Ситуация в Сомали: июнь 2017 г.

В Сомали июнь начался с сообщений из Джубаленда на юге страны, согласно которым в ходе совместной антитеррористической операции, проведенной в ряде западных кварталов города Кисмайо подразделениями Сомалийской национальной армии (СНА) и Миссии Африканского союза в Сомали (Amisom), были уничтожены 4 боевика движения «Аш-Шабаб». Как сообщил командующий силовыми структурами Джубаленда Габоб Хасан Барре, по состоянию на 3 июня был зачищен квартал Абдидор, бои продолжались в квартале Хадвейн. Он не привел данных о возможных потерях со стороны проправительственных сил.

8 июня боевики движения «Аш-Шабаб» атаковали военную базу Аф-Урур на севере Сомали в полуавтономном регионе Пунтленд. Эта база находится близ горного массива Голис, уже давно ставшего прибежищем боевиков движения «Аш-Шабаб». Эта атака была отражена, однако данные о потерях сторон были различными.

По данным местных властей, при отражении атаки погибли около 10 солдат. Атаковавшие потеряли несколько десятков человек. По данным движения «Аш-Шабаб», ее боевики захватили базу. При этом погибли свыше 60 солдат, были захвачены до 20 армейских машин, ранения получили до 70 военнослужащих. Как представляется в таких случаях, истина была где-то посередине.

11 июня Пентагон сообщил об атаке целей движения «Аш-Шабаб» в Сомали, примерно в 300 км к юго-западу от Могадишо в штате Средняя Джуба. Американские военные не сообщили каких-либо других деталей об этом рейде. Было отмечено однако, что атака производилась в координации с региональными партнерами и в ответ на их запрос. Позднее выяснилось, что спецназ сомалийской армии использовал эту атаку для того, чтобы разрушить тренировочный лагерь движения «Аш-Шабаб». Соответствующее заявление сделал президент Сомали Мохаммед Абдуллахи Мохаммед. По его оценке, нанесенный удар позволит заметно уменьшить вероятность новых атак движения «Аш-Шабаб».

14 июня смертник подорвал заминированную автомашину возле ресторана Posh Treats в Могадишо. В результате теракта погибли по меньшей мере 6 человек. Ответственность за совершение теракта немедленно взяло на себя движение «Аш-Шабаб».

Атака была совершена во время ифтара – вечернего приема пищи в период времени мусульманского поста рамадан, когда ресторан был заполнен посетителями.

Ресторан Posh Treats – относительно новое заведение подобного рода в столице Сомали, где было место для танцев – редкость для города. Он находится в богатом квартале Могадишо и считается излюбленным местом времяпровождения среди молодежи и сомалийцев диаспоры.

Тут же последовала атака на находящееся поблизости заведение Pizza House. В результате двух атак, совершенных группой из шести боевиков, погибли по меньшей мере 18 человек. В ходе отражения нападения все 6 боевиков, по данным правительства Сомали, были уничтожены. Операция по уничтожению боевиков продлилась несколько часов, поскольку пятеро боевиков, укрывшись в пиццерии, отстреливались до последнего.

11 июня самопровозглашенная «республика» Сомалиленд, находящаяся на севере Сомали, объявила о своей солидарности со странами Персидского залива, разорвавшими отношения с обвиненным в «поддержке терроризма» Катаром. «Республика Сомалиленд полностью поддерживает решение Саудовской Аравии и ОАЭ о бойкоте Катара», — заявил «министр иностранных дел» этого образования Саад Али Шире.

Сомалиленд провозгласил независимость в 1992 г. Однако его вплоть до настоящего времени не признал никто. В любом случае он является «союзником» ОАЭ, которым разрешено создать военную базу на территории Сомалиленда в обмен на финансирование проектов инфраструктуры, в том числе порт и автомобильную магистраль.

Сомалиленд имеет собственные денежные знаки и характеризуется определенной стабильностью по сравнению с другими регионами Сомали, где действуют боевики движения «Аш-Шабаб». В поиске международного признания Сомалиленд в вопросе о Катаре занял таким образом позицию, отличающуюся от позиции центральных властей, которые призвали участников кризиса к диалогу и сдержанности.

19 июня был приговорен к смертной казни солдат сомалийской армии, признанный виновным в гибели 3 мая министра общественных работ Сомали Абделлахи Сираджи. Информация об его трагической гибели была представлена в нашей предыдущей статье.

20 июня в результате подрыва заминированного автомобиля в Могадишо близ здания местной администрации квартала Вададжир погибли по меньшей мере 10 человек, около 20 получили ранения. Ответственность за атаку взяло на себя движение «Аш-Шабаб».

22 июня очередной теракт с использованием смертника и заминированной автомашины был совершен близ полицейского участка Вабери на улице Мака аль-Мукарама на юге Могадишо, ведущей к президентскому дворцу. В результате теракта погибли по меньшей мере 5 человек, до 10 получили ранения. Ответственность за теракт тут же вязло на себя движение «Аш-Шабаб».

В июне неспокойно было и в соседней с Сомали Кенией. 6 июня стало известно, что на востоке страны в результате подрыва на самодельном взрывном устройстве машины гуманитарной организации Adeso погибли 4 человека, в том числе ее трое сотрудников. Инцидент имел место близ границы с Сомали на автодороге между Дадаабом и Добле.

Гуманитарная организация Adeso основана одним из сомалийских активистов. Она специализируется на распределении гуманитарной помощи, получаемой из США и стран Евросоюза и работает в странах Африканского Рога.

Близ города Дадааб находится самый большой в мире лагерь беженцев. Подавляющее большинство его обитателей – сомалийцы.

За предыдущие две недели в этом же регионе в результате подрывов на самодельных взрывных устройствах погибли свыше 20 человек. Ответственность за большинство из них взяло на себя аффилированное с «Аль-Каидой» (запрещена в России) движение «Аш-Шабаб».

Тем временем стало известно, что из лагеря беженцев Дадааб за последние 18 месяцев в Сомали вернулись свыше 50 тысяч беженцев. Эту программу возвращения инициировало правительство Кении, стремящееся убрать со своей территории эту «пороховую бочку». Тем, кто соглашается вернуться в Сомали, выплачиваются 400 долларов, обещаются жилье, доступ к системам здравоохранения и образования. Известно, что на практике выполняется только первый пункт.

Главная проблема для тех, кто захотел вернуться – доступ к образованию для детей, поскольку в лагере Дадааб с этим не было никаких проблем, а в Сомали школы работают только в больших городах, да и то, с большими проблемами. По данным правозащитников, в отсутствие единой системы образования в Сомали в городе Байдоа, например, работают 29 школ, причем многие из них функционируют по программам Эфиопии, Кении, Уганды и даже Катара. Государственные школы работают на основе программ, разработанных свыше 20 лет назад. В то же время все школьные учреждения в лагере Дадааб функционируют на основе достаточно современных кенийских образовательных программ.

Известно, что программа возвращения предусматривает плату за обучение детей в первые 9 месяцев, дальше родители должны выкручиваться сами.

Понятно, что молодые люди в возрасте от 18 до 20 лет, не получившие образования и не имеющие никаких перспектив в современной жизни, становятся первыми клиентами для вербовщиков движения «Аш-Шабаб». Это в принципе подтверждает – радикальные движения выживают во многом за счет недееспособности государств.

27 июня на востоке Кении близ границы с Сомали в результате подрыва на самодельном взрывном устройстве очередного автомобиля погибли 8 человек, среди них 4 детей и 4 полицейских.

В целом очевидно, что ситуация в Сомали имеет отчетливую тенденцию к ухудшению. Как ее переломить? Ответ на этот вопрос, очевидно, не сиюминутный. Одно очевидно: только военными мерами проблему Сомали не решить.

52.28MB | MySQL:106 | 0,618sec