К вопросу о результатах крупнейшего в Турции тендера на строительство ветряных энергоустановок

В турецкой столице Анкаре продолжаются, если можно так можно выразиться, дни Германии. Не успел ещё стереться из памяти торжественный завтрак, данный премьер-министром Бинали Йылдырымом в честь руководства 19-ти крупнейших немецких компаний (ссылка на статью — http://www.iimes.ru/?p=36756), представленных в стране, как состоялись весьма громкие торги на строительство ветряных электростанций в пяти регионах страны (Кайсери – Нигде – Сивас; Эдирне – Кыркларели – Текирдаг; Анкара – Чанкыры – Кырыккале; Биледжик – Кютахья; Эскишехир) суммарной номинальной мощностью 1 ГВт.

Победу в торгах одержал немецко-турецкий консорциум компаний в составе: Siemens – Türkerler – Kalyon, по итогам 30 раундов торгов, проходящих в формате открытого аукциона, давший самую низкую цену за 1 кВтч вырабатываемой электроэнергии – 3,48 центов США / кВтч.

Схема реализации будущего проекта – типичная для турецкой электроэнергетики схема государственно-частного партнёрства под аббревиатурой BOO ( то есть, «Build – Operate — Own» или «Строй – Эксплуатируй – Владей»), при которой инвестор обязуется осуществить проектные работы, произвести, поставить и смонтировать оборудование, а также ввести его в эксплуатацию к заданному сроку. Кроме того, за победителем – строительство в Турции предприятия по производству ключевого элемента ветроэнергетических установок – ветряных турбин. Общая сумма потребных для реализации проекта инвестиций оценивается в немалую сумму около 1 млрд долл. США. При этом производственная мощность предприятия по выпуску турбин оценивается в размере 400 МВт (мощность выпускаемых турбин) в год. Кроме того, на протяжении 10 лет фирма победитель должна будет осуществлять в сфере ветроустановок научно-исследовательские работы. Как сообщает турецкая пресса, объем генерируемой электроэнергии будет достаточен для обеспечения потребностей 1,1 млн домов.

Со стороны государства: выделение земли под реализацию проекта, а также предоставление инвестору государственной гарантии на приобретение электроэнергии сроком на 15 лет. Отметим, что если речь идет о гарантии покупки 100% вырабатываемой электроэнергии, то можно говорить о крупной победе бизнеса. Даже в АЭС «Аккую», где объем инвестиций куда как больше (в 20 раз), российской стороне удалось договориться о гарантиях лишь на 50% выработки. Остальные же 50% должны будут торговаться на свободном рынке электростанцией самостоятельно и, видимо, с большим дисконтом.

На этом хорошие новости для бизнеса заканчиваются: турецкое государство в очередной раз явило себя истинным мастером создавать «массовки», обеспечивая массовое участие компаний в своих торгах. И при наличии такого кворума выжимать из бизнеса всё до порога полной незаинтересованности в судьбе будущего проекта. Достаточно лишь отметить, что в среднем стоимость подобной электроэнергии должна составлять около 10,3 центов США за кВтч, а порог нижней стоимости до сих пор был достигнут в Мексике – 3,84 цента. И опять же турки показали свою способность заключать пакетные сделки «всё включено». В данном случае речь идет не просто об абстрактном трансфере технологий (как в той же АЭС «Аккую», где кроме стипендий на обучение не совсем понятно как его осуществлять в условиях отсутствия в Турции атомного энергомашиностроения), а о строительстве завода (объем инвестиций около 100 млн долл., мощность — не менее 150 турбин в год) по производству технологичного оборудования с перспективой поставок не только внутри страны, но и выхода на рынки третьих стран.

Надо ли сказать, что очень кстати для турок пришлась победа именно немецкой компании и именно «Сименс». Справедливости ради стоит отметить, что половина из 8 участников проекта, подавших предложения – немецкие компании. Кроме того, в торгах поучаствовали американцы, китайцы, датчане. В последнем раунде аукциона, когда осталось всего два участника между собой соревновались немецкий и китайский консорциум в составе Ming Yang (лидирующий китайский производитель) – Ilk İnşaat.

Можно ли говорить о том, что турецкое руководство «расписало» эту «пульку» под немцев? Открытый аукцион, конечно, полностью исключает варианты манипуляций и разного рода дисквалификаций. Но есть в них и своя прелесть, когда можно давать скидку и торговаться до «посинения» в отличие от закрытых конкурсов, где всё решает один раунд вслепую.

Главное искусство привести желаемого «скакуна» к победе в подобных мероприятиях заключается в том, чтобы сформировать под него «правильный консорциум» местных партнёров, которых турецкое руководство обяжет идти до конца и снижать цену, без оглядки на что-либо. Дальше возникший неизбежно «минус» можно компенсировать подписанием дополнения к контракту на основании того факта, что были допущены просчеты на этапе торгов и подрядчики о чем-то не были в курсе, что вынуждает государство пойти сейчас им навстречу и заплатить несколько больше. Разумеется, такие «коленца» выписываются только с самыми близкими компаниями. 99 из 100 таковыми не являются. Имеем ли мы в виду, что именно так произошло в этих торгах? – Разумеется, нет, ибо для этого нет достаточного объема фактов.

За рамками только пары обстоятельств: если посмотреть на компании — участницы торгов, то только «Сименс» «поженили» с компаниями, которые можно считать «близким кругом». И победа «Сименс», этой немецкой мега-корпорации, в состязании с китайцами (которым они, по идее, должны были проиграть), оказалась очень кстати на нынешнем этапе турецко-германских отношений, когда Турции кровь из носу нужно создавать европейцам-политикам заинтересованность в себе (рабочие места) и убеждать европейских инвесторов нести к себе деньги. Поскольку это к «делу не пришьешь», то можно сказать, что немцы оказались лучшими и им просто «улыбнулась» удача.

62.82MB | MySQL:102 | 0,672sec