороны и в реализации устремлений поселенцев с другой стороны». Под «устремлениями поселенцев» шейх, несомненно, подразумевал выдвигаемое целым рядом внепартийных, но придерживающихся идеологии религиозного сионизма организаций требование о возобновлении еврейской молитвы и богослужения на Храмовой горе.

Шейх Акрама Сабари добавил, что, по его мнению, «оккупационные власти позволяют евреям подниматься (на Храмовую гору – В.Ч.) для того, чтобы скрыть свое поражение в Аль-Аксе (имеются в виду уступки, на которые израильское правительство пошло в вопросе о магнетометрах, которые были установлены на предназначенных для мусульман входах на Храмовую гору – В.Ч.) и создать картину, что они сильны и контролируют это место. Однако ежедневный подъем (евреев на Храмовую гору – В.Ч.) не даст им (евреям – В.Ч.) прав в мечети».

 

В тот же день министр иностранных дел Иордании Айман ас-Сафади затронул вопрос о подъеме евреев на Храмовую гору в своем выступлении на конференции министров иностранных дел стран-членов Организации исламского сотрудничества, которая проходила в Турции.

«Кризис закончился, — заявил министр, имея в виду дипломатический кризис между Иорданией и Израилем по поводу недавних событий на Храмовой горе и террористического акта в посольстве Израиля в Аммане, — но еще многие и еще более опасные кризисы будут иметь место в результате продолжения нарушений (статуса-кво на Храмовой горе – В.Ч.), совершаемых Израилем». Далее Айман ас-Сафади пояснил, что конкретно он имел в виду: «Мы видим, что массы (еврейских – В.Ч.) экстремистов устремились во дворы Аль-Аксы. Число экстремистов, устремившихся на Аль-Аксу сегодня, составляет 1080. Это рекордное число, какого не было с начала израильской оккупации в 1967 году».

Израильские электронные СМИ – радио, телевидение и интернет-сайты уделили в своих обзорах во вторник очень большое место истории Первого и Второго Храма, памяти о разрушении Храма, надеждам на строительство Третьего Храма, а также актуальным событиям, связанным с Храмовой горой. Многие комментаторы отмечали, что беспрецедентный интерес евреев к подъему на Храмовую гору в день поста Девятого ава в этом году имеет не только и не столько религиозную, сколько национальную подоплеку. Он является реакцией как на принятые в течение последних полутора лет ЮНЕСКО резолюции, отрицающие связь еврейского народа с Храмовой горой, так и на агрессивные попытки мусульман переписать историю и полностью лишить евреев доступа на Храмовую гору (несмотря на то, что так называемый статус-кво в принципе не отрицает права евреев посещать ее). В таких условиях массовый подъем евреев на Храмовую гору стал своего рода спонтанной политической демонстрацией, отражающей важный поворот в настроениях израильского еврейского общества. И, несмотря на то, что никакие политические партии не были причастны к этой демонстрации, израильским и не только израильским политикам придется считаться с этим поворотом.

 

52.23MB | MySQL:103 | 0,476sec