Водная война Турции против РПК

В конце июля 2017 г. турецкая пресса сообщила, что в Турции близится к концу строительство плотины «Ылысу». Завершились работы по строительству основной конструкции плотины «Ылысу» в юго-восточной турецкой провинции Мардин. Глава Управления водного хозяйства Турции Мурат Аджу рассказал агентству «Анадолу», что, несмотря на наличие террористической угрозы в регионе, работы по заполнению основания гидротехнического сооружения были полностью завершены. Аджу привлек внимание к тому обстоятельству, что плотина «Ылысу» расположена на маршруте передвижения террористов РПК (Рабочая партия Курдистана, запрещена в Турции), пытающихся пробраться на территорию Турции из Сирии и Ирака. «В связи с активизацией террористов, нам приходилось неоднократно эвакуировать персонал и приостанавливать работы. Силы, не желающие развития регионов Турции, стремились задержать проект. Однако, несмотря на это работы были доведены до конца», — отметил он. «Ылысу» является второй по наполняемости, и четвертой по мощности гидроузла плотиной Турции. Высота плотины составляет 135 метров, установленная мощность гидроузла – 1200 МВт, ежегодная выработка электричества – 4,120 ГВт. После введения в строй, плотина будет приносить турецкой экономике прибыль в размере 1,3 млрд турецких лир (около 370 млн долларов США), тогда как расходы на строительство плотины «Ылысу» составили 7 млрд лир (около 2 млрд долларов США)[i].

Таким образом, плотина «Ылысу» является очень важной составляющей экономики Турции и ежедневно будет приносить более 1 млн долларов США. Напомним, что еще в ноябре 2014 г. турецкая пресса писала, что строительство плотины «Ылысу» уже завершена на 80 процентов, и что плотина будет сдана эксплуатацию в 2015 г.[ii] Однако этого не произошло из-за того, что сторонники РПК с помощью гранатометов наносили удары по ней, сжигали строительную технику, похищали строителей, минировали дороги, что замедлило строительство плотины «Ылысу». В РПК понимали, что должны действовать на этапе строительства, потому что, если они будут взрывать действующие плотины, то от этого пострадает в первую очередь курдское население региона. Боевики РПК также понимали, что строительство и эксплуатация плотин приведет к усилению мер безопасности вокруг них.

Крупнейшая плотина на реке Тигр «Ылысу» имеет важное значение не только для экономики (электроэнергия, орошение), но и для безопасности Турции. Как уже сказал Аджу, плотина «Ылысу» расположена на маршруте передвижения боевиков РПК, пытающихся пробраться на территорию Турции из Сирии и Ирака. В связи с этим, турецкие эксперты писали: «РПК широко использует горную местность приграничной зоны, чтобы переправить своих боевиков из Ирака в Турцию. Для этого боевики используют горные каньоны, которые имеют десятки миль длины и несколько сот футов глубины. В военном отношении невозможно контролировать эти каньоны должным образом. Поэтому эти каньоны превратились в некий сухопутный мост между Ираком и Турцией, и боевики РПК используют их уже несколько десятилетия. Не будет преувеличением, если эти каньоны назовем «хайвейи РКК» (скоростная дорога, highway). Боевик РПК может войти в такой каньон на территории Ирака, незаметно пройти сотни миль по этому каньону и в итоге оказаться на территории Турции. Теперь плотина «Ылысу» должна оставить под водой эти каньоны»,- отметили эксперты[iii].

Кроме того, плотина «Ылысу» (также другие плотины на реках Евфрат и Тигр) будет служить тому, чтобы менять демографический облик региона, население которого составляют преимущественно курды, что очень беспокоит власти Турции. Например, в марте 2006 г. турецкие СМИ сообщили, что в случае строительства плотины «Ылысу» из региона будут депортированы 20 000 человек (30 сел)[iv].

И наконец, турецкие власти с помощью плотины «Ылысу» намеревались уничтожить древний Хасанкейф, который является уникальным музеем под открытым небом (Хасанкейф расположен в долине Тигра, являющейся важной частью Верхней Месопотамии, где были найдены первые поселения древних людей и считается одним из старейших и наиболее плотно населенных городов в мире, с историей, насчитывающей по оценкам, как минимум 12 000 лет). Однако курды организовали множествo акций протеста и в итоге в конце июля 2017 г. в провинции Батман на юго-востоке Турции завершился процесс переноса исторического и культурного памятника страны — мавзолея Зейнель Бея на новое место. Мавзолей, построенный 555 лет назад, находится под защитой государства, и решение о его переносе было принято в связи с реализацией проекта строительства водохранилища «Ылысу». После реализации проекта мавзолей, расположенный в районе Хасанкейф, остался бы под водой. Поэтому были начаты работы по переносу памятника исторического наследия Турции. Подобный процесс осуществлялся в Турции впервые[v].

Напомним, что в июле 2015 г. турецкая пресса писала, что РПК поменяла тактику, и что под ее прицелом оказались «плотины безопасности»[vi]. А в конце августа турецкая пресса сообщила, что после парламентских выборов 7 июня РПК интенсифицировала свои военные действия против экономических объектов Турции и уже 13 раз атаковала дамбы. Эти акции причинили экономике Турции ущерб на более чем 30 млн долларов. Эксперты отмечают, что учитывая то обстоятельство, что из-за атак РПК задерживаются инвестиции, увеличивается уровень напряженности в регионе и все это негативно сказывается на валютные рынки, то материальный ущерб от действий РПК получается гораздо больше[vii].

Отметим, что плотина «Ылысу» станет одной из т.н. «плотин безопасности»Турции. Надо отметить, что «плотины безопасности» в основном будут находиться в юго-восточных провинциях Шырнак и Хаккари, которые граничит с Ираком. Несколько лет назад турецкие власти решили начать водную войну против РПК (курдов) , в связи с чем и был выработан план строительства «плотин безопасности» на приграничных реках. В частности предполагалось построить 4 «плотины безопасности» в провинции Хаккари и 7 в провинции Шырнак, часть из которых уже построена[viii]. Эти плотины должны оставить под водой те дороги, по которым боевики РПК проникают из Ирака в Турцию, нарушить логистическую поддержку, оставить под водой те пещеры и тайники, где скрываются боевики РПК и их оружие. Все это должно обеспечить «водную победу» Турции над РПК.

Кстати, Турция применяет разные методы в водной войне против РПК. В частности, Анкара решила применять новую тактику в провинции Тунджели (Дерсим), где РПК действует довольно активно. Турецкие власти окружили провинцию плотинами, превратив ее в «остров». Например, более 40 лет назад на реке Евфрат была построена плотина «Кебана», после чего сухопутная граница между провинциями Тунджели и Элязыг превратилась водную границу. За последние годы турецкие власти построили несколько плотин на реке Мундзур и на других реках, чтобы плотинами окружить провинцию Тунджели (Дерсим граничит и с провинциями Бингёль и Эрзинджан)[ix].

Отметим, что плотина «Ылысу» является частью проекта GAP — «Юго-Восточная Анатолия», который предусматривал строительство 22 плотин на реках Тигр и Евфрат, 19 электростанций, а главное — удержание на турецкой территории огромных объемов воды. Турция с помощью плотин применяет водный шантаж против Сирии и Ирака. Известно, что Турция в рамках программы GAP имела и имеет множество проблем с Сирией и с Ираком. Турция с помощью плотин может контролировать водосток Евфрата и Тигра и по собственному желанию устроить засуху или наводнение в Ираке и в Сирии. Анкара, по сути, ведет водные войны против этих стран. Получается, что турецкие власти на юго-востоке страны ведут «2.5 водную войну»- против Сирии и Ирака, а также против РПК (в статье «Стратегия 2,5 войны» бывшего посла Турции в США Мустафы Шюкрю Элекдага была отмечено, что Турция в 1990-х годах должна быть готова одновременно вести 2 масштабные войны, например, на юго-востоке против Сирии, а на северо-западе против Греции, а также вести 0.5 войны внутри страны против РПК).

Более того, от таких действий Турции пострадает и Иран, который выразил беспокойство по поводу строительства плотина «Ылысу». В начале 2017 г. президент Ирана Хасан Роухани подверг критике проекты по строительству Турцией плотин на реках Тигр и Евфрат. Он потребовал, чтобы Турция прекратила строительство плотин, заявив, что проекты представляют угрозу для всего Ближнего Востока. Заявление Роухани прозвучало в Тегеране на конференции по песчаным бурям. Роухани не упомянул конкретно Турцию, но сказал, что плотины, строительство которых планируется на двух крупных реках, протекающих по территории Сирии и Ирака, будут иметь «разрушительные последствия» и затронут многих, в том числе Иран. Эксперты предупреждают, что плотина «Ылысу» на реке Тигр приведет к сокращению притока воды в болота Южного Ирака, что несет угрозу их существованию[x]. Ранее вице-президент Ирана Масуме Эбтекар заявила, что из-за того, что Турция построила плотины, в Иране возникают песчаные бури[xi]. По мнению иранских экспертов, если Турция будет использовать водные ресурсы подобными темпами, то большая часть территории Ирака и западные провинции Ирана столкнутся с серьезной угрозой опустынивания, что вызовет экологическую катастрофу в регионе.

В последнее время от водной политики Турции пострадали и сирийские курды, которые в феврале 2017 г. обвинили Турцию в том, что она использует водозабор из Евфрата в качестве рычага политического давления. Мы уже сообщали, что в начале июля 2014 г. боевики «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) свое масштабное наступление на Кобани начали от города Джераблус, который находится на западном берегу реки Евфрат, причем, боевики ИГ для наступления на Кобани должны были преодолеть такой мощный водный барьер, каким является эта река. По «случайному» совпадению Турция, перед наступлением ИГ на Кобани, почти полностью приостановила водосток Евфрата, из-за чего уровень воды озере Асада опустился на 6 метров и ряд населенных пунктов остались без воды. Мы предполагаем, что Турция сознательно пошла на такой шаг, чтобы боевики ИГ смогли беспрепятственно начать свое наступление через Евфрат на позиции сирийских курдов в Кобани. В результате ИГ за несколько дней захватило 7-8 курдских деревень, после чего осадило Кобани. Тогда турецкая пресса писала, что ИГ впервые за время сирийского кризиса захватывает курдские деревни. Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что возле Джераблуса находится КПП Каркамыша и летом 2014 г. в турецкой прессе появился ряд публикации о том, что район Каркамыша (провинция Газиантеп) превратился в базу ИГ[xii].

В 2017 г. в Турции будет сдана эксплуатацию крупнейшая плотина «Ылысу» на реке Тигр, после чего увеличиться напряженность в отношениях между Турцией и соседними странами. Таким образом, Иран, Ирак и Сирия могут объединить свои усилия против водной политики Турции. Что касается борьбы против РПК, то плотина «Ылысу», которая находится в провинциях Мардин и Шырнак, будет служить только как второй эшелон «водной обороны», поскольку она не сможет препятствовать передвижению боевиков РПК из Северного Ирака на территорию Турции. Боевики РПК, как и ранее будут легко проникать в турецкие провинции Шырнак и Хаккари, однако будет усложнено их продвижение в глубь территории Турции и в частности в Диярбакыр (находится на севере Мардина).

[i] Ilısu Barajı’nın gövdesi tamamlandı, Hürriyet, 29.07.2017

[ii] Ilısu Barajı ve HES’in yüzde 80’i tamamlandı, Radikal, 07.11.2014

[iii] Soner Cagaptay and Altay Otun, Flooding Out Terror? Turkey’s Ilisu Dam Project, The Washington Institute, 03.05.2012

[iv] Ilısu Barajı Yapılırsa 20 Bin Kişi Göç Eder, Bianet, 07.03.2006

[v] Hasankeyf’teki kültürel miras bir bir taşınıyor, Anadolu Ajansı, 27.07.2017

[vi] PKK’nın hedefinde yine barajlar var, Sabah, 14.07.2015

[vii] Terörün hedefinde ekonomi var, Anadolu Ajansı‎, 29.08.2015

[viii] Ramazan Yavuz, PKK’yı bu barajlar durduracak, Vatan, 26.10.2011

[ix] Dersim baraj ablukası altında!, Van Bülten, 09.07.2015

[x] Ruhani’den Türkiye’ye ‘baraj’ eleştirisiYıkıcı etkileri var, durdurun, Sputnik Türkiye, 04.07.2016

[xi] İran’dan Türkiye’ye çevre suçlaması, Aydınlık, 02.07.2017

[xii] Габриелян Айк, США, Турция и сирийские курды, Институт Ближнего Востока, 28.06.2016

 

52.32MB | MySQL:103 | 0,447sec