Ситуация в Судане и Южном Судане: июнь 2017 г.

2 июня международная «тройка» по Судану (США, Великобритания и Норвегия) и Европейский союз призвали к прекращению боевых действий в Дарфуре, вспыхнувших после относительного затишья между повстанцами и правительственными силами 20 мая. Показательно, что боевые действия в штатах Восточный Дарфур и Северный Дарфур возобновились за несколько недель до того, как США должны были принять решение – снимать или нет экономические санкции против Хартума. Со стороны повстанцев в них участвовали формирования Суданской освободительной армии (СОА) – фракции Минни Минави.

«Мы призываем все стороны конфликта продемонстрировать сдержанность, прекратить боевые действия, восстановить режим прекращения огня, а также скорейшим образом финализировать совместное соглашение о прекращении боевых действий», — говорилось в совместном коммюнике «тройки» и ЕС.

Более точной информации о ходе боев в Дарфуре не имелось, так как суданские власти закрыли доступ для представителей иностранных СМИ в этот регион.

Прежний президент США Барак Обама в январе с.г. принял решение отменить некоторые американские экономические санкции против Судана, отметив сотрудничество Хартума в части, касавшейся борьбы с «региональными конфликтами и угрозой терроризма». Для реализации этого решения был предусмотрен шестимесячный «испытательный» период. В качестве предварительного условия было также выдвинуто требование о прекращении боевых действий в Дарфуре, а также в штатах Голубой Нил и Южный Кордофан. Планировавшаяся отмена санкций не убирала Судан из американского «черного» списка стран, поддерживающих терроризм.

Американские санкции против Судана были введены в 1997 году в связи с обвинениями Хартума в поддержке радикальных исламистских групп.

5 июня стало известно, что известный суданский правозащитник Мудави Ибрагим Адам, арестованный еще в декабре прошлого года в ходе кампании репрессий против лидеров и активистов оппозиции, обвинен в шпионаже в интересах одной из зарубежных стран. Подобное обвинение, вынесенное бывшему преподавателю Хартумского университета, грозит ему смертной казнью.

Как утверждалось в коммюнике прокуратуры, правозащитник «причастен к управлению преступной организацией и шпионской деятельности в пользу иностранных посольств в обмен на деньги». Он также обвиняется в «публикации ложной информации об использовании (правительственными силами) химического оружия, а также в нанесении ущерба имиджу государства». Понятно, что главным мотивом преследования правозащитника была тема химического оружия.

В сентябре 2016 года правозащитная организация «Международная амнистия» сообщила, что суданские войска до 30 раз прибегали к использованию в Дарфуре химического оружия, в результате чего погибли свыше 200 человек, в том числе дети. Суданские власти отвергли эти обвинения.

Уже 14 июня в Хартуме стартовал судебный процесс над 58-летним М.И.Адамом.

На фоне возобновившихся боев в Дарфуре достаточно странным смотрится намерение Африканского союза и ООН сократить на 44% численность их совместной миротворческой миссии в регионе Minuad. Эта миссия была развернута 10 лет назад. Численность ее контингента в настоящее время составляет 17 тысяч человек. Расходы на его содержание составляют 1 млрд долларов в год. Предполагается сократить численность военных в составе миссии на 44%, полицейских – на 30%, что в итоге составит 8735 солдат и 2360 полицейских. Сокращение предполагается осуществить в течение года. Общий бюджет миротворческих операций ООН в 2018 году должен составить 7,3 млрд долларов вместо 7,87 млрд в текущем году.

29 июня Совет Безопасности ООН утвердил решение о сокращении численности контингента Minuad.

30 июня посольство США в Хартуме сообщило, что США остаются «очень озабоченными» в связи с нарушениями прав человека в Судане, и в частности, с ограничениями на свободу прессы и вероисповедания. Это заявление последовало перед ожидавшимся 12 июля решением президента США Дональда Трампа относительно отмены ряда антисуданских санкций. В связи с известной ситуацией в Судане ряд правозащитных организаций потребовал от Вашингтона сохранить эти санкции в полном объеме.

Тем не менее в Хартуме были уверены в том, что санкции будут облегчены. Они были введены в 1993г. в связи с обвинениями в адрес Судана в спонсировании терроризма. Затем санкции ужесточались в 1995, 1997 и 2006 годах. В первом случае речь шла о реакции на обвинения в адрес суданских спецслужб в том, что они могли стоять за попыткой покушения на президента Египта Хосни Мубарака в ходе его визита в Эфиопию, во втором и третьем случаях Судан вновь обвинялся в поддержке терроризма.

Свои многие надежды Судан связывает с Саудовской Аравией, что подтвердилось в ходе состоявшегося в конце июня визита в Эр-Рияд президента Омара аль-Башира. Там его приняли король Сальман и наследный принц, вице-президент Совета министров и министр обороны Мухаммед бен Сальман. Известно, что Судан является активным участником арабской коалиции во главе с Саудовской Аравией, которая воюет в Йемене. Хартум также поддержал Эр-Рияд в его конфликте с Дохой.

В Южном Судане главным событием месяца стало подписание соглашения между Джубой и повстанцами о прекращении огня в штате Ей, где кровопролитные бои шли несколько месяцев. Соглашение подписывалось в Кампале. Под ним поставили подписи генерал Маршал Стефан Бабанен со стороны южносуданской армии и бригадный генерал Хилари Эдсон Якани – со стороны повстанцев. Документ предусматривает, в частности, установление бессрочного режима прекращения огня, немедленное открытие всех дорог для свободного перемещения людей, возвращение беженцев, реинтеграцию повстанческих формирований в рядах южносуданской армии. При этом очевидно, что бригадный генерал Якани, подписывая этот документ, пошел на разрыв с лидером повстанцев Риеком Машаром.

В июне с показательным разоблачением выступила американская группа Enough Project, которая борется за прекращение вооруженных конфликтов в Африке. Она опубликовала результаты исследования, согласно авторам которого заместитель начальника генштаба южносуданской армии генерал Малек Рейбен Риак строил свое состояние на провоцировании голода в штате Единство. Они исследовали сомнительную финансовую и торговую практику генерала в период начиная с 2003 г. Ряд документов о деятельности генерала был получен от китайской горнорудной компании China Wu Yi. Из них следует, что в период с января 2012 года по начало 2016 года на личный счет генерала об одном из кенийских банков поступило свыше 3 млн долларов. Китайской компании была нужна взрывчатка для производства горнорудных работ. Единственной компанией в Южном Судане, имевшей разрешение на продажу взрывчатки, была группа Mak International, которой руководил – по совместительству — генерал Риак.

8 июня южносуданские власти признали, что отказали в визах по меньшей мере 20 иностранным журналистам. Поводом для отказа в разрешении на профессиональную деятельность послужили обвинения журналистов в «разжигании ненависти» в их статьях о Южном Судане, с декабря 2013 года находящемся в состоянии гражданской войны.

Южный Судан пользуется репутацией одной из самых закрытых для иностранных журналистов стран.

8 июня атаке неизвестных вооруженных лиц подверглась гражданская автоколонна примерно из 30 грузовиков, перемещавшаяся между Джубой и границей с Угандой под охраной солдат южносуданской армии. Нападение было совершено близ населенного пункта Моли на автодороге Джуба – Нимюль. В результате атаки погибли по меньшей мере 15 человек, в том числе 10 военных, 9 получили ранения. Тремя днями ранее в аналогичном нападении на той же дороге ранения получили 4 человека, 1 погиб.

Сутки спустя ответственность за новое нападение взяли на себя повстанцы. Они утверждали, что в результате нападения погибли 40 человек. При этом было выражено сожаление в связи с гибелью гражданских лиц, которым было рекомендовано не перемещаться вместе с военными. Одновременно в коммюнике  повстанцев сообщалось, что они не присоединятся к процессу национального диалога, инициированному в конце мая президентом Южного Судана Сальвой Кииром, если в нем не будет участвовать их лидер Р.Машар, проживающий в настоящее время в ЮАР.

Автодорога Джуба – Нимюль является жизненно важной для Южного Судана. По ней в стану поступает значительная часть импорта. Из-за отсутствия условий безопасности с января движение по это дороге организуется колоннами под охраной военных.

При этом практически незамеченными в июне остались боевые действия в штате Верхний Нил, которые вели правительственные силы, оставляя за собой выжженные деревни и понуждая десятки тысяч мирных жителей покидать насиженные места. Информация о происходившем там практически отсутствует.

52.25MB | MySQL:103 | 0,519sec