Об усилении американо-иранского соперничества в Ираке

8 августа военно-воздушные силы США нанесли удар по позициям шиитской милиции «Сайид аш-Шухада», входящей в состав вооруженных формирований «Хашед аш-Шааби» в районе пограничного пункта Эт-Танф на сирийско-иракской границе. В результате погибло 40 человек и ранено 85. Такую версию озвучило иранское информационное агентство Tasnim, близкое к Корпусу стражей исламской революции. Пентагон отрицает факт налета американской авиации, утверждая, что гибель иракских бойцов произошла в результате действий террористической организации «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России). Какова бы ни была реальная версия событий, этот факт доказывает нарастающую напряженность в отношениях США с проиранскими милициями в Ираке, внесшими основной вклад в разгром «Исламского государства» на севере страны. Обращает на себя внимание, что это не первый удар американцев по позициям проиранских либо проасадовских вооруженных формирований на иракско-сирийской границе. 23 мая американцы нанесли здесь же, в районе Эт-Танфа удар по позициям вооруженных формирований ССНП. Это доказывает стремление Вашингтона не допустить контроля правительства Дамаска над границей с Ираком и разорвать коммуникации по линии «оси сопротивления» (Тегеран-Багдад-Дамаск-Бейрут).

Разгром ИГ и установление Багдадом контроля (пусть и относительного) над  провинциями Салахеддин, Анбар и Найнава создают качественно новую политическую ситуацию в Ираке. Период активных боевых действий против ИГ в целом завершен, что ставит на повестку дня несколько новых вопросов и проблем. Первый вопрос касается дальнейшей роли «Хашед аш-Шааби» в военной и политической системе страны. Будут ли «Хашед аш-Шааби» оказывать влияние на политическую ситуацию в стране или сосредоточатся на оборонных вопросах или вопросах борьбы с терроризмом. Остро стоит также проблема возможно участия этих милиций в  военных действиях на  территории Сирии. Против такого участия не возражают основные проиранские вооруженные формирования, входящие в состав «Хашед аш-Шааби», — «Бригада Бадр» во главе с Хади аль-Амири и «Катаиб Ахль аль-Хакк» во главе с Кайсом аль-Хазали. В то же время ряд видных шиитских деятелей выступают против такой перспективы. К ним относятся великий аятолла Али ас-Систани, выступивший в 2014 году инициатором создания «Хашед аш-Шааби», и Муктада ас-Садр.

В последнее время участились признаки того, что иракский премьер-министр Хайдер аль-Абади и его группа пытаются ослабить «Хашед аш-Шааби». 20 июля было объявлено о том, что боевая дивизия «аль-Аббас» была выведена из состава «Хашед аш-Шааби» и включена в состав иракской армии. Дивизия была создана по инициативе Ахмеда ас-Сафи, пресс-секретаря великого аятоллы Али ас-Систани и хранителя священной гробницы Аль-Аббас. Обычно такие гробницы в шиитском исламе обладают значительными финансовыми фондами. Можно назвать и другие вооруженные группировки, аффилированные с шиитскими гробницами: бригаду «Ансар аль-марджаийя», бригаду «Али Акбар» и боевую дивизию Имама Али. Дивизия «аль-Аббас» является наиболее сильной из них. Она состоит из четырех пехотных бригад, одной бронетанковой бригады и артиллерийских батальонов. Одновременно Муктада ас-Садр заявил о намерении включить в состав иракской армии или распустить свою милицию «Сарайя ас-салам» после победы над ИГ. Эта бригада уже закрыла свою собственную военную академию «Сайид аль-кунин», что рассматривается Садром в качестве первого шага на пути «укрепления иракской государственности».

Вместе с тем высшее руководство Ирана стремится сохранить «Хашед аш-Шааби» в качестве аналога КСИР в Ираке и сильного рычага влияния на иракскую ситуацию. 20 июня с.г. во время переговоров с Хейдаром аль-Абади в Тегеране верховный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи призвал главу иракского правительства не ослаблять «Хашед аш-Шааби», которые еще сыграют, по его мнению, важную роль в борьбе с терроризмом. 2 июля председатель Комитета иранского меджлиса по внешней политике Алаеддин Боруджерди  отметил, что «террористы взяли бы и Багдад и Дамаск, если бы не присутствие в этих странах сил «Кудс» КСИР». Неслучайно на состоявшемся в Багдаде параде по случаю освобождения Мосула одна из бригад «Хашед аш-Шааби» промаршировала в форме КСИР.

Вторым важным вопросом Ирака «после разгрома ИГ» является преодоление односторонней проиранской ориентации политической элиты страны. Статусные шиитские политики Ирака благодарны Тегерану за помощь в борьбе против радикалов и террористов, но вместе с тем опасаются односторонней зависимости страны от ИРИ в вопросах обороны, безопасности и экономики. Проиранский вектор способен значительно затруднить национальное примирение с суннитами после войны. Кроме того, односторонняя зависимость то Ирана приводит к существенному ухудшению отношений Ирака с США и монархиями Персидского Залива. В связи с этим многие иракские политики стремятся перейти к многовекторности во внешней политике страны. Одним из признаков такого перехода является недавний визит Муктады ас-Садра в Саудовскую Аравию и его переговоры с наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом. Другим признаком этого процесса является фактический распад Высшего исламского совета в Ираке (ВИСИ), в свое время самой крупной проиранской политической силы в стране. Из партии, лидером которой является Аммар аль-Хаким, представитель видной семьи Хакимов, одной из основных в высшем шиитском духовенстве Ирака, вышли бывший министр финансов Мухаммед Бакир аз-Зубейди, бывший вице-президент Адель Абдель Махди и религиозный шейх Джелаль ад-Дин ас-Сагир. Сообщается, что все они были недовольны тактикой руководства Аммара аль-Хакима, приближавшего к себе молодые кадры и переставшего советоваться с «ветеранами партии». Зубейди известен своей бескомпромиссной проиранской  ориентацией. Что же касается Хакима, то он уже заявил ос воем намерении создать «Партию национальной мудрости», в которую призывает вступать не только шиитов, но также суннитов, курдов и христиан. Аммар аль-Хаким также заявил о своем намерении посетить в ближайшее время Саудовскую Аравию. Таким образом, он серьезно занялся своим политическим ребрендингом, намереваясь освободиться от имиджа  проиранского политика.

Однако наиболее опасными в Тегеране считают заигрывания нынешнего премьер-министра Хайдера аль-Абади с американцами. В последнее время в иракской прессе появляются сообщения о том, что Хайдер аль-Абади пытается вдохнуть новую жизнь в заключенное в 2008 году и оставшееся фактически на бумаге рамочное Соглашение о стратегическом партнерстве между Ираком и США. Иранцы опасаются, что переговоры Х.аль-Абади с американцами могут привести к появлению долговременного военного присутствия США в Ираке. Американцы, де-факто уже имеющие три военных базы на территории, контролируемой сирийскими курдами, собираются, по мнению ряда иракских аналитиков,  закрепиться и на иракской территории. В настоящее время в Ираке под предлогом борьбы с ИГ уже присутствуют пять тысяч американских военнослужащих и нет признаков их сокращения. В этих условиях в Багдаде полагают, что иранцы могут обусловить поддержку Х.аль-Абади на парламентских выборах 2018 года разрывом его контактов с США. В противном случае более привлекательной фигурой для Тегерана может стать бывший премьер-министр Нури аль-Малики, несмотря на связанные с ним коррупционные скандалы и жесткую антисуннитскую позицию.

Существует и еще один важный фактор, на который обратила внимание американская исследовательница иранского происхождения Ширин Хантер. В ближайшее время в Ираке должен поменяться глава шиитского духовенства. Здоровье великого  аятоллы Али ас-Систани, которому недавно исполнилось 87 лет, оставляет желать лучшего и его уход – только вопрос времени. Традиционно руководство высшего шиитского духовенства осуществляют в Ираке две семьи: Садров и Хакимов. Строптивый и непредсказуемый Муктада ас-Садр является племянником признанного героя иракских шиитов, шахида Мухаммеда Бакира ас-Садра, одного из виднейших исламских интеллектуалов двадцатого века. Вместе с тем, аятолла Аммар аль-Хаким является сыном Абдель Азиза аль-Хакима, в течение тридцати руководившего в шиитской среде антибаасистким сопротивлением и фактически создавшего политическую структуру шиитов. Обе семьи не упустят случая получит контроль над «хаузией», религиозной организацией шиитов. Вместе с тем, обе кандидатуры не являются достаточно надежными для Тегерана. Таким образом, Ирану в ближайшее время предстоит решать в Ираке многочисленные и запутанные вопросы.

62.83MB | MySQL:102 | 0,594sec