Новая концепция национальной безопасности Турции

Во всех политикоформирующих ведомствах Турции проходят обсуждение и анализ проекта новой концепции национальной безопасности. Проект получил название Политический документ о национальной безопасности (Milli Gьvenlik siyaseti belgesi). Подготовка проекта документа продолжалась около года. Документ должен был быть утвержден на заседании Совета Национальной безопасности (СНБ) 21 июня. Однако, в соответствии с заявлением министра юстиции Турции Джемиля Чичека (Cemil Зiзek), «проект документа был доставлен членам СНБ только накануне вечером. Поэтому они не смогли детально ознакомиться с представленными документами и проанализировать их. По этой причине было принято решение о переносе обсуждения и утверждения проекта на август».

Турция – член НАТО, важная региональная евразийская держава, политика которой обладает большим потенциалом и может оказывать существенное влияние на развитие ситуации на Ближнем и Среднем Востоке, Балканах, Кавказе и в Центральной Азии. Наряду с этим Турция и Россия разделяют общий подход к основным вопросам мирового развития в XXI веке и высказываются в пользу демократизации международных отношений, нацеленной на построение справедливого международного порядка, в основе которого должны лежать соблюдение норм международного права, равенство и взаимное уважение, сотрудничество. И в Москве, и в Анкаре согласны с тем, что центральную роль в достижении этой цели должна играть ООН. Министры иностранных дел России и Турции 16 ноября 2001 года подписали уникальный в истории двусторонних отношений документ — План действий по развитию сотрудничества между РФ и Турцией в Евразии (от двустороннего сотрудничества – к многоплановому партнерству). В этом документе зафиксировано, что сегодня в отношениях между двумя странами открыт новый этап, характеризующийся возможностями развития плодотворного не только двустороннего, но и регионального сотрудничества во всех областях в духе дружбы и взаимного доверия. При этом важно, что четко были обозначены географические направления такого взаимодействия. Это Балканы, Южный Кавказ, Центральная Азия, Афганистан, Кипр, Ближний Восток, особо выделен Ирак, Черноморский регион, Средиземноморье, взаимодействие по евразийской проблематике в международных организациях.

Исходя из этого, думается, что отдельные положения проекта новой концепции национальной безопасности Турции представляют значительный интерес. В подготовке проекта были задействованы аналитическое управление СНБ, аппараты президента и главы правительства, МИД, генштаб ВС страны, спецслужбы, независимые центры стратегических исследований, ряд университетов. О напряженности работы говорит, в частности, тот факт, что окончательный проект документа объемом 90 страниц был отправлен на доработку, после которой он был сокращен до 25 страниц.

Особенностью нынешнего проекта концепции национальной безопасности Турции является тот факт, что впервые в его подготовке принимали участие и военные, и гражданские ведомства. Ведь все предыдущие документы подобного рода готовились военными, гражданские же руководители их подписывали. Отличительной чертой новой концепции можно считать также и то, что теперь вопросы безопасности Турции рассматриваются не столько через призму ее межгосударственных отношений с другими странами, сколько с точки зрения наличия потенциально опасных регионов, региональных конфликтов и деятельности различных радикальных организаций, представляющих опасность для безопасности Турции и ее интересов.

Это важные особенности. С одной стороны, они свидетельствуют о демократическом процессе, который, несмотря на все трудности, развивается в Турции, с другой – демонстрируют рост значимости Турции как региональной державы, которая располагает экономическими, военными и политическими возможностями для активного участия в координации совместных с другими странами действий против различных представляющих угрозу организаций, а также в разрешении региональных конфликтов с учетом своих национальных интересов. Другими словами, в проекте документа отсутствует перечень стран (ранее он имел место), которые могут представлять угрозу для Турции, но названы «регионы с потенциальными рисками». В частности, к таким регионам отнесен район Эгейского моря, в котором Греция объявила о своей 12-мильной территориальной зоне, что, по мнению турецкой стороны, может стать основанием для военных действий. В связи с этим в проекте документа отмечается, что по вопросу о территориальной принадлежности более чем ста, подобных Кардаку, островов в Эгейском море необходимо проводить решительную и жесткую политику и не делать никаких уступок. Примечательно, что Греция как страна в данном контексте в качестве угрозы не фигурирует, хотя понятно, что спор по поводу островов в Эгейском море – это давняя проблема в турецко-греческих отношениях.

Думается, это связано со сложным процессом нормализации отношений между двумя странами, на котором настаивают США, НАТО и ЕС. Этот процесс, несмотря на значительные трудности, развивается и дает определенные положительные результаты. Вот только один из самых свежих примеров. В июне 2005 года впервые в истории турецко-греческих отношений состоялся визит в Грецию командующего сухопутными войсками Турции армейского генерала Яшара Бююканыта. Турецкий генерал также впервые выступил перед слушателями военной академии сухопутных войск Греции. Примечательно, что накануне своего визита командующий турецкими сухопутными войсками получил письмо от слушателей одного из греческих военных училищ. В письме будущие греческие офицеры приносили извинения турецкой стороне за сожжение ими в апреле с.г. турецкого флага.

Еще одним районом с потенциальными военными рисками в проекте назван Северный Ирак. И здесь интерес представляет тот факт, что в документе сама возможность образования курдского государства не отождествляется с мотивом для начала военных действий. Вместе с тем в новой концепции подчеркивается, что действия курдских группировок в Киркуке и в отношении тюркмен в Северном Ираке могут создать серьезную проблему, которая представляет угрозу для стабильности и безопасности всего ближневосточного региона.

Обращает на себя внимание то, что в проекте впервые особо выделены новые угрозы и вызовы, которые представляют опасность для Турции. Это сепаратистская и клерикальная деятельность, международные террористические и радикальные религиозно-экстремистские организации, наркотрафик, незаконная миграция и похищение людей. При этом в документе констатируется, что «Турция находится под угрозой международного терроризма, который находит поддержку на части турецкой территории».

Большое внимание в проекте новой концепции безопасности Турции уделено и вопросам укрепления внутренней стабильности. Здесь на первом плане указаны проблемы неравномерного распределения доходов в стране, роста преступности, безработицы (в настоящее время ее уровень составляет 10,9%, в сельских районах – 70,5%), некоторые направления взаимоотношений государство – народ. Отдельным параграфом в документе прописана социальная политика в отношении молодежи (для Турции очень важный вопрос с учетом высокого процента молодежи в стране), а также подчеркнута жизненная необходимость увеличения капиталовложений в сельские районы страны и кардинального решения проблем крупных турецких городов.

Анализ некоторых положений проекта нового Политического документа о национальной безопасности Турции говорит о его важности не только для самой Турции, но и для ряда других стран, прежде всего ее союзников и соседей. Он подготовлен с учетом кардинальных изменений, происшедших в мире в конце XX – начале XXI столетий, и определяет основные направления внутренней и внешней политики Турции на ближайшие десятилетия. Москва, которая намерена и далее развивать многоплановое партнерство с Анкарой, должна учитывать и использовать положения новой концепции национальной безопасности Турции для углубления взаимодействия как на двусторонней, так и на региональной основе, а также в рамках международных организаций. Схожесть позиций России и Турции по основным международным проблемам, отсутствие сегодня у двух стран, по словам президента РФ В.В. Путина, «точек конфликтов и предметов соперничества» открывает в этом плане взаимовыгодные перспективы. Они касаются и совместных действий против новых угроз и вызовов, борьба с которыми обозначена в проекте новой концепции безопасности Турции как приоритетное направление внутренней и внешней политики страны.

52.21MB | MySQL:103 | 0,520sec