О развитии кораблестроения в Турецкой Республике

По данным СМИ КНР, в июле 2017 г на судостроительном предприятии в Тузле для ВМС Турецкой Республики (ТР) спустили на воду четвертый по счету корвет проекта MILGEM («Национальный корабль), которому присвоен номер F514 и наименование Kinalaida. Принятие данного корабля на вооружение запланировано на 2020 г. Первые два корабля этого проекта  – F511 и F512 были переданы ВМС Турции еще в 2011 и 2013 гг, а третий корвет серии F514 еще проходит испытания. Следует отметить, что еще турецкие специалисты построят еще четыре корвета по модернизированному проекту MILGEM-S, которым будут присвоены бортовые номера F515, 516, 517, 518.

Известно, что на торжественном мероприятии присутствовал президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, который в своей речи отметил, что в ходе реализации 24 проектов по модернизации национальных ВМС, объединенных в плане Turkish Armed Forces Vision 2033  появляются возможности для предпринимателей всех уровней участвовать в процессе укрепления обороноспособности страны. Известно, что в строительстве корветов проекта MILGEM задействовано около 50 турецких компаний.

Руководитель турецкого государства особо отметил необходимость прекращения зависимости от импортных военных технологий и компонентов к 2023 г, поскольку прекращение поставок определенных компонентов представляет угрозу для обороноспособности Турции. Со слов Р.Т.Эдогана стало известно, что кораблестроительный сектор Турции загружен контрактами стоимостью 5 млрд долл. США, из которых 1,6 млрд долл. США приходится на экспортные контракты. Президент Турции отметил, что национальные кораблестроители поставили 165 кораблей в  такие государства как  Арабская Республика Египет, Султанат Бахрейн, Грузия, Катар, Малайзия, Нигерия, Норвегия Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Танзания, Туркменистан и Румыния.

Следует отметить, что на упомянутом выше судостроительном предприятии в Тузле еще в январе 2017 г. состоялась закладка первого корпуса фрегата проекта TF-100 «Стамбул» (также известен как MILGEM-G). По информации из открытых источников, всего серия фрегатов данного проекта будет включать четыре корабля с бортовыми номерами F519 «Стамбул», 520 «Измир», 521 «Измит», 522 «Ичель». Постепенный ввод в строй этих кораблей позволят начать за период с 2021 по 2026 г. вывести из эксплуатации устаревающие фрегаты проекта «Меко-200» немецкого производства.

По данным из открытых источников, фрегат проекта TF-100 имеет длину 113,25 м, ширину 14,4 м, осадку 4,4 м, водоизмещение 3000 тонн. К сожалению информация о конструкции и агрегатах силовой установки в открытом доступе отсутствует, однако можно предположить, что для обеспечения высоких скоростных характеристик и автономности плавания на корабли будут оснащаться гибридными силовыми установками в составе газотурбинного и дизельных двигателей. Анализ макета фрегата позволяет утверждать, что крутящий момент от двигателей будет передан через редукторы на два гребных вала, которые обеспечат вращение двух пятилопастных винтов.

В носовой части будет расположено артиллерийское орудие калибра 76-мм, 16 вертикальных пусковых установок для зенитных управляемых ракет RIM-162 Evolved Sea Sparrow Missiles или ракет-перехватчиков Стандарт-2, однако уже сейчас турецкие конструкторы из компаний Aselsan и Roketsan работают над созданием ЗУР средней и малой дальности. Кроме того, для противовоздушной обороны корабля на крыше вертолетного ангара будет размещена многоствольная зенитная пушка  Phalanx калибра 20 мм.

В центральной части корабля на верхней палубе за наклонными бортовыми панелями корпуса будут установлены стандартные наклонные пусковые установки Mk.141, в которых разместят противокорабельные ракеты (ПКР) под обозначением Atmaca производства турецкой компании Roketsan. Данные ракеты при длине корпуса 5,23 м и пусковой массе 800 кг обладают дальностью пуска более 200 км. Система навигации ракеты включает модуль инерциальной навигации и модуль GPS. Турецкие специалисты разработали для данной ракеты двигатель KALE 3500.

Также фрегаты проекта TF-100 будут оснащены торпедными аппаратами для пуска легких противолодочных торпед ОРКА калибра 324 мм. или американские Мк.46. Обнаружение подводных целей и наведение торпед будет использована  система противоторпедной обороны (СПО) HIZIR от компании Aselsan.

По данным западных специалистов, данная СПО получает данные от буксируемой низкочастотной гидроакустической станции (ГАС) переменной глубины HIZIR-LFAS и в случае обнаружения торпеды вероятного противника осуществляет отстрел противоторпедных ловушек типа ZOKA или противоторпед TORK. Рабочая скорость для данной ГАС составляет от 5 до 15 узлов, а максимальная безопасная скорость буксирования станции достигает 30 узлов.  По заявления турецких разработчиков, максимальная дальность обнаружения подводной цели составляет 50 км.

Для борьбы с катерами другими легкими целями экипаж будет применять пулеметы калибра 12,7 мм.

С учетом вышесказанного представляется возможным утверждать, что фрегаты проекта TF-100 представляют собой надводные боевые корабли с рациональным составом вооружения, которые способны выполнять большой спектр боевых задач.

Кроме упомянутых выше фрегатов, турецкие кораблестроители разработали проект более мощного надводного боевого корабля проекта TF-2000 водоизмещением 6500-7000 тонн. На указанном корабле будет установлена многофункциональная двухдиапазонная (X и S-диапазоны) радиолокационная станция с активными фазированными антенными решетками  ÇAFRAD, которая позволит выполнять следующие задачи:

– обнаружение, сопровождение и классификация до 2000 надводных/воздушных целей;

– обнаружение малоразмерных надводных целей;

– наведение и управление оружием;

– дальность обнаружения от 150 до 450 км.

РЛС ÇAFRAD позволит применять:

– артиллерийское вооружение;

– ракеты-перехватчики RIM-161 «Стандарт-2» и «Стандарт-3» (пр-во США);

– зенитные управляемые ракеты малой и средней дальности  турецких компаний Aselsan и Roketsan;

– крылатые ракеты SOM VL от TUBITAK Sage;

– противолодочные управляемые ракеты RUM-139 «VL-ASROC» (пр-во США).

Следует отметить, что в главной закрытой мачте корабля, кроме РЛС ÇAFRAD будут установлены антенны систем радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы; КВ и УКВ радиосвязи, а также система опознавания «свой-чужой» с дальностью действия 200 км.

В 16 наклонных ПУ типа Мк.141 вместо американских RGM-84 Harpoon будут размещать ПКР Atmaca. Для борьбы с подводными лодками вероятного противника фрегаты будут вооружать тяжелыми торпедами калибра 533  Akya (пр-во Roketsan, длина 7 м, вес 1200 кг, дальность пуска 15 км, скорость 40 узлов), при разработке которых использованы немецкие торпеды Seehecht. Обнаружение подводных лодок и торпед вероятного противника возложено на СПО HIZIR.

Общим моментом для перечисленных выше трех типов кораблей является наличие вертолетной палубы, позволяющей принимать вертолеты  среднего класса, которые будут выполнять задачи по противолодочной обороне.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным согласиться с оценками китайских специалистов в том, что предприятия  кораблестроительного сектора оборонно-промышленного комплекса Турецкой Республики при сохранении современных объемов финансирования смогут спроектировать и построить новые минные тральщики, буксиры приморской и океанской зон, танкодесантные корабли нового поколения. Вполне вероятно, что в 2025-2030 гг. будет начато строительство полноценного авианесущего корабля для национальных ВМС.

52.26MB | MySQL:103 | 0,497sec