Позиция США по ужесточению антииранских и антироссийских санкций приводит к разногласиям с Европой

Администрация президента США Дональда Трампа не станет делать Ирану поблажек в вопросе соблюдения Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). Напомним, что Совместный всеобъемлющий план действий был принят ИРИ и «шестеркой» международных посредников (Великобритания, Германия, Китай, Россия, США, Франция) 14 июля 2015 года в Вене. 16 января 2016 года было объявлено о начале его реализации. Этот план предусматривает отмену санкций, наложенных на Иран в связи с его ядерной программой Советом Безопасности ООН, США и Евросоюзом. Взамен Тегеран обязался ограничить свою ядерную деятельность, поставив ее под международный контроль.   Эту позицию отразил в распространенном в субботу интервью телекомпании Эн-би-си помощник президента США по национальной безопасности генерал Герберт Макмастер. Он не согласился с мнением, что США воздерживаются пока от выхода из СВПД только из-за отсутствия юридически неоспоримого доказательства нарушения Тегераном этого договора. «Нас сдерживает только решимость точно знать, до какой степени они нарушают букву и дух соглашения. Они поступали так и раньше, производя больше тяжелой воды или запуская больше центрифуг. Но как только мы начинали жестко следить за соблюдением каждого пункта договоренности, они [Иран] начинали в свою очередь действовать осторожнее», — пояснил генерал свою мысль. «Мы и все участники соглашения должны абсолютно ясно давать понять, что нарушения должны повлечь за собой последствия. Особенно если нарушителем является главный участник соглашения – Иран», — продолжал Г.Макмастер. В этой связи совершенно очевидно, что мы имеем дело с ситуацией, которая аналогична бездоказательным обвинениям Москвы в хакерских атаках. В данном случае доказательства не нужны, есть стремление Белого дома выйти из сделки по иранской ядерной программе (ИЯП). Вот собственно и все. И сдерживает в данном случае американцев не «сбор юридических доказательств», а позиция европейских стран по этому вопросу. Нынешний антироссийский указ Д.Трампа по инициативе Конгресса США уже вызвал брожение в ЕС, а если еще Вашингтон пойдет на закрытие иранского рынка для европейских компаний, то крупный кризис в двусторонних отношениях будет гарантирован. Особенно в связи с кризисом по торговому соглашению между ЕС и США, и выходу американцев из Парижского  договора по климату. В данном случае американцы не знают удержу, и последовательно стараются отвоевывать позицию за позицию в рамках своего видения мирового прежде всего экономического устройства. Делается это седовласыми престарелыми и уже часто неадекватными сенаторами в Конгрессе США, которые живут по лекалам холодной войны, и в общем-то уже слабо осознают уровень современных реалий и вызовов. Сам приход Д.Трампа к власти показывает глубочайший кризис политической элиты США, которые не в состоянии выработать адекватный подход к решению серьезных мировых проблем в силу отсутствия гибкости. Если угодно, то это своего рода СССР периода правления старого в физическом смысле Политбюро. И остановятся они только тогда, когда получат жесткий отпор. Много в этой связи говорят о глобальной зависимости ЕС от финансовой системы США, но если Брюссель вдруг взбрыкнет под давлением своего бизнеса, то очень легко будет убедиться, что у США нет никаких реальных рычагов удушения Европы. Мы сейчас даже не говорим про угрозу атлантической солидарности. Просто ЕС уже начинает потихоньку отрабатывать свой механизм противодействия штрафным санкциям США: не успели в Вашингтоне оштрафовать «Фольксваген», как тут же под примерно такой же по размерам штраф, но уже со стороны ЕС угодил Google. В данном случае просто так угрожать и штрафовать европейцев у американцев не получится. А если они сделают еще одну кардинальную ошибку и начнут накладывать санкции на китайские компании, то противодействие Вашингтону в формате  коллективных мер ЕС начнет нарастать в геометрической прогрессии.

В этой связи еще раз подчеркнем, что никаких юридических доказательств нарушения Ираном условий СВПД на сегодня просто нет. Тегеран заинтересован в модернизации своей экономики и соответственно очень аккуратен в своих действиях. В данном случае американские антииранские санкции только консолидируют элиту Ирана, в которой вроде бы начался раскол между «умеренными» и «ястребами» на фоне сделки по ИЯП. Но вместо того, чтобы его стимулировать и далее путем снятия экономических ограничений, американцы наоборот сплачивают ее перед лицом общей угрозы, а значит сохраняют экономический потенциал КСИР.  Не представляет сейчас Иран (даже со своими в принципе устаревшими ракетами, которые то ли долетают до цели, то ли нет)    никакой реальной военной угрозы ни США, ни ЕС, ни Израилю, ни окружающим арабским странам. Именно по той причине начинать какие-то широкомасштабные военные действия иранцы не будут ни сейчас, ни в отдаленной перспективе. Их основная цель сейчас модернизация экономики за счет притока инвестиций, а значит любые резкие движения, которые этот план могут сорвать, исключены по определению.  Американские действия, которые исходят из схемы «выгодно-невыгодно» с абсолютным игнорированием интересов своих союзников, в принципе не могут быть константой американской внешней политики долгое время. Они будут вынуждено корректироваться под существующие реалии, поскольку политика — это не бизнес. За антииранской истерией, как впрочем и за антироссийскими санкциями, стоит просто неприкрытый экономический расчет выдавливания европейского бизнеса с самых важных площадок. Застолбив за собой основной пул международных контрактов по оружию в КСА, ОАЭ и Катаре, США фактически выдавили из этой сферы европейцев. Теперь они пытаются окончательно закрыть перед Европой иранский и российские рынки, замахиваясь собственно на энергобезопасность Старого Света. И такая политика под эгидой плохо аргументированной политической целесообразности американцами исповедуется  везде, где они априори уступают европейцам или работают с ними на равных. И в случае с Ираном Вашингтон сильно рискует серьезно поссориться с Европой, а значит пока осторожничает. И заявления Г.Макмастера в данном случае надо рассматривать как постоянное зондирование позиций и настроений европейцев по этому поводу.

Утверждения Г.Максмастера о том, что иранцы дестабилизируют ситуацию в арабских странах, ослабляя существующие там режимы, также мало похожи на реальное положение вещей. Этап экспорта иранской революции безусловно прошел, и на дворе новый век. Подрывная деятельность Иран в арабских странах не выходит за рамки обычной поддержки шиитских общин. Ровно такую же, которую те же Саудовская Аравия оказывает иранским оппозиционных группам, или стимулирет сепаратизм белуджей в восточных иранских провинциях. У Тегерана, в отличие от тех же Эр-Рияда и Дохи, не существует таких глобальных инструментов попыток распространения своего влияния как «Аль-Каида» или «Исламское государства» (обе организации запрещены в России). Нет речи ни о каких-то массированных программах подрывной деятельности, которые реально угрожают стабильности режимов. Если только эти режимы сами не вгоняют себя в пике, как в том же Йемене или на Бахрейне. Ко всем остальным катаклизмам «арабской весны» иранцы не имеют никакого отношения. Но все программы поддержки шиитов со стороны Ирана упираются в единственный фактор присутствия этих шиитов в той или иной точке земли. Ровно также как конфессиональный фактор используют в своей подрывной деятельности Саудовская Аравия и Катар. Если рассуждать цинично-откровенно, то нынешняя политика Вашингтона на иранском направлении безусловно отвечает глобальным интересам России. Поскольку американские санкции уже совершенно точно не смогут повлиять на контракты российских компаний, а вот любые разногласия между Брюсселем и Вашингтоном Москве безусловно на руку.

52.21MB | MySQL:103 | 0,460sec