Что стоит за новой экономической политикой наследного принца КСА Мухаммеда бен Сальмана

Саудовская Аравия переживает сейчас не только династический кризис, внешнеполитическую конфронтацию сразу по нескольким направлениям и страдает от падения цен на энергоносители. Экономика королевства вступает в эпоху реформ, скорее напоминающих потрясения, так как форма и содержание их призваны изменить реноме страны. Так, во всяком случае, выражается наследный принц Мухаммед бен Сальман, который является «организатором и вдохновителем» нововведений, сформулированных в т. н. доктрине «Виденье 2030». Попробуем разобраться, что стоит за амбиционной программой экономической перестройки, почему инициирована она была именно сейчас, насколько она отвечает требованием объективных структурных перемен, рано или поздно созревающих естественным путем в любой экономической модели, и сколько в ней от обычного популизма, а также, конюктурности, общей, с аналогичными экономическими реформами в арабских странах, такими, как, например, египетский «инфитах» времен президентства Х. Мубарака.

Вернемся к уже упоминавшемуся нами на страницах сайта Института Ближнего Востока «Красноморскому туристическому проекту». Напомним, что им предусматривается развитие «исключительной туристической инфраструктуры мирового уровня» на более чем 50 естественных островах в районе между городами Умлюдж и Ваджх, неподалеку от одного из местных заповедных парков и района грязевых вулканов в свободной экономической зоне Аль Рага.

В рамках проекта на протяжении 322 км побережья Красного моря запланировано возведение современных туристических комплексов с использованием традиционной архитектуры, создание транспортной инфраструктуры для доступа к местным достопримечательностям, многие из которых связаны с историей страны.  К осуществлению грандиозного замысла планируется привлечь ведущие мировые компании в сфере управления гостиничным бизнесом, лучших ландшафтных и промышленных дизайнеров, экологов и экспертов по возобновляемым источникам энергии, специалистов из индустрии развлечений и многих других.

Завершение проекта отнесено на последний квартал 2022 года, когда должны будут введены в строй новый аэропорт, морской порт, гостиничные и жилищные комплексы класса «люкс», а также сданы в эксплуатацию инфраструктурные и транспортные составляющие.

Финансирование проекта будет осуществлять саудовский Фонд общих инвестиций (председателем совета правления которого, скорее всего, по случайному совпадению, является сам наследный  принц Мухаммед бен Сальман). Эксперты этой организации уже подсчитали, что к 2035 году новый курорт сможет принять миллион туристов, все это приведет к увеличению валового национального продукта на 15 млрд риалов в год, доходы фонда также возрастут и, кроме всего прочего, будет создано 35 тысяч рабочих мест.

По сообщению британской газеты Times, впечатляющая рекламная компания проекта вот-вот будет запущена в глобальных медиа-ресурсах, обслуживающих сферу туризма и развлечений красочные видеоролики и презентации заканчиваются неизменно одним и тем же: это модель нового экономического хозяйствования, за которой последует целый ряд других новых проектов. Насколько все это может соответствовать реальности, исходя, из, так сказать, ее, самой?

Создается впечатление, что принц Мухаммед бен Сальман занял тот самый экономический курс, который поведет королевство еще дальше в пучину кризиса.

Во-первых, все новые начинания не имеют ничего общего с традиционным экономическим укладом саудовского общества, да и не только с ним. Хорошо известны многочисленные ограничения на права женщин в королевстве, проистекающие из норм шариата. Каким образом принц Мухаммед бен Сальман собирается преодолеть сопротивление сотен тысяч приверженцев традиционных устоев и духовенства, если проект предусматривает значительное количество именно местных туристов, которым будет разрешено щеголять в европейских купальных костюмах. Разумеется, попавшие на курорт, саудовские женщины не преминут воспользоваться возможностью одеться на его пляжах, так же, как европейки с ними по соседству. Если не все, то очень многие. Мозг их спутников будет, фигурально выражаясь, «взорван», достаточно упомянуть инциденты с женскими пляжными нарядами, регулярно случающиеся в куда как более либеральных ОАЭ. К чему приведет появление такого «оазиса» на фоне, в общем-то, в большинстве своем, средневековых представлений саудовских мужчин о женщинах, можно только гадать, но дело может дойти до крупномасштабных протестных акций.

Во-вторых, за счет чего принц Мухаммед бен Сальман собирается сформировать благоприятный имидж проекта в странах Западной Европы, Юго-Восточной Азии, тогда, как королевство известно, как страна, официально исповедующая ваххабизм, весьма далекий от поддержки европейских и азиатских туристических прав, и свобод. Не говоря уже об упоминаниях о поддержке и финансировании терроризма.

Многие эксперты обращают внимание на поспешность и непродуманность принимаемых принцем Мухаммедом бен Сальманом решений. Четкого представления, чем должна стать страна к 2030 году нет, а весьма болезненные механизмы поддержки этой трансформации, наподобие мер жесткого внутреннего аудита, приватизации государственного сектора экономики, продажу части акций нефтяной компании «Арамко» уже запущены и оказывают ежедневное влияние на жизнь подданных королевства. Часть специалистов убеждена: сбудется или нет программа «Виденье 2030», неизвестно, однако то, что запущенный маховик преобразований может спровоцировать самую настоящую революцию в саудовском обществе, революцию ранее невиданную, в этом сомнений остается все меньше.

Что же движет принцем Мухаммедом бен Сальманом, лоббирующем, такие неоднозначные и дорогие мега-проекты в условиях, не совсем благоприятных для экономики королевства?

Очевиден, и находится на поверхности популистский момент. За счет громких экономических свершений принц Мухаммед бен Сальман и поддерживающая его команда стремятся укрепить свое положение и создать имидж этаких реформаторов, способных справится с нынешними трудностями.

Примечательно и то, что сами саудовские СМИ пока практически ничего не сообщают о проекте, упоминаний о нем внутри страны нет. По странному стечению обстоятельств забыта и тема выплаты компенсаций членам семей жертв событий 11 сентября в США. Только от Саудовской Аравии требуют выплаты 400-миллиардной компенсации, что в нынешних экономических обстоятельствах представляется крайне сомнительным. Вполне возможно, что для обеспечения выплат понадобится продать не только все акции «Арамко», но и других государственных компаний.

Кроме популистских моментов, корреспондирующихся отчасти и с тем, что было в амбициозной программе египетской экономической перестройки политики «инфитах», после временного улучшения почти окончательно добившей египетский фунт и национальную промышленность, история с «красноморским проектом» наглядно отражает внутрисемейные саудовские противоречия. В условиях бушующей внутри и снаружи страны войны компроматов, недавнего слива подробностей отстранения от власти принца Мухаммеда бен Наефа, обвиняемого в злоупотреблениях и в связях с про-саудовским лобби в США (что отражает, по всей видимости, борьбу между самими саудовскими лоббистами в США за финансирование в условиях его сокращения), неизбежных противоречий принца Мухаммеда бен Сальмана с религиозными деятелями, хранителями веры и традиций, которые не только эти, а любые новые экономические введения либерального толка воспримут в штыки, развитие истории с саудовским туристическим кластером означает все, что угодно из вышеперечисленного, кроме объективно востребованного или  рыночного сформированного проекта. При этом перспектива «освоения» громадного бюджета проекта в условиях его сомнительной окончательной реализации заставляет задуматься о том, что кто-то вполне мог решить просто «половить рыбу в мутной воде», воспользовавшись связями с инвестиционным фондом и с принцем Мухаммедом бен Сальманом, который поддержал эту идею по своим собственным соображениям.  Ясно же одно, реалии экономической и политической обстановки в королевстве таковы, что скоро ему будет не только не до таких масштабных, а куда как гораздо менее дорогостоящих проектов.

62.84MB | MySQL:102 | 0,469sec