О ситуации в Египте (май 2005 г.)

Прошедший 25 мая в Египте референдум по изменению конституции стал главным событием месяца в этой стране. Египтяне высказались за то, чтобы в дальнейшем выборы главы государства проходили на альтернативной основе. Однако, как считают наблюдатели, сторонники действующего президента Хосни Мубарака в парламенте подготовили такие изменения в конституции, которые фактически сделали невозможным участие в выборах независимых кандидатов. В частности, одно из условий для баллотирования на выборах — необходимость заручиться поддержкой не менее 250 депутатов парламента и местных выборных структур, в том числе 65 депутатов нижней палаты и 25 — верхней, и это при том что большинство мандатов в парламенте и в местных органах власти принадлежит Национал-демократической партии (НДП). До референдума, 10 мая, новые правила игры были утверждены египетским парламентом.

Еще одно нововведение, которое войдет в силу начиная с выборов 2011 года: политические партии смогут выставить своих кандидатов в случае, если имеют 5 и более процентов депутатских мандатов в парламенте и непрерывно функционируют в течение по меньшей мере пяти лет.

Накануне референдума оппозиция призвала египтян бойкотировать плебисцит, поэтому наиболее интересным для наблюдателей оказался показатель участия египтян в голосовании. В списках избирателей значились 32,5 млн человек. Ожидания оппозиции и наблюдателей оправдались. В голосовании приняли участие всего 53,6% избирателей. Предлагавшиеся изменения конституции одобрили 82,86% голосовавших.

В ряде мест 25 мая прошли манифестации оппозиции, подавленные властями. Это дало оппозиции повод обвинить власти в «чрезмерном» использовании силы. Последние в свою очередь обвинили зарубежные СМИ в преувеличении данных о применении силы.

По состоянию на 31 мая, официально объявил о своем намерении баллотироваться на выборах, назначенных на ближайший сентябрь, лишь один кандидат — бывший соратник Гамаля Абдель Насера 84-летний Халед Мохиеддин. Он представляет левую партию «Ат-Тагамму».

По мнению наблюдателей, конкуренцию представителю власти — а он обязательно объявится — может составить Айман Нур, председатель партии «Аль-Гад» с ноября прошлого года. Первым решением А. Нура после избрания был отказ от финансирования со стороны правительственной Комиссии по партиям. Как утверждают представители НДП, этого политика активно поддерживают США. Возможно, не случайно флаг его партии имеет оранжевый цвет. В ответ сторонники «Аль-Гад» отвечают, что «главный человек американцев в Египте именно Мубарак». Подобная риторика неудивительна, поскольку США, требуя от режима Мубарака большей открытости страны, уже перешли от стадии давления к стадии угроз. Вашингтон, в частности, требует от Каира допустить в страну в ходе выборов иностранных наблюдателей. Египетские власти категорически против подобной меры.

А. Нура активно поддерживают молодые египтяне (ему самому нет еще 40 лет). По оценкам египетских экспертов, в первом туре голосования он может набрать от 20 до 30% голосов.

Со своей стороны, правящая пропрезидентская НДП потребовала от действующего главы государства 77-летнего Хосни Мубарака вновь выдвинуть свою кандидатуру. Однако скорее всего последний уступит свое место 42-летнему сыну Гамалю, председателю политической комиссии НДП. Сам Мубарак-старший не исключил такую возможность в интервью кувейтской газете «Ас-Сияса».

В течение месяца египетские власти продолжали репрессии против главной оппозиционной силы страны — исламистской организации «Братья-мусульмане». После серии манифестаций, проведенных сторонниками «Братьев» 4 мая под лозунгами за большую демократизацию египетского общества, были задержаны около 400 активистов организации. Четырем представителям руководства организации были предъявлены обвинения в принадлежности к «запрещенной организации», после чего они были арестованы. Арест «Братьев» спровоцировал новые манифестации их сторонников в ряде городов страны. Для сдерживания шествий полиция повсеместно применила слезоточивый газ.

9-10 мая последовала новая волна арестов среди «Братьев», в ходе которой за решетку попали еще свыше 100 человек. Всего, по данным Египетской организации по правам человека, только в первой половине мая за участие в мирных манифестациях египетские власти арестовали около 500 «Братьев». Аресты продолжились и во второй половине месяца. В частности, 22 мая был арестован член национального руководства «Братьев» 64-летний Махмуд Эззат, которого считают второй по значимости фигурой в организации, поскольку он занимает пост генерального секретаря Бюро ориентации — высшей политической инстанции «Братьев». В частности, именно он ведает их финансами.

Как известно, в Египте действует чрезвычайное положение, введенное еще в 1981 году после убийства Анвара Садата. Режим этого положения предусматривает запрет на уличные шествия.

Постепенно набирает силу и другое оппозиционное движение — Народное движение за изменения, более известное под названием «Кифайя» («Достаточно»). Оно впервые в истории Египта объединило исламистов, насеристов, либералов и левых. Тем не менее главной слабостью оппозиции является отсутствие всеми признанного лидера, что еще больше повышает шансы на избрание одного из представителей правящего клана, а также вероятность неуправляемого развития событий в случае массовых волнений сразу после выборов.

В настоящее время в Египте действует по меньшей мере 19 политических партий. За исключением НДП, созданной бывшим президентом АРЕ Анваром Садатом в 70-е годы прошлого столетия, либеральной «Нео-Вафд», левой «Ат-Тагамму» (Прогрессивная юнионистская партия), Насеристской партии и партии «Аль-Гад» («Завтра»), прочие партии не имеют заметного влияния в массах, они живут на содержании у государства и существуют только через газеты, которые они издают. Среди этой категории партий необходимо назвать левую «Аль-Иттихад» («Союз»), правую «Аль-Ахрар», насеристскую Арабскую партию, правую «Аль-Вифак», правую «Аль-Умма», либеральную «Аль-Гвиль» («Поколение»), левую «Ад-Дустур» («Конституционная партия»), исламистскую «Труд». Еще две партии — «Аль-Карама» («Достоинство») и «Аль-Васат» («Центр») — не получили разрешения на легальную деятельность. По официальной версии, первая — из-за своего радикализма, вторая — из-за принадлежности к исламистскому движению. Формально египетские законы предусматривают запрет на деятельность религиозных партий. Именно на эту причину чаще всего ссылаются представители египетских властей, обосновывая запрет на деятельность «Братьев-мусульман» — единственной силы, способной составить реальную конкуренцию НДП.

Из новостей с антитеррористического «фронта» следует отметить, в частности, первое проявление ранее неизвестной организации «Молодые джихадисты». Именно на нее египетские власти возложили ответственность за теракт 7 апреля на рынке Хан аль-Халили, совершенный 18-летним Хасаном Раафатом Ахмадом Башанди. По данным египетских спецслужб, эта группа относится к «новому поколению» исламистов, про которое пока известно немногое. По мнению египетских экспертов, само появление этого поколения может вызвать эффект снежной лавины, в результате чего численность группировок религиозных экстремистов будет расти в геометрической прогрессии. Этому процессу будут способствовать острые политические, экономические и социальные проблемы страны.

1 мая к еще одной новости о деятельности террористов пришлось применить слово «первая». Как было объявлено в Каире, в одном из двух совершенных накануне терактов впервые в Египте использовались женщины. Две террористки сначала обстреляли из стрелкового оружия автобус с иностранными туристами. Затем одна из них пристрелила свою напарницу и сама попыталась покончить жизнь самоубийством. После двух вылазок экстремистов, совершенных 30 апреля, египетские власти арестовали более 200 человек. И это при том, что, согласно официальной версии, в случае терактов речь якобы шла об «изолированных акциях»! Ответственность за эти теракты взяли на себя две организации — «Бригады мученика Абдаллы Аззама» (по имени иорданского исламиста палестинского происхождения) и «Группа египетских муджахидинов».

По оценке организации «Братья-мусульмане», теракты 30 апреля представляют собой «попытку дестабилизации Египта, что в первую очередь отвечает американо-сионистскому проекту». Исламисты из этой нелегальной, но терпимой властями организации призвали египетское руководство «не использовать эти теракты в качестве предлога для замедления процесса политических реформ».

Требования демократизации египетского общества привели к тому, что раньше было немыслимо в АРЕ: египетский копт Мамдух Нахла объявил о планах создания партии египетских христиан. Предполагается, что она получит название «Партия коптской общины» и будет светской по своему характеру. В уставных документах партии не будет ни малейшего упоминания о религии, что, по замыслу ее организаторов, лишит власти возможности отказать на запрос о ее регистрации. Такой запрос предполагается подать после президентских выборов. Согласно официальной статистике, в 72-миллионном Египте насчитываются 6 млн коптов. По неофициальным данным, их численность превышает 10 млн человек.

62.89MB | MySQL:102 | 0,513sec