Президентская гонка в Иране: анонс предвыборных программ кандидатов

В Иране полным ходом идет агитационная кампания кандидатов на пост президента: вслед за публичными выступлениями перед избирателями и поездками по регионам наступил черед теле- и радиообращений претендентов, характеризуемый жестким и бескомпромиссным противостоянием главных конкурентов на высокий пост. Организуемые в теле- и радиоэфире дебаты послужили импульсом к подробному анонсированию кандидатами главных лозунгов и задач их предвыборных платформ. Особенностью нынешней президентской кампании стало использование в пропагандистских целях интернет-ресурса.

Лидер предвыборной гонки – председатель Совета по определению целесообразности принимаемых решений (СОЦПР) А.А. Хашеми-Рафсанджани (пока его рейтинг самый высокий – 36,2%) — подробно изложил свой план из пяти главных предвыборных обещаний, которые составили основу его принципиальных подходов к вопросам внутренней и внешней политики Ирана в случае победы на выборах. Главные элементы плана следующие.

1. Всесторонняя общественная и социальная безопасность, а также безопасность личности, невмешательство государства в личную жизнь граждан, официальное признание свободы слова и вероисповедания.

2. Экономическое процветание; рост покупательской способности граждан путем борьбы с инфляцией и безработицей, повышения эффективности экономики, создания новых рабочих мест, укрепления сферы здравоохранения; поддержка частного сектора в промышленности, сельском хозяйстве и международной торговле.

3. Использование в максимальной степени человеческого потенциала, устранение дискриминации во всех сферах, создание равных условий для молодежи, женщин, национальных и религиозных меньшинств.

4. Поддержка гражданского общества, рост безопасности граждан и защита их прав.

5. Проведение конструктивной и позитивной политики на международной арене, интеграция Ирана с мировым сообществом с целью преодоления изоляции страны, проникновения на новые рынки мировой экономики как средство распространения на них иранской продукции и привлечения в страну иностранных инвестиций.

Не менее активно приступили к изложению своих предвыборных платформ два главных кандидата от реформаторского крыла – бывший спикер парламента М. Кярруби (рейтинг – 6,3%) и бывший министр науки и образования М. Моин (рейтинг – 5%).

М. Кярруби, представляющий умеренно-реформаторский фронт иранского духовенства, обозначил 12 основных пунктов своей предвыборной платформы.

1. Обеспечение основных прав иранской нации.

2. Проведение серьезной экономической политики, предусматривающей реализацию проекта о ежемесячной выплате каждому гражданину страны пособия в размере 500 тысяч иранских риалов (55 долл. США).

3. Реализация национальной программы здравоохранения, цель которой — сделать медицину доступной для каждого иранского гражданина.

4. Развитие сферы образования как одно из условий обеспечения конкурентоспособности иранских специалистов и продукции на мировом экономическом рынке.

5. Оказание гражданам ИРИ правовой помощи как одно из условий обеспечения справедливости и формирования гражданского общества.

6. Развитие туризма как фактор экономического процветания и обеспечения занятости населения.

7. Создание всеобщего центра управления для укрепления управленческого потенциала и фонда поддержки молодых кадров.

8. Обеспечение прав женщин.

9. Приоритетное внимание проблемам иранской молодежи (наиболее насущная социальная проблема иранского общества).

10. Культурное развитие иранской нации, сохранение культурных ценностей и достижений иранской цивилизации.

11. Борьба с коррупцией и неэффективным управлением.

12. Проведение многовекторной и прагматичной внешней политики в соответствии с национальными интересами, краеугольным камнем которой должна стать инициированная президентом С.М. Хатами идея диалога цивилизаций.

Программа М. Моина имеет более прогрессивный и либеральный характер. Ее главным лозунгом бывший министр науки и образования провозгласил создание широкого демократического и правочеловеческого фронта. Она предусматривает активное привлечение в систему управления страной либеральных деятелей и даже «незаконно осужденных судебной властью Ирана» представителей радикально-реформаторского крыла. Главная задача М. Моина – обеспечение основных демократических прав и свобод (свобода слова, СМИ и вероисповедания) иранских граждан, создание условий для либерализации экономической и общественно-политической системы Ирана, снятие цензурных барьеров, реформирование системы здравоохранения и образования. М. Моин предлагает учредить пост вице-президента ИРИ по вопросам прав человека. Он выступает за углубленную интеграцию Ирана в мировое сообщество, следование общепринятым международно-правовым принципам, активное внедрение в страну иностранных инвестиций и современных технологий. М. Моин выступает в защиту прав иранской молодежи и женщин: он против вмешательства государственных органов в личную жизнь граждан, особенно молодежи, за устранение дискриминационных подходов и положений в отношении женского населения, за совершенствование законодательной базы по гендерной проблеме. Прогрессивные взгляды М. Моина распространяются в том числе на систему государственной власти: он является сторонником постепенного ослабления рычагов влияния неизбираемых исламских органов на структуру исполнительной власти и расширения полномочий и функций исполнительной власти, в частности президента.

В русле объединения консервативных и реформаторских идей составлена программа другого кандидата – представителя военных кругов и бывшего «главного полицейского страны» М. Галибафа (до весны с.г. занимал пост главкома Сил охраны правопорядка – СОП, перед подачей заявки на регистрацию, согласно Закону о выборах, подал в отставку), который с 12,2%-ной поддержкой избирателей на сегодня прочно удерживает вторую позицию в списке лидеров. В программных выступлениях М. Галибафа четко прослеживается стремление подавать себя как политически неангажированного и нейтрального кандидата. Он открещивается от принадлежности как к консервативным, так и к реформаторским силам, стремится объединить под своими знаменами широкий спектр электората, выступает за прекращение жесткого противостояния консервативных и либеральных идей в иранском обществе. Такой подход, неожиданный для многих иранских политологов, обеспечил М. Галибафу высокий избирательный рейтинг. Наряду с этим М. Галибаф стремится делать ставку на иранскую молодежь (более 70% населения), заявляя о необходимости как можно более широкого внедрения молодых кадров в управленческие структуры страны.

Центральные элементы предвыборной платформы кандидата от неоконсервативного течения – мэра Тегерана М. Ахмади-Нежада (рейтинг- 5,7%) – основаны на сочетании прагматических подходов в экономике и жестких консервативных установок в общественно-политической жизни. Пожалуй, главным предвыборным лозунгом этого кандидата является создание в рамках существующего исламского строя общества социальной справедливости. М. Ахмади-Нежад провозглашает необходимость противодействия коррупции и дискриминации, обеспечения занятости населения, ликвидации бедности и нищеты, роста реальных доходов граждан с целью построения истинно «исламского общества», в полной мере используя при этом достижения Исламской революции 1979 года. Другой важный лозунг мэра Тегерана — преодоление разрыва между иранским народом и правительством, «вселение в общество надежды» на способность и умение правительства разрешать имеющиеся в стране проблемы.

Экономическая программа М. Ахмади-Нежада предусматривает частичную либерализацию в той степени, которая позволит обеспечить нормальное функционирование экономической системы в соответствии с сегодняшними реалиями, в первую очередь – с процессом глобализации. В этом контексте он выступает за частичную приватизацию госсектора («финансовые источники должны принадлежать народу»), которая предусматривает «разумное сочетание» частной, государственной и кооперативной собственности для обеспечения экономического прогресса. М. Ахмади-Нежад пропагандирует идею обеспечения «экономической справедливости», главный постулат которой заключается в преодолении диспропорций в производстве товаров и услуг, когда 60% ВНП страны производится в столице Ирана. По его мнению, коренную причину всех проблем и сложностей, с которыми сталкивается сегодня Иран, следует искать в отсутствии эффективного управления.

Наибольшей консервативностью отличаются взгляды М. Ахмади-Нежада в области культурной политики: образ жизни иранской нации «должен соответствовать историческим, национальным и религиозным традициям», а свобода выбора образа жизни все же должна быть ограничена «религиозностью большинства иранского населения и соблюдением основных ритуалов и законов ислама и шариата». В его позиции по международным вопросам также фигурирует принцип «справедливости» на мировой арене. Речь здесь идет об установлении «справедливых взаимоотношений» между различными государствами. И хотя кандидат от неоконсерваторов высказывается за налаживание отношений со всеми государствами, которые «не проповедуют агрессию и силовые методы» в мировой политике, безусловный приоритет он отдает связям с мусульманскими странами и соседями по региону. Одной из главных задач Ирана в современном мире мэр Тегерана считает проведение грани между «друзьями» и «врагами», а также выяснение тактики врагов Ирана, оказание конкретного сопротивления их планам и своевременное предупреждение иранской нации об исходящих от врагов угроз.

Программа главного претендента от радикально-консервативных сил (представителей так называемого старого поколения консерваторов) А. Лариджани, выдвинутого на выборы Координационным советом (КС) Сил исламской революции (орган, объединяющий широкий фронт сил правоконсервативного толка, созданный первоначально для определения единой кандидатуры от консерваторов), пока проявляет наименьшую агитационную активность. Несмотря на это, бывший руководитель Организации радио и телевидения ИРИ в предвыборном рейтинге уверенно идет на 3-е месте (8%) и, по мнению иранских аналитиков, в случае эффективной пропаганды вполне способен обогнать своего ближайшего конкурента М. Галибафа. А. Лариджани пропагандирует идею «лучшего будущего для всех иранцев», выполнение которой он видит в следовании постулатам имама Р. Хомейни, а также в вере и опоре иранской нации на собственные силы и возможности. Будущее государство в Иране должно, по его мнению, действовать более эффективно и сосредоточиться на решении социальных проблем типа бедности, нищеты и инфляции, однако главное – создать предпосылки для прогресса и повышения уровня жизни населения. Он выдвигает тезис о «справедливом государстве». В это понятие входит и такой немаловажный пункт, как решение медицинского вопроса, дотирование расходов граждан на сферу здравоохранения. Отдельным положением в программе А. Лариджани прописан женский вопрос: судя по предвыборным заявлениям, он выступает за активное участие женщин «наравне с мужчинами» в культурной, политической и социальной сфере. Главным лозунгом экономического вектора его программы является однозначная поддержка процессу по вступлению Ирана во Всемирную торговую организацию (ВТО). По его мнению, Иран должен проводить активную торгово-экономическую политику на международной арене, однако сначала необходимо подготовить почву для его членства в ВТО. А. Лариджани считает, что данный шаг создаст прекрасные возможности для использования в стране иностранных инвестиций, технологий и потенциалов, без которых экономическая система ИРИ не в состоянии эффективно работать.

Два других кандидата на пост президента – претендент от реформаторов М. Мехрализаде (вице-президент, руководитель Организации физвоспитания ИРИ) и карьерный военный, консерватор М. Резаи (бывший главком Корпуса стражей исламской революции) с рейтингом от 1 до 3% — являются общепризнанными аутсайдерами президентской гонки. В связи с этим освещение их предвыборных платформ носит более ограниченный характер и не вызывает серьезного интереса у иранских политологов.

Программа М. Мехрализаде, в частности, содержит набор известных принципов реформаторского крыла, включая «поддержку деятельности НПО» и «невмешательство государства в культурные, социальные, политические и экономические стороны жизни общества», а главным его приоритетом является построение некоего «государства благоденствия и процветания». Залог успеха в построении такого государства М. Мехрализаде видит в реформировании политической системы ИРИ, широком общественном участии иранского народа в политическом управлении страной, создании современной системы политических партий.

Программа М. Резаи, представляющего неоконсервативные силы, во многом схожа с предвыборной платформой другого кандидата от этого движения — М. Ахмади-Нежада. М. Резаи выступает за обеспечение «политической справедливости», более важной, чем «экономическая справедливость», и представляющей собой взвешенную и сбалансированную систему государственного управления, каждый элемент которой «находится на своем месте и выполняет свою функцию». Такая система, по мысли М. Резаи, способствует максимальной оптимизации и эффективности системы управления государством. Приоритетным в этом контексте является создание некоего движения «по устойчивому развитию и новому строительству государства», состоящему из прагматиков и экспертов. Главные лозунги программы бывшего главкома КСИР — создание «эффективного народного правительства» и «обеспечение устойчивой жизни для каждого иранца».

В предвыборных программах всех восьми кандидатов на президентский пост содержится призыв к избирателям принять самое активное участие в намеченном на 17 июня с.г. голосовании. Этот вопрос в условиях существующего безразличия немалой части населения, особенно молодежи, к избирательному процессу в стране по-прежнему вызывает серьезную всеобщую озабоченность. Наряду с возможной низкой явкой настораживает и другая тенденция – реально существующая вероятность высокого рейтинга «кандидата против всех». Согласно оценкам экспертов за март с.г., за этого виртуального кандидата готовы были отдать свои голоса 27% избирателей.

52.33MB | MySQL:103 | 0,464sec