Москва выступает за скорейшее создание единой делегации сирийской оппозиции для переговоров в Женеве. Об этом заявил во вторник специальный представитель президента России по Ближнему Востоку и странам Африки, замглавы МИД РФ Михаил Богданов по итогам переговоров с заместителем министра иностранных дел Ирана Хосейном Ансари. «В рамках женевского процесса, опирающегося на резолюцию СБ ООН 2254, [обсуждаются] вопросы политические, гуманитарные, — отметил он. — В любом случае астанинский и женевский форматы нацелены на сближение позиций самих сирийцев — делегации правительства Сирии и делегаций оппозиции». «Мы исходим из того, что было бы очень важно, и в данном случае мы хотели бы заручиться поддержкой команды спецпосланника ООН по Сирии Стаффана де Мистуры, налаживать прямой диалог между сирийскими сторонами, — сказал дипломат. — И естественно было бы очень важно создать одну делегацию сирийской оппозиции на базе представителей «московской», «каирской» и «эр-риядской платформ» (Высший комитет по переговорам)». Сразу отметим, что создание единой делегации сирийской оппозиции относится к области фантастики: сирийские оппозиционные группы никогда не объединятся, поскольку и создавались они собственно под разных внешнеполитических спонсоров, и соответственно за столом переговоров они озвучивают позиции прежде всего тех, кто их финансирует, а не свои. Помимо этого, за исключением может быть только «эр-риядской» группы все эти образования не имеют за собой никакой реальной военной силы в самой Сирии и соответственно не могут претендовать на роль реальных и эффективных переговорщиков. Женевский переговорный процесс таким образом превратился лишь в очередной мертворожденный формат, который по сути решает только две задачи.
- Женева через поведение членов той или иной группы на очередном раунде переговоров демонстрирует нам позицию тех или иных международных игроков в отношении сирийского конфликта
- Переговоры в Женеве создают иллюзию участия ООН в процессе решения сирийского кризиса. Это в общем-то одно из основных желаний Москвы в рамках всей дипломатической работы на сирийском направлении. Но никакой практической работы в рамках этой площадки не ведется, просто в силу того, что у сторон нет никакого желания договариваться именно в этом формате, который предусматривает геополитические глобальные договоренности о будущей политической архитектуре Сирии. К такому разговору не готовы ни в Дамаске, ни в рядах оппозиции, ни в зарубежных центрах их поддержки. Стороны предпочитают сначала «подморозить» конфликт, дать ситуации успокоиться, и лишь затем возвращаться к темам более глобального характера. То есть во главу угла ставятся конкретные вопросы налаживания жизни в относительном перемирии. Для практических договоренностей существуют иные форматы, начиная с астанинского и заканчивая двусторонними или трехсторонним. Именно последние в общем-то и доказывают свою эффективность в рамках решения конкретных задач. Прежде всего это моменты, связанные с объявлением перемирия, организации переселения значительного числа лиц той или иной конфессии из одного района в другой. Или вопросы капитуляции того же Алеппо под условие беспрепятственного выхода из него значительной части боевиков. То есть собственно все те моменты, которые и определяют сейчас динамику развития ситуации в Сирии. Все эти договоренности достигаются не на переговорах в Женеве, а в рамках двусторонних консультаций, причем зачастую по линии спецслужб России, Сирии, Ирана, Турции. В данном случае дипломаты оказываются за рамками этих процессов. И астанинский формат представляет собой некий гибрид между переговорами в Женеве и тайными консультациями. Он наиболее приближен и результативен под решение конкретных задач, в том числе создания зон деэскалации, что в реальности означает попытку заморозить конфликт в его нынешнем состоянии с целью мирной передышки и реанимации горизонтальных связей между отдельными частями страны путем восстановления торговых и иных социально значимых связей. При этом попытки дипломатов придать ему формат глобальности путем вброса участникам переговоров каких-то масштабных проектов, например, новой конституции или всеобъемлющих меморандумов тихо заглохли сами по себе. Если хотите «глобализм» был отторгнут астанинским форматом как некое инородное тело. Другой вопрос заключается в том, что переговоры в Астане вскрыли и хорошо скрываемый турецкой стороной факт того, что доминирование Анкары над оппозицией не является таким уже безусловным, и реальные возможности Турции на этом направлении были сильно преувеличены. И речь идет даже не о том, что Анкара не смогла обеспечить присутствие на астанинской площадке представителей крупнейшей (второй по боевому потенциалу) группировки «Ахрар аш-Шам», без чего переговоры в Астане конечно сильно «просели». Проблема в том, что вопросы, которые предстоит решать далее в этом формате упираются в тему установления Турцией если не своего монополизма над оппозицией на севере страны в Идлибе, то, по крайней мере, в резком увеличении степени своего влияния. Пока этого нет, нет темы для следующих переговоров. Как можно договариваться о статусе зоны деэскалации в Идлибе, если Анкара не контролирует там основную часть вооруженной оппозиции? Ее контролирует Саудовская Аравия, а она ни на переговоры о будущем Сирии в женевском формате, ни о конституции Сирии в астанинском формате просто не пойдет. Ровно потому, что Эр-Рияду это не надо. Саудовцы добились на сегодня максимум того, что могут: установили максимально возможный контроль над Идлибом с одновременной «подморозкой» конфликта, что им необходимо для перегруппировки сил. Совершенно очевидно, что слова основных международных игроков о том, что статус зоны деэскалации не отменят борьбу с радикальными группами типа «Джебхат ан-Нусры» (переименована в «Тахрир аш-Шам», запрещена в России), являются только словами. Никаких практических механизмов такой борьбы в зонах деэкалации просто нет и быть не может. Нельзя быть наполовину беременным: или зоны эскалации или деэскалации. Все игроки это внутренне понимают и готовы к таким условиям игры. И все последние по времени события с двусторонними согласованными, условно говоря, обменами населением разных конфессий это общем-то доказывают. Начало этому механизму положила эвакуация боевиков с семьями из Восточного Алеппо, и этот механизм прижился и оказался дееспособным в сирийские реалиях. И нащупан он был далеко не в женевском формате. Отсюда вопрос — а зачем он вообще нужен? Он нужен только для того, чтобы сирийской кризис оставался под «зонтиком» ООН, так как одним из главных постулатов международный политики Москвы в условиях попыток мирового доминирования Вашингтона является приоритет ООН в рамках решения всех локальных конфликтов.