Иордано-палестинский диалог и возможные угрозы интересам Израиля

На 7 августа 2017 г. намечен краткий визит короля Иордании Абдаллы II в Рамаллу. По предварительным данным, попавшим в региональные СМИ, стороны планируют обсудить перспективы палестино-израильского урегулирования. Однако ближневосточная реальность, характеризующаяся сегодня расследованием инцидента с охранником посольства Израиля в Аммане и эскалацией напряженности в районе Храмовой горы, заставляет задуматься о том, что в основу запланированной встречи положены несколько иные интересы, нежели традиционное стремление положить конец застарелому конфликту. Поскольку взаимоотношения Израиля не только с ПНА, но и Иорданским Хашимитским Королевством сегодня связаны с рядом сложностей, результаты переговоров М.Аббаса и Абдаллы II могут оказаться неутешительными для государства. В этой связи видится целесообразным рассмотреть потенциальное влияние факторов, способных негативно отразиться на израильских интересах.

Во-первых, продолжают нарастать противоречия, касающиеся инцидента с охранником посольства Израиля в Аммане 23 июля 2017 г., в результате которого погиб сам нападавший и хозяин квартиры, арендованной дипмиссией для сотрудников. Иорданские власти ранее успели выразить недовольство отказом в возможности допросить израильтянина. Несмотря на то, что  4 августа 2017 г. следственному управлению полиции Израиля было поручено проведение проверки по факту случившегося, королевство полагает, что меры, предпринятые для расследования, не являются достаточными. Более того, резкое осуждение вызвало общение главы израильского правительства с охранником посольства. В этой связи  визит Абдаллы II в Рамаллу воспринимается многими как попытка надавить на Израиль на фоне интереса президента США к мирному урегулированию. Иорданское издание Rai Al-Youm, позже процитированное израильской прессой, выдвинуло предположение о наличии у Аммана своего рода трехступенчатого плана, в соответствии с которым  королевство сообщило американской администрации о неподобающем поведении израильских властей, инициировало контакт с палестинцами и намерено дискредитировать Израиль в глазах Саудовской Аравии.

Дополнительным свидетельством укрепления антиизраильской настроенности можно считать петицию за подписью 56 иорданских парламентариев, представленную в конце июля. В ней они призывают не возвращать в столицу израильскую дипмиссию и отозвать посла королевства из Тель-Авива. Также были высказаны предложения о разрыве со страной мирного договора. Одновременно с этим в Иордании состоялись акции протеста под лозунгом «смерть Израилю», как казалось, свойственным, скорее, для Ирана. Позднее в прессе появилась информация, согласно которой Израилю было рекомендовано полностью заменить персонал посольства в Аммане.

Впрочем, задумать переговоры с палестинским лидером для Абдаллы II оказалось гораздо проще, чем организовать. Виной тому инициированные М.Аббасом еще в июле меры по противостоянию «государству-оккупанту», введенные после установки Израилем металлоискателей на Храмовой горе. Несмотря на то, что правительство во главе с Б.Нетаньяху возмущавшие верующих правила отменило, на ответные действия Рамалла не пошла. В результате сам глава ПНА, сознательно отказавшийся от контактов с Израилем в области безопасности, посетить Амман не может. Впрочем, накануне визита в открытых источниках отсутствовала и информация о том, согласовали ли израильские власти приезд Абдаллы II, хотя королевство сыграло активную роль в сглаживании противоречий на территории комплекса святынь. В этом контексте стоит отметить, что ПНА, склонная воспринимать визит как символ иордано-палестинской солидарности, распространяет эту точку зрения не только на мирный процесс, но и видение ситуации на Храмовой горе. Во многом данное обстоятельство объясняется позицией, выраженной самим Абдаллой II, пообещавшим «защитить Иерусалим» и заявившем о выделении порядка полутора миллионов долларов на нужды Вакфа.

Таким образом, нарастание напряженности не только на палестино-израильском треке, но в отношениях с Иорданией негативно сказывается как на политике Израиля в регионе, так и на перспективах мирного процесса, в котором королевство традиционно играет важную роль. Впрочем, в том, что касается ближневосточного урегулирования, позиция Рамаллы и Аммана не является идентичной. Палестинская национальная администрация продолжает скептически отзываться об усилиях США по разрешению конфликта, в то время как Иордания явно пытается сыграть на интересе Д.Трампа к данному вопросу. Гораздо более опасной для Израиля способна оказаться попытка королевства, вовлеченного в переговоры по ситуации на южной границе Сирии, включая соответствующую зону деэскалации, использовать этот компонент для влияния на ближневосточного соседа. В таком случае из намерения оказать политическое воздействие при недовольстве ходом расследования инцидента с охранником посольства действия Иордании способны перерасти в то, что Израиль будет трактовать как угрозу собственной безопасности.

62.81MB | MySQL:102 | 0,661sec