О ракетном аспекте военно-технического сотрудничества КНР и КСА

Как известно, Китайская Народная Республика (КНР) и Королевство Саудовская Аравия  (КСА) официально установили дипломатические отношения 21 июля 1990 г., однако к этому моменту Пекин и Эр-Рияд уже имели опыт доверительного сотрудничества по военно-технической линии.

После того, как в 1973 г. по результатам арабо-израильской войны 1973 года войны президент США Ричард Никсон отдал приказ «передислоцировать все летательные аппараты в Израиль» и израильские военные получили в свое распоряжение современные американские истребители, баллистические ракеты «Иерихон» с дальностью пуска 1000 км. военно-политическое руководство КСА осознало, что израильская армия способна нанести «удар возмездия» по большинству арабских государств, которые поддерживают деятельность террористических организаций.

По данным китайских источников, в 1985 г. посол США в КСА предложил официальному Эр-Рияду приобрести оперативно-тактические ракеты с максимальной дальностью пуска 120 км, однако американские законодатели после серьезных размышлений отклонили запрос саудовской стороны на продажу этих ракет.

После этого отказа и понимания того, что и в европейских странах невозможно приобрести соответствующие образцы вооружения саудовские военные пришли к выводу о том, что единственная страна, у которой можно приобрести необходимое вооружение – это КНР. По данным китайских источников, в декабре 1986 г. на одной из секретных военных баз Вооруженных сил КСА прошли переговоры с китайскими военными по проекту «Сокол».

После предварительных договоренностей генерал-полковник ВС КСА – принц Халид бен Султан уже зимой 1987 г. совершил тайный визит в КНР. По воспоминаниям высокопоставленного саудовского военного, которые описаны в его книге «Витязь пустыни», он выехал из Эр-Рияда по паспорту на имя другого человека и сначала направился в Малайзию, затем пересел на самолет до Гонконга и только потом въехал на территорию КНР. На всем пути следования принц строго придерживался принципов конспирации. Это позволило ему прибыть в Пекин незаметно для израильской и американской военной разведки.

Китайские военные организовали для саудовского принца посещение базы Ракетных войск, провели детальную экскурсию по всем подразделениям, рассказали принципы организации охраны базы и обеспечения режима секретности. В результате визита уже во второй половине 1987 г. официальный Эр-Рияд принял решение о выделении 3,5 млрд долл. США на приобретении 100 баллистических ракет средней дальности (БРСД) «Восточный ветер 3» (DF-3). Кроме того, в сумму контракта была включена разработка и строительство двух военных баз (ВБ) и обучение военнослужащих подразделений ракетных войск ВС КСА.

Известно, что на территории королевства расположены две ВБ ракетных войск под обозначением Al-Sulaiyil и Al-Joffer. Китайские военные обозреватели отмечают, что обнаружение этих баз военной разведкой Израиля стало возможным благодаря перехвату многочисленных телефонных звонков жен военнослужащих ракетных подразделений к принцу Халиду бен Султану. Супруги саудовских ракетчиков были уверены, что их мужья на самом деле передислоцированы в Афганистан и уже погибли в боях с ВС СССР и просили принца вернуть тела их мужей на родину.

По данным китайского специализированного военно-технического издания «Наука и техника оборонно-промышленного комплекса», БРСД «Восточный ветер 3» (по классификации НАТО CSS-2) — двухступенчая жидкотопливная баллистическая ракета первого поколения китайской разработки. Длина ракеты составляет 20,9 м, максимальный взлетный вес 65 тонн. Масса боевой части (ядерной/фугасной/кассетной) может достигать 1,9 т, а максимальная дальность пуска 3500 км, однако по некоторым данным реальная дальность пуска не превышает 2000 км, но уже при таких показателях саудовские военные могут наносить ракетные удары по территории Израиля. Так, например, для ударов по Тель-Авиву или Тегерану необходимая дальность пуска БРСД оценивается в 1300 – 1400 км.

По данным китайских источников, БРСД «Восточный ветер 3» обладает достаточно большим коэффициентом вероятного отклонения – 500 м поскольку на тот момент времени китайские конструкторы располагали только инерциальными системами наведения. Со временем китайские инженеры разработали более совершенные БРСД под обозначением «Восточный ветер 21» (DF-21, по классификации НАТО CSS-5), которые приняты на вооружение в нескольких модификациях.

Именно эти баллистические ракеты привлекли внимание военно-политического  руководства КСА еще в начале 2000 г. и по данным американских спецслужб китайские военные обеспечили поставку первой партии БРСД «Восточной ветер 21» с соблюдением всех требований секретности.  До сих пор ЦРУ и другие спецслужбы США не могут установить стоимость контракта, его условия, количество ракет и места их размещения.

Саудовские военные пристально наблюдают за развитие ракетного вооружения в КНР и по данным СМИ КНР, в начале августа в Пекине военные представители КСА начали новый раунд переговоров о приобретении партии двуступенчатых твердотопливных БРСД «Восточный ветер 21» производства «Китайской аэрокосмической научно-промышленной корпорации».

По данным китайских источников, указанные ракеты имеют длину 10,7м, диаметр корпуса 1,4 м и максимальный стартовый вес варьируется от 14,7 до 16,0 тонн, что зависит от типа боевой части (ядерная, фугасная, кассетная). Максимальная скорость БЧ весом 600 кг. может достигать 10 МАХа и это позволяет преодолевать все существующие рубежи противоракетной обороны.

Эффективная дальность пуска данных БРСД «Восточный ветер 21» не превышает 2000 км, однако по данным из отдельных источников максимальная дальность полета БЧ может составить 3200 км. Подобные характеристики обеспечены за счет применения композитного полибутадиенового топлива, однако до сих пор при конструировании корпуса китайские специалисты крайне ограниченно используют углеволоконные материалы. Следует отметить, что к 2017 г. китайские предприятия успешно освоили технологию выпуска композитных материалов серии Т800 (предназначены для изготовления ключевых элементов конструкции самолетов и ракет), которые раньше исключительно выпускали только в Японии и США.

Известно, что для перевозки БРСД «Восточный ветер 21» предназначен пятиосный грузовой автомобиль специального назначения WS-2500, который при длине 15,45 м, ширине 3,05 м, и собственном весе 21,3 тонны способен перевозить полезную нагрузку максимальной массой 28 тонн. Максимальная скорость WS-2500 достигает 75 км/ч. Упомянутые мобильные пусковые установки (ПУ) проектирует и выпускает китайская компания Sanjiang Aerospace Wanshan Special Vehicle Co., Ltd (пров.Хубэй, г.Сяогань).

Следует отметить, что указанная мобильная пусковая установка (ПУ) обладает колесной формулой 10х8, что обеспечивает возможность передвижения по грунтовым дорогам второго класса. Китайские конструкторы признают, что при разработке WS-2500 обращались за помощью к белорусским коллегам, однако основное отличие китайской ПУ состоит в форме кабины, которая выполнена сплошной, что позволяет разместить необходимую аппаратуру связи, навигации, а также повысить комфорт пускового расчета.

Для сравнения, мобильная ПУ БРСД «Восточный ветер-3» и более современных межконтинентальных баллистических ракет «Восточный ветер 31» состоят из четырехосного грузового буксира и четырехосного полуприцепа с двумя поворотными задними осями. Такая схема ограничивает район боевого патрулирования ракетных подразделений, которые вынуждены перемещаться только по дорогам с асфальтобетонным покрытием

По данным китайских источников, подготовку к пуску, маскировку стартовой позиции и выполнение других задач обеспечивают еще пять грузовых автомобилей специального назначения. Следует отметить, что в КНР разработаны специальные материалы для маскировочных покрытий, которые позволяют скрыть ПУ от оптико-электронной аппаратуры самолетов разведывательной авиации и космических аппаратов разведки.

С учетом того, что БЧ БРСД «Восточный ветер 21» имеет достаточно высокую точность – круговое вероятное отклонение не более 50 м, а пусковая установка может быть легко замаскирована даже в пустыне, ВС КСА могут получить ракетное оружие нового поколения, которое гарантирует неприкосновенность территории королевства. Подписание контракта на поставку этих ракет в КСА будет означать, что гонка вооружений на Ближнем Востоке получит новый импульс, который спровоцирует развитие ракетных и противоракетных технологий в таких ключевых государствах региона как Израиль и  Иран.

52.2MB | MySQL:103 | 0,533sec