О политике Франции в зоне Сахеля

2 августа министр обороны Франции Флоранс Парли посетила с рабочим визитом Мали, Чад и Нигер с целью инспекции французских военнослужащих, дислоцированных  в этой зоне в рамках контртеррористической операции «Бархан» и проведения  переговоров со своими коллегами из указанных стран. Тема традиционная — обсуждение форматов поддержки военных усилий стран сахельской «пятерки» (Чад, Нигер, Буркина-Фасо, Мали, Мавритания) на современном этапе. Основной вектор таких форматов традиционен — увеличение боевого потенциала местных силовиков до уровня, адекватного  существующим на сегодняшний день вызовом со стороны исламистских и сепаратистских групп. Причем вторую угрозу мы бы поставили на первое по значимости, поскольку в основе нестабильности в зоне Сахеля лежит все-таки проблема туарегского сепаратизма. Эту тему как раз в Париже признавать не хотят, а без этого момента все усилия по военному разрешению конфликта обречены на неудачу. Визиту министра обороны Франции предшествовала громкая отставка начальника Генерального штаба Вооруженных сил Франции генерала Пьера де Вилье. Он ушел в отставку из-за разногласий с президентом страны Эммануэлем Макроном. «В нынешних условиях я не вижу возможности обеспечить устойчивость вооруженных сил, призванных гарантировать защиту Франции и французов сейчас и в будущем», — написал генерал в своем заявлении. Ранее он резко критиковал инициативу по сокращению военного бюджета на 850 миллионов евро в этом году и заявил, что не собирается с радостью принимать инициативу Министерства финансов. Ранее, 14 июля, Э.Макрон объявил об увеличении военных расходов страны в следующем году на 1,5 миллиарда евро, 650 миллионов из них будут предназначены для проведения операций за рубежом.  Вот собственно в том числе и из-за этой сильно урезанной суммы, большая часть которой и должна была пойти на финансирование операции «Бархан», а также тренировку и экипировку вооруженных сил сахельской «пятерки» и произошел конфликт французского начальника Генерального штаба с новым президентом. Военные естественно считают данную сумму сильно недостаточной для того, чтобы привести военную составляющую в Сахеле в более или менее нормальное и боеспособное состояние, а Э.Макрон при этом считает, что основой стратегии Парижа на этом направлении должна быть формула «обучение, совет, сражение». Отметим, что «сражение» в данном случае отодвинуто на последнее место, что собственно полагается французским генералитетом сильно неправильным. Разделяем эту точку зрения, поскольку вооруженные силы сахельской «пятерки» можно назвать таковыми сильно условно. И это спустя три года после прихода французских военных в  зону Сахеля и начала процесса строительства новых вооруженных сил этих государств. В этой ситуации Париж теряет роль главного гаранта стабильности в указанном регионе. И такая политика в принципе сейчас исповедуется Э.Макроном. Он полагает, что миссия по борьбе с джихадистами и радикалами в зоне Сахеля должна быть «интернационализирована» путем выработки совместных миссий по линии НАТО, ЕС и Африканского союза (АС). В частности, американцы уже вошли в этот формат, но пока лишь в плане проведения тайных операций, ударов с помощью дронов и логистической поддержки. При этом отметим, что основные усилия США в этой связи сосредоточены пока в основном в Нигерии и направлены против боевиков организации  «Боко Харам», между тем как французов в большей степени волнует ситуация в зоне Сахеля. Еще одним путем минимизации собственных расходов на все эти операции в Париже видят резкое увеличение участия в них Германии, но Берлин пока на такие шаги не идет. Он ограничивается пока чисто символическими жестами в рамках обеспечения логистики проводимых операций.  В этой связи французы стараются всяческими способами перезапустить программу «Миссия тренинга ЕС» (EUTM) в Мали, распространив ее действие на все страны сахельской «пятерки» путем принятия соответствующих решений на уровне Еврокомиссии. Пока это удается делать со скрипом: ФРГ в качестве одного из главных доноров ЕС явно не торопиться одобрять эту операцию. Вместе с тем  военный потенциал стран региона остается на крайне низком уровне, к чему прибавляются и внутренние разногласия между ними. Например, недавно Мавритания закрыла свою границу с Алжиром, официально объявив, что все лица в данной зоне будут считаться юридически оправданными целями для поражения. В данном случае мавританские власти решали вопрос возможной инфильтрации оппозиционеров из Алжира накануне исторического референдума о поправках в конституцию. Как результат, в остальных странах региона резко возрос уровень наркотрафика и перемещений террористических групп исламистов, которые стали выбирать более безопасные направления для своей логистики. Это еще более осложнило задачу поддержания безопасности в регионе. Одновременно с начала лета с.г. резко возросла активность боевиков в рамках нападений на военных, захвата опорных постов армии и похищения заложников из стран Запада в зоне схождения границ трех государств: Мали, Буркина-Фасо и Нигера. Кроме того, эксперты отмечают, что исламистские группы явно осуществляют эти операции в рамках накопления запасов продовольствия и боеприпасов, которые они захватывают при атаках на местные армейские склады. Противопоставить что-то внятное этим атакам местные силовики пока не могут.  В этой ситуации в Брюсселе зреет определенное мнение о том, что страны сахельской «пятерки» в рамках решения проблемы глобальной антисламистской безопасности планируют превратить ЕС  в «классическую дойную корову». В начале операции по созданию объединенных вооруженных сил «пятерки» предполагалось, что каждая из этих стран должна выделить на этот проект около 10 млн долларов США. Однако недавно президент Мали И.Кейта заявил: что «реальные затраты на создание такого рода контингента должны составлять не менее 500 млн долларов, и это требует участия в этом процессе международных спонсоров». Особо заметим, что контингент должен составлять всего пять тысяч человек, то есть по 100 тыс. долларов на каждого.  Рискнем предположить, что если даже спонсоры дадут  миллиард, больших успехов на военном поприще страны Сахеля не добьются. Пока эти планы остаются в силе, и страны Сахеля при титанических усилиях Парижа сумели пока собрать 3750 военных. Они должны быть разбиты на национальные батальоны со своим командованием, что делает эту затею громоздкой и неэффективной. К тому же  главный военный союзник Парижа в регионе в рамках борьбы с исламистами  президент Чада И.Деби начал очередную кампанию прессинга в отношении своих французских спонсоров, требуя от них дополнительных финансовых вливаний.  Одновременно И.Деби в рамках контактов с президентом Э.Макроном и министром обороны Ф.Парли постоянно  утверждал, что «его вооруженные силы находятся на пределе возможностей». Другими словами, Парижу вновь предлагают платить, и немало. Здесь надо вернуться к теме отставки начальника Генерального штаба Вооруженных сил Франции. В основе его видения проблемы был как раз перенос основных финансовых усилий  Парижа   на собственный контингент с активизацией его непосредственного участия в боевых действиях. По оценке французских военных, такая схема действий оправдала себя в рамках разгрома исламистов в Буркина-Фасо (т.н. операция «Панга») в прошлом году. Но Париж на это не пошел, а предлагает заниматься обучением местных сил с одновременным долговременным инвестированном в экономику африканских стран.  В Брюсселе  понимают тупиковость этой схемы. Отсюда пока и очень скромные финансы — в рамках последнего по времени визита в региона главы европейской дипломатии Ф.Могерини, она пообещала странам выделить на цели безопасности всего 56 млн долларов. Для примера Париж выделил 9 млн долларов для закупки 70 тактических автомобилей, и пообещал инвестировать в социальные проекты стран Сахеля 228 млн долларов за ближайшие пять лет. Вместе с тем, эксперты пока сходятся во мнении о том, что в рамках консультаций министра обороны Франции в страны Сахеля были определены три основные зоны будущем приложения сил: западная зона (Мали-Мавритания), центральная зона (Мали-Буркина-Фасо-Нигер) и восточная зона (Нигер-Чад).

62.82MB | MySQL:102 | 1,450sec