Алжирские источники: позиция нацменьшинств мешает миру в Ливии

По данным алжирских источников, одной из главных проблем в реализации мирных соглашений между фельдмаршалом Халифой Хафтаром и премьер-министром правительства национального спасения (ПНС) Файезом Сараджем является несговорчивая позиция по данному вопросу представителей национальных меньшинств в Ливии.

Так, например, представители негроидного меньшинства тубу, проживающие на крайнем юге страны, равно как и туареги, высказались отчетливо против проекта новой Конституции страны, принятой ливийскими «народными представителями» 29 июля.

Это стало возможным после состоявшихся 25 июля при посредничестве французского президента Эммануэля Макрона консультаций между Ф.Сараджем и Х.Хафтаром в Париже, на которых стороны договорились о мирном переустройстве Ливии и проведении разноуровневых выборов.

Представители нацменьшинств обусловили свою реакцию тем, что данный проект Конституции не выражает их интересы.

Следует заметить, что безоговорочной поддержки ей не выразили и берберы.

Иными словами, в общей сложности почти четверть ливийцев, представляемых национальными меньшинствами, не одобряют новую инициативу по примирению и объединению страны.

В этой связи ряд алжирских источников бьют тревогу относительно того, что в результате проект новой Конституции страны «рискует оказаться похороненным, даже не родившись».

Между тем, представители Ф.Сараджа и Х.Хафтара заявляют о «поддержке ливийским народом» данного проекта Конституции. По их информации, из 44 присутствующих на голосовании в Аль-Бейда (200 километров от Бенгази) 43 высказались «за».

В новом Основном законе страны (статья 197) говорится, что Ливия является президентской республикой с двухпалатным парламентом. В качестве ее столицы закреплен город Триполи. Ислам указан государственной религией, а шариат – источником законодательства. При этом арабский, берберский, туарегский языки и язык тубу предусматривается признать «официальными».

Иными словами, формально новая Конституция Ливии фактически закрепляла за национальными меньшинствами культурную автономию.

Тем не менее, причина столь острой реакции их представителей состоит в том, что, по их словам, «она не предусматривает компромисса и не дает реальных гарантий выполнения требований о культурной автономии и справедливого разделения национальных богатств».

Кроме того, согласно свидетельствам представителей тубу Халеда Вахли и Хамеда Сенусси, отказавшихся от участия в голосовании по изложенным выше причинам, реально из 44 «представителей ливийского народа» проект новой Конституции одобрили менее двух третей от присутствовавших и потому, на основании уже действующих законов в стране, это решение является нелегитимным.

По их же данным, «более десятка участников покинули зал заседаний перед самим голосованием, требуя его закрытия, а еще один голосовал против».

В основном они и представляли ливийские национальные меньшинства, включая берберов.

Теперь, как утверждают представители ливийских властей из Триполи и Тобрука, предстоит обсуждение данного проекта с целью его доработки с последующим выдвижением на всенародный референдум.

Говоря о данном событии, представители туарегов и тубу отмечают, что они, по сути, бойкотировали участие в общеливийских делах, включая выборы, еще в 2015 году, одновременно отказавшись от отправления выразителей их интересов в Триполи и Бенгази.

Сейчас они сделали исключение, но лишь для того, чтобы открыто продемонстрировать нежелание даже обсуждать подобный проект Конституции, который «не соответствует условиям исторического компромисса с сообществом тубу, будучи отклоненным от более важных принципов провозглашения конституции в 2011 году на основе консенсуса и предварительного урегулирования конфликтов между арабским большинством и общинами тубу, туарегов и берберов».

Примечательно, что подобное принятие нового проекта Конституции «с нарушениями» настолько возмутило «протестантов», что они, потребовав отмены результатов выборов и проведения переголосования 30 июля и даже взяли в заложники некоторых членов Форума, чтобы оказать на него давление.

Чтобы ослабить напряженность, президент выборного Форума, Нух Абдессайед Мохраби принял это требование, отметив, что делает это «под давлением», но впоследствии, когда напряженность спала, отказался от этого, заявив, что «давление не является причиной для повторения голосования».

Сейчас протестанты заявляют, что будут пытаться «добиться справедливости», понимая, что без официального и прописанного их положения в Конституции» они фактически обречены повторить ливийскую ситуацию до 2011 г., при которой власти осуществляли попытки их арабизации и ущемляли в плане развития их территории.

Таким образом, в сложившейся ситуации наличие у них независимого статуса в данный момент более предпочтительно. Лишаясь его в случае признания нового проекта Конституции, они одновременно лишаются возможности самим определять свое будущее и в том числе пересекать границы с соседними государствами, где проживают их сородичи. Это особенно актуально для представителей тубу и туарегов.

Что же касается перспектив их борьбы, то она может быть эффективной лишь в случае объединения с ливийскими берберами, которые пока опасаются вступать в явную конфронтацию с более многочисленными арабскими соседями.

Впрочем, времени для выработки единой позиции и заявления конкретных претензий по данному вопросу у них мало. В том случае, если Ф.Сарадж и Х.Хафтар отправят новый проект Конституции на «всенародный референдум», то арабское большинство решит их судьбу за них самих и, основываясь на его итогах, будет рассматривать всех несогласных как «преступников» и «сепаратистов».

Пока же единого фронта из представителей ливийских нацменьшинств не наблюдается, что негативно сказывается на перспективах того, что их реально услышат не только за рубежом, но и в Триполи и Тобруке.

52.23MB | MySQL:103 | 0,469sec