Об израильской позиции по сирийскому конфликту

Дипломаты Израиля, США и России проводили в начале июля секретные переговоры по прекращению огня и определению зон деэскалации на юге Сирии. Три раунда консультаций прошли в столице Иордании, а также в одной из европейских столиц, сообщила  израильская газета «Гаарец» со ссылкой на источники во внешнеполитическом ведомстве еврейского государства и неназванных стран Запада. По информации издания, израильские дипломаты выступали резко против соглашения по зонам деэскалации, так как представители Москвы и Вашингтона, на их взгляд, не обращали должного внимания на растущее влияние Ирана в регионе. Израиль призывал Москву и Вашингтон потребовать вывода с территории Сирии иранских сил, бойцов «Хизболлы» и лояльных Тегерану шиитских ополченцев. «Основным предметом переговоров послужило желание Израиля сохранить соглашение о прекращении огня на долгосрочной основе и определить степень будущего влияния Ирана в Сирии по окончании гражданской войны. Американцы и русские же были сфокусированы на другом: устранении ИГ (запрещенной в России террористической группировки «Исламское государство») и скорейшей стабилизации ситуации, — пишет газета. — Израиль выразил обеспокоенность тем, что Сирия может стать ракетной базой и потенциальной угрозой для него и Иордании из-за Ирана». По данным газеты, с российской стороны на встречах присутствовал спецпредставитель президента РФ по сирийскому урегулированию Александр Лаврентьев, с американской — спецпредставитель президента США по вопросам взаимодействия с другими странами в борьбе с ИГ Бретт Макгурк и спецпосланник главы государства по Сирии Майкл Ратни. Израиль представляли чиновники из МИДа, «Моссада» (внешняя разведка) и Минобороны. Отмечается, что на переговорах в Аммане присутствовали и представили Иордании, чья позиция совпала с израильской из-за страха перед угрозой со стороны Тегерана.

Сообщается, что все три раунда переговоров не обернулись успехом. 8 июля израильская сторона получила черновик соглашения, в котором в общих чертах говорилось о недопустимости присутствия любых вооруженных сил других стран в зонах деэскалации, но Иран и «Хизбалла» в этом контексте не упоминались. Не говорилось и о присутствии иранских сил в остальных частях Сирии. «Когда несколько дней спустя проект соглашения был отправлен в Израиль, Иерусалим был потрясен, обнаружив, что буква и дух документа противоречили практически всем позициям, которые Израиль представил американцам и русским», — утверждает газета. Возможно это и так, но в правдивость приведенной в статье израильской позиции верится с учетом основного тезиса израильской политики на сирийском направлении. Она заключается в безусловном уходе иранцев и ливанских шиитов из Сирии даже при учете того, что альтернативой этому может стать образование там территории подконтрольной радикальным исламистам. Видимо израильские спецслужбы и военные полагают эту угрозу для себя менее актуальной, нежели чем присутствие Ирана. В этой связи, по нашей оценке, необходимо отметить нереалистичность позиции Израиля по вопросу сирийского конфликта. Апеллирование Израиля к США в рамках оказания нужного ему влияния на российскую сторону в формате решения вопроса иранского присутствия в Сирии в общем-то с самого начала было обречено на провал. По той самой причине, что США не обладают достаточной базой влияния на ситуацию в Сирии, которая бы позволяла им диктовать Москве какие-то условия. Грубо говоря, американцы не имеют опоры «на земле», а значит и инструменты их политического влияния там сильно лимитированы. Во главу угла в этой связи Вашингтон ставит создание путем создания зон деэскалации неких плацдармов сохранения своего влияния прежде всего в районе иордано-сирийской границы на юго-западе Сирии с последующим распространением это опыта на курдские районы на севере страны. В этой связи присутствие в Сирии иранцев для США вторично. Кроме того, израильтяне должны наконец осознать, что иранское присутствие и соответственно ливанских шиитов в Сирии фактор долговременный. Это присутствие является одним из важнейших условий сохранения режима Б.Асада у власти в условиях дефицита живой силы в рядах самой сирийской армии. То же самое справедливо и по отношению к созданию КСИР подразделений шиитской милиции из самих сирийцев. И для Москвы такое положение дел с синхронным запуском проекта по созданию зон деэскалации является одним из основных условий достижения баланса сил в Сирии. В этой связи рассчитывать на какой-то прессинг со стороны российского руководства по вопросу вывода иранского контингента из Сирии является делом малоперспективным. В данном случае надо исходить из тезиса, что «политика — искусство возможного», и стараться в этих реалиях достичь максимального учета своих интересов. Таковых на сегодня, как нам видится, два. Это отвод иранских (читай: ксировских) соединений и ливанских шиитов максимально от израильских границ, и задача-максимум, о которой пишет «Гаарец», — нивелирование возможности для Ирана использовать сирийской плацдарм с точки зрения размещения там своих ракетных установок. И то, и другое решается в рамках переговоров с Москвой, которая может через имеющиеся возможности говорить на эту тему с Тегераном. В этой связи видимо можно вести аккуратную проработку вопроса и о создании зоны деэскалации непосредственно на границе с Израилем, а не отвергать это проект сразу и в целом. Тем более, что от этого ничего не меняется и измениться не сможет. При этом видимо надо учитывать и момент того, что Иран в настоящее время не собирается каким-то образом провоцировать или стимулировать напряженность в своих отношениях с Израилем именно с сирийского или ливанского направления. В общем-то с самого начала сирийского конфликта и своего присутствия в Сирии иранцы дали команду своим частям всячески избегать подобного рода инцидентов. Вот из этих моментов  видимо и надо исходить Израилю, а не стремиться диктовать свои условия более весомым участникам конфликта. Можно конечно и далее «потрясаться» и ограничиваться бомбежкой каких-то объектов в Сирии, на которых, по данным израильских спецслужб находится ракетное оружие с целью переправки его в Ливан. Но такая практика чревата все-таки в итоге тем, что иранцы и сирийцы начнут отвечать. Да и сама достоверность такой информации вызывает сомнения просто в силу того, что в случае нужды иранцы могут доставить любое оружие ливанским шиитам через контролируемый ими аэропорт в Бейруте. А вот ответ может состояться и  более современными установками ПВО, чем сейчас. Другими словами, воздействовать на ситуацию сейчас Израиль может только через российское, а не американское посредничество. Все остальные алгоритмы попыток воздействия на ситуацию, в том числе и в формате создания неких буферных зон на Голанах по примеру ливанской «Армии Южного Ливана», являются тупиковыми. А это требует учета, как минимум, интересов Москвы, о которых мы говорили выше. Что же касается озабоченности Иордании по вопросу иранского присутствия в стране, то здесь все надо делить на два. Для Аммана сейчас большую угрозу представляет возможная исламистская экспансия из Ирака и Сирии в свои приграничные регионы (особенно с учетом высокого уровня критики королевской власти в этих районах среди местных бедуинов), а не гипотетическая шиитская экспансия. Она наименее вероятна просто в силу конфессионального состава населения королевства. А вот игиловский ренессанс в Иордании вполне реален. Так что если иорданский представители и говорили об иранской опасности на упомянутых консультациях, то только исключительно в силу  саудовских просьб озвучивания этой темы, и озабоченности американцев движением колонн проиранской милиции к своим КПП на иорданской границе. А совсем не блокированием с израильским видением ситуации.  В принципе, в отличие от израильтян, Амман безусловно уцепился в проект реализации зон деэскалации на своих границах как один из главных инструментов достижения стабильности не только в Сирии, но и у себя дома.

52.28MB | MySQL:103 | 0,453sec