Алжирские источники: Катар продолжит борьбу против Саудовской Аравии

Несмотря на предпринимаемые посреднические усилия ряда стран по урегулированию кризиса в Персидском заливе между Катаром, с одной стороны, и Египтом, Саудовской Аравией, ОАЭ и Бахрейном с другой, пока это не приводит к заметному сближению их позиций.

Напротив, по данным источников, близких к министру иностранных дел АНДР Абделькадеру Мессахелю, катарское руководство настроено довольно воинственно в отношении продолжения борьбы.

Оно понимает, что его противникам за истекшие два с лишним месяца не удалось добиться изоляции Дохи. При этом катарский эмир Тамим, давая высокую оценку посредническим усилиям Алжира, Кувейта и Омана, по факту являющимися завуалированной поддержкой Катара, срывающей его блокаду, демонстрирует явное намерение углубить конфликт.

Характерным примером тому служит решение Дохи 9 августа убрать въездные визы для граждан 80 стран, среди которых США, представители Европы и стран «третьего мира», включая Азию и Латинскую Америку.

Для того, чтобы свободно приехать в Катар, гражданам 80 стран отныне будет достаточно для этого действующего заграничного паспорта. Эту новость, вызвавшую шок в соседних монархиях, открыто объявил представитель МВД страны Мухаммед Рашид аль-Мазруи.

По его данным, граждане 33 стран получат право оставаться в Катаре без визы в течение 180 дней, и представители 47 других стран – в течение 30 дней. Этот срок может быть продлен только один раз.

Согласно данным представителя МВД, катарское руководство руководствовалось при выборе стран критериями политической стабильности, безопасности и экономической состоятельности.

По мнению главы авиакомпании Qatar Airways, это позволит ей более эффективно бороться с конкурентами, под которыми, судя по всему, он подразумевает эмиратские «Эмирейтс» и «Этихад». Благодаря данным изменениям, до конца текущего года катарская авиакомпания откроет 62 новых направления полетов.

Наряду с этим Доха 3 августа текущего года также меняет сложившийся в странах ССАГПЗ порядок предоставления гражданства, что также не может быть позитивно воспринято в других монархиях Залива. Теперь это право официально получают следующие три категории постоянных жителей страны: дети, родившиеся от катарских матерей, состоящих в браке с иностранцами, иностранцы, «отдавший служебный долг Катару», и те, чьи «навыки могут быть использованы страной».

При этом единственной арабской страной, в отношении граждан которой будут отменены въездные визы, является Ливан.

Заметные визовые послабления, согласно заверениям катарской стороны, должны коснуться и граждан России.

Делается это под формальным предлогом «стимулирования развития туризма и воздушного транспорта». Соответствующее заявление было сделано во время совместной пресс-конференции главы авиакомпании Qatar Airways Акбара аль-Бейкера с представителями руководства Министерства туризма и Министерства внутренних дел.

Согласно заявлению представителя Министерства туризма Катара Хасана аль-Ибрагима, «Безвизовый режим (для граждан 80 стран) сделает Катар и страны региона более открытыми для иностранных посетителей».

Разумеется, что Катар не имеет такой туристической репутации, как ОАЭ, десятилетиями развивавшие торговую и развлекательную индустрию. Тем не менее, развитие туризма там не привело к отмене въездных виз. Несмотря на то, что в целом ряде случаев они выдавались в ОАЭ в упрощенном порядке, просто так, без визы, приехать туда было невозможно.

Данное положение во многом объяснялось действием общего соглашения между странами ССАГПЗ, предусматривающего наличие жесткого визового барьера.

Такое правило было обусловлено прежде всего общими соображениями безопасности руководства аравийских монархий и нежеланием впускать на свою территорию миллионы неустроенных граждан других стран.

Их до сих пор придерживался и Катар, но теперь своими действиями он, по сути, торпедирует усилия данной организации.

Впрочем, следует напомнить, что в результате разгоревшегося конфликта между ним и Египтом, Саудовской Аравией, Бахрейном и ОАЭ фактическое членство Катара в данной структуре было приостановлено.

Соответственно, подобные визовые новации делают крайне затруднительным – если не сказать больше – возвращение Дохи в ССАГПЗ. Разумеется, что через какое-то время Катар действительно может поменять свое решение (можно с высокой долей вероятности указать, что так оно и будет). Однако для его отмены катарское руководство, судя по всему, будет требовать от своих оппонентов каких-то серьезных уступок.

В любом случае, это сильно затрудняет поиск компромисса, поскольку данное решение вызвало просто всплеск гневной реакции в Эр-Рияде, усмотревшем в данном поступке эмира Тамима не просто вызов, а «удар по самому больному месту».

Судя по всему, вслед за этим следует ожидать осуществления более плотного контроля на границе с Катаром с целью недопущения проникновения из него в ОАЭ и Саудовскую Аравию потенциально опасных и даже враждебных элементов.

Представители их спецслужб не исключают, что под предлогом развития туризма их катарские коллеги будут более активно засылать к своим соседям эмиссаров «Братьев-мусульман», целенаправленно работающих против данных монархий.

При этом, с учетом имущественного и политического «ценза» в отношении безвизовых стран, всерьез опасаться того, что завтра Катар «захватят» толпы неимущих иностранцев, не приходится.

Между тем, благодаря этому ходу Катар отыгрывает у своих региональных оппонентов целых два очка и в том числе переигрывает в плане «соблюдения демократии» даже ОАЭ, поскольку тем самым эмир Тамим, по сути, первым из всех монархов стран Залива выполнил американские настояния и требования правозащитников по смягчению прежде жесткого отношения властей государств региона к свободам передвижения.

Соответственно, теперь следует ожидать с их стороны более серьезного нажима в отношении других государств региона.

Смогут ли прочие члены ССАГПЗ адекватно ответить на такой неожиданный ход? Это представляется сомнительным. Для этого им нужно фактически полностью отказаться от прежнего жесткого режима, действующего как в отношении иностранцев на их территории, так и собственных подданных.

62.81MB | MySQL:102 | 0,637sec