Оценки китайских специалистов российских боевых самолетов и особенностей военно-технического сотрудничества ИРИ, РФ и КНР

Как сообщают китайские источники, военно-политическое руководство Исламской Республики Иран (ИРИ) одобрило реализацию плана по обновлению парка ВВС страны и принятию на вооружение тяжелого многофункционального истребителя. Известно, что ВВС Ирана уже вывели из эксплуатации все наличные истребители F-4 и F-14, которые полностью исчерпали летный ресурс и их последующая эксплуатация может привести к летным происшествиям и гибели пилотов.

Необходимо учитывать, что оставшиеся боевые самолеты американского производства выведены на хранение и реально пригодны только для создания мишенной обстановки на полигонах, поскольку у иранских военных нет возможности приобрести сменно-запасные части в западных странах, которые еще эксплуатируют указанные выше образцы американских истребителей.

По поступившей информации, иранские военные обратились к Российской Федерации с контрактом на поставку 18 истребителей Су-35СЕ и шести истребителей Су-30СМЕ, однако вместо этих самолетов российская сторона предложила официальному Тегерану приобрести 24 истребителя Су-27СМ3. По оценкам китайских аналитиков, причиной отказа российской стороны поставить Ирану высокоманевренные истребители поколения 4++, могло стать то, что официальный Тегеран предложил расчет по схеме «нефть в обмен на вооружение».

Китайские обозреватели отмечают, что предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) РФ в настоящее время испытывают нехватку финансов, которые необходимо затратить на разработку новых электронных компонентов, поскольку до сих пор при конструировании истребителей марки «Су» используются процессоры американского производства. В этой ситуации предложение иранской стороны является неактуальным для российских поставщиков.

Очевидно, что иранские военные были огорчены подобным ответным предложением и рассматривают возможность приобретения 24 истребителей бомбардировщиков «Цзяньхун-7А» и 24 легких истребителей «Цзянь-10С». Увеличенное количество боевых самолетов китайского производства обусловлено тем, что ВВС Ирана, благодаря численности авиапарка хотят решить вопрос недостаточных возможностей «Цзяньхун-7А» и «Цзянь-10С».  В ОПК КНР понимают, что ВВС ИРИ необходимы только двухдвигательные тяжелые истребители (об этом свидетельствует запрос в РФ) однако не готовы поставлять иранским партнерам свои «Цзянь-11Д». Китайские специалисты понимают, что двухдвигательные истребители позволят ВВС ИРИ выполнять следующие задачи:

– перехват нарушителей воздушной границы;

– ведение разведки в зоне действия ПЗРК с применением бортовых систем радиоэлектронной борьбы;

– поражение наземных укрепленных целей при помощи большого спектра авиационных средств поражения.

Представители ОПК КНР осознают, что двухдвигательные тяжелые истребители марки «Су» полностью отвечают вышеперечисленным задачам, особенно в условиях нарастающего военного присутствия США в странах Ближнего Востока. Следует отметить, что перехват  самолетов разведчиков ВВС США вдоль воздушной границы КНР над акваторией Восточно-китайского моря выполняют как раз истребители российского производства Су-30МКК и Су-30МКК2 истребительных полков ВВС НОАК.

В этой ситуации представляется возможным проанализировать оценки китайских специалистов, которые пристально наблюдают за деятельностью истребительной авиацией ВКС РФ в Сирийской Арабской Республике. По данным китайских источников, в конце июня 2017 г. ВКС РФ передислоцировали в Сирию пять истребителей Су-27СМ3, которые были представлены президенту САР Башару Асаду в рамках его визита на авиационную базу «Хмеймим». Примечательно, что китайские военные специалисты точно установили принадлежность российских самолетов, поскольку эти истребители уже попадали в поле зрения офицеров НОАК в рамках соревнований «Авиадартс» прошедших лет.

Обозреватели китайских военно-политических специализированных изданий указывают две причины появления Су-27СМ3 в Сирии.

  1. Поддержание возможностей отдельной авиационной бригады дислоцированной на АвБ «Хмеймим» в вопросах сопровождения бомбардировщиков и самолетов военно-транспортной авиации в условиях ротации подразделений укомплектованных Су-35С.
  2. Проверка возможностей новых бортовых радиолокационных станций (РЛС) с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), оптико-электронных систем (ОЭС) с модулями обнаружения в инфракрасном спектре, установленных на Су-27СМ3.

Китайские специалисты согласны, что ВКС РФ необходимо постепенно выводить устаревающие бомбардировщики Су-24 и штурмовики Су-25СМ2/3, поскольку для их защиты необходимо дополнительно применять истребители Су-27СМ3, Су-30СМ или Су-35С. По оценкам офицеров ВВС НОАК, указанные российские истребители способны эффективно выполнять весь спектр задач в Сирии особенно с учетом того, что ВВС и ВМС США предпринимают меры по созданию «бесполетной зоны» для морально устаревших самолетов ВВС САР в западных и южных районах страны.

По мнению специалистов из Поднебесной, возможностей Су-27СМ3 вполне достаточно для выполнения задач характерных для Сирии, поскольку российские самолеты укомплектованы ракетами класса «воздух-воздух» Р-73 и Р-77-1, наличие которых является «отрезвляющим» фактором для летчиков ВВС Турции, США и других государств-членов антитеррористической коалиции.

Вторым, очень важным моментом является увеличенное до 12 количество внешних точек подвески, на которых размещают противокорабельные, противорадиолокационные ракеты, корректируемые и некорректируемые авиабомбы и ракеты класса «воздух-земля». Китайские инженеры отмечают, что благодаря более мощному двигателю и применению композитных материалов, российским инженерам удалось повысить массу бомбовой нагрузки Су-27СМ3 до 8 тонн, что на 2,5 тонны больше чем у стандартного Су-27.

Третий важный момент, наличие у Су-27СМ3 специализированного кронштейна, который позволяет размещать на одном истребителе 24 осколочно-фугасных бомбы ФАБ-250-270 суммарным весом 6000 кг при этом самолет может быть оснащен еще двумя ракетами класса «воздух-воздух» на случай нападения истребителей противника.

Благодаря собранным фото- и видеоматериалам, китайским инженерам известно, что при таком количестве вооружения на истребителе Су-27СМ3 еще остаются свободные точки подвески. Кроме того, китайские военные инженеры отмечают наличие на рассматриваемом истребителе бортовой системы РЭБ «Хибины-М» (однотипна с Су-35С), которая позволяет эффективно противостоять системам наведения ПЗРК противника. Для сравнения возможностей самолетов разных классов представляется возможным указать, что, по данным китайских источников, один российский бомбардировщик Ту-22М3 в ходе удара по объектам исламистов в Сирии доставлял к району боевого применения не более 12 бомб ФАБ-250-270.

По данным китайских источников, Су-27СМ3 размещенные в Сирии созданы с использованием таких компонентов от Су-27СМ и Су-30 ВКС РФ как РЛС, ОЭС, цифровая панель приборов, а также система опознавания «свой-чужой». Именно ОЭС от Су-30 позволяет пилотам Су-27СМ3 с высокой точностью применять корректируемые авиабомбы типа «КАБ».

Подводя итог, следует отметить, что китайские аналитики признают за Су-27СМ3 лидерство среди существующих боевых самолетов поколения 3+. Представители ОПК КНР пришли к выводу о том, что российские самолеты и их бортовые системы позволяют даже молодому строевому летчику ВКС РФ эффективно выполнять боевые задачи в незнакомых условиях.

52.22MB | MySQL:103 | 0,481sec