О визите делегации ХАМАСа в Тегеран

Среди более 100 иностранных делегаций, участвовавших в прошедшей 5 августа инаугурации иранского президента Хасана Роухани, избранного на вторую каденцию, не затерялась и делегация  палестинского Движения исламского сопротивления, более известного под аббревиатурой ХАМАС. Это была первая официальная поездка руководителей ХАМАСа в Тегеран после недавнего восстановления отношений с Ираном. По всей видимости, это стало возможным с изменением руководства организации, которое исповедуют идею продолжения тесных связей ХАМАС с Ираном, особенно в традиционных сферах взаимодействия – политической, финансовой, военной. Разрыв отношений  был обусловлен гражданской войной в Сирии, когда тогдашнее политическое руководство ХАМАСа в лице председателя его Политбюро Халеда Машала заняло откровенно антииранскую позицию. Разумеется, возврат ХАМАСа под крыло Ирана деструктивно скажется на возможностях мирного решения  палестино-израильской проблемы и в значительной мере торпедирует соответствующие планы новой американской администрации.

В своем официальном заявлении движение ХАМАС констатировало о наступлении нового этапа в двусторонних отношениях с Ираном, который начинается после визита в Тегеран высокопоставленной делегации. Как писала международная арабоязычная газета «Аш-Шарк Аль-Аусат», он связан с многочисленными встречами делегации ХАМАСа с иранскими лидерами, ее участием в церемонии инаугурации президента ИРИ Х.Роухани, прояснением позиций двух сторон в борьбе «против общего врага и победе Палестины, интифаде Аль-Акса».  «Аш-Шарк Аль-Аусат» обратила внимание на теплый прием, оказанный делегации палестинского ХАМАСа главой иранского МИДа Мохаммадом Джавадом Зарифом, и его заявление о том, что  палестинское направление является важной составляющей внешней политики ИРИ, необходимости создания и укрепления отношений Тегерана со всеми палестинскими организациями, и в первую очередь – ХАМАСом. Издание отмечает, что иранский министр твердо заявил о готовности его страны продолжить поддержку палестинского народа в его борьбе, декларировав, что  позиция ИРИ в этом вопросе тверда и неизменна. Как сообщило информагентство ИСНА, делегация ХАМАСа находилась в центре внимания всех гостей инаугурации и всего высшего иранского руководства, а заверения в «поддержке правого дела палестинского народа» раздавались из уст всех иранских лидеров. В Тегеране делегация ХАМАСа получила и многочисленные напутствия. Принимавший лидеров ХАМАС бывший глава иранского МИДа, ныне главный внешнеполитический советник духовного лидера ИРИ аятоллы Али Хаменеи и руководитель Центра стратегических исследований Ирана Али Акбар Велаяти передал гостям слова своего шефа о том, что «необходимо продолжать борьбу на оккупированных территориях в качестве единственного способа спасти палестинцев». От себя лично А.А.Велаяти предупредил лидеров ХАМАСа об «угрозах и опасностях израильского режима».

В среде самой организации расценили новый этап укрепления отношений с Ираном как логичный возврат к тем отношениям, который связывали Тегеран и самую непримиримую и воинственную палестинскую организацию в течение десятилетий. Именно так охарактеризовал новую реальность представитель ХАМАСа в Ливане Али Бараке. По его словам, стороны решили не обсуждать причины временного охлаждения их отношений, и готовы с оптимизмом смотреть в будущее. Именно для «сверки часов» и обсуждения планов сотрудничества в Тегеран и приезжает и новый глава Политбюро ХАМАСа И.Хания. Как отметил палестинский функционер, отношения ХАМАСа и Ирана возвращаются к своему естественному состоянию, ХАМАС рассматривают в Тегеране как легитимного и полномочного представителя народа Палестины, и именно поэтому официальное приглашение посетить Иран делегации ХАМАСа поступило от имени спикера парламента ИРИ Али Лариджани. Как отмечается в комментарии ИСНА, «Иран является единственной страной, оказывающей ХАМАСу на государственном уровне финансовую и военную помощь».

В своем интервью иранским СМИ, палестинский писатель и политический аналитик  Ибрагим Мадхун сообщил, что поездка высокопоставленной делегации ХАМАСа в Тегеран показывает, что эта организация действительно стремится к укреплению отношений  с Ираном. Руководство ХАМАСа хотело бы, что это произошло как можно скорее. «Оно пытается наладить сотрудничество со многими странами региона, но реально это получается лишь с Ираном». В руководстве ХАМАСа считают, что именно на иранском направлении взаимодействие может быть успешным и взаимовыгодным. «Эти отношения носят политический характер, они повышают международный престиж Ирана, могут обеспечить единение во имя общей цели разрозненных и разобщенных  структур на палестинской улице. Если ХАМАС сумеет на деле повысить уровень своих связей с Ираном, это повысит его мощь и скажется положительно на его противостоянии с оккупационным сионистским режимом и решении региональных кризисов». И.Мадхун сказал в интервью, что Иран в прежнем не раз доказывал, что может оказывать ХАМАСу действенную помощь, которая распространяется на такие сферы как военная и финансовая. «Но для нас важнее всего политическая поддержка, которая придает нам силы и уверенность в правоте своего дела». Уверенность в тесном сотрудничестве между Ираном и ХАМАСом выражена и в приветственном послании И.Хании на имя президента Ирана Х.Роухани. Это уверенность зиждется на эффективном опыте их взаимодействия в прошлом.

Обратимся к недавней истории. В первые же дни после событий  июля 2007 г., когда ХАМАС пришел к власти в Газе,  появились доказательства того, что победа ХАМАСа стала возможна благодаря щедрой помощи, получаемой этой организацией из Ирана. В частности, германский еженедельник Der Spiegel писал о том, что ФАТХ в дни кровавых столкновений с ХАМАСом воевал практически голыми руками, тогда как ХАМАС получил достаточную военную и финансовую помощь из Тегерана. Несколько тысяч боевиков ХАМАСа прошли тогда обучение в тренировочных лагерях на территории Ирана, Сирии, Ливана. Отметим, что боевиков ХАМАСа тренировали для борьбы не с израильским «оккупантами», а со сторонниками ФАТХа.  Переворот, совершенный ХАМАСом в Газе 2007 г. показал, что в своих действиях ХАМАС опирается на поддержку Ирана.  Это подтвердил в интервью каирской газете «Аль-Ахрам» глава египетского МИДа Абуль-Гейт, который  прямо заявил о том, что именно Иран вдохновил ХАМАС на военные действия и насильственный переход власти в Газе в его руки. Абуль-Гейт  полагал, что эти обстоятельства диктуют его стране необходимость более взвешенного подхода ко всему, что касается контактов с иранским режимом.

Ирано-палестинское взаимодействие, ограниченное в основном помощью ХАМАСу в Газе, особенно проявилось в ходе предпринятой Израилем в декабре 2008 – январе 2009 гг. военной операции под кодовым названием «Литой свинец», целью которой ставилось уничтожение инфраструктуры террора в секторе Газа. Иран интерпретировал ее результаты в выгодном для своих стратегических планов свете, то есть как безусловное поражение Израиля и победу противостоящих ему формирований ХАМАСа и «Исламского джихада». Парламент ИРИ призвал ХАМАС не выполнять условия прекращения огня, давая понять, что террористическая война против Израиля должна быть продолжена. Первая официальная реакция Ирана на окончание кровопролития в Газе была выражена главой МИДа Манучехром Моттаки. По его заявлению, опубликованному 18 января, решение Израиля о прекращении военных действий можно интерпретировать как декларацию победы исламского сопротивления (то есть ХАМАСа –В.М.)  и всего населения Газы над израильской армией после трех недель ожесточенных военных действий. Так же оценил итоги операции в Газе и иранский президент М.Ахмадинежад, добавив только к слову «победа» эпитет «Божественная». Беседуя об этом с тогдашним главой Политбюро ХАМАСа Халедом Машалем, Ахмадинежад сделал упор на то, что впереди еще много новых побед, которые в итоге позволят палестинцам  достичь всех своих целей.

Интересно отметить, что спикер иранского парламента Али Лариджани придерживается точки зрения, что операция в Газе не была столкновением между Израилем и ХАМАСом. Это была, по его словам, война между Ираном и Израилем, в которой арабские страны были на стороне Израиля. Подобным же образом высказались по завершении операции и тогдашние израильские руководители – президент страны Шимон Перес и глава МИДа Ципи Ливни, добавившие при этом, что им хотелось бы, чтобы ХАМАС получил еще больший удар от Израиля. Между тем, 20 января в Тегеране состоялась грандиозная манифестация, призванная отметить «достижения» ХАМАСа в противостоянии с Израилем и продемонстрировать солидарность Исламской Республики с палестинцами. Участники шествия скандировали «Пока в наших жилах течет кровь, Газа – наш брат!». Резюмируя на этом мероприятии значение «победы» в Газе, глава МИД ИРИ М.Моттаки произнес фразу, демонстрирующую, насколько нереально оценивает иранское руководство то, что происходило тогда на ближневосточном политическом поле: «В результата победы ХАМАСа родился новый Ближний Восток».

Новый виток тесного партнерства ХАМАСа с Ираном способен еще более осложнить обстановку на Ближнем Востоке. Реалии этого процесса могут проявиться уже в ближайшее время.

52.23MB | MySQL:103 | 0,401sec