О пресс-конференции Иерусалимского патриарха Феофила III

Иерусалимский православный патриарх Феофил III  провел в 12 августа в столице Иордании Аммане пресс-конференцию. В ходе нее он заявил, что Иерусалимская православная церковь подаст апелляцию на решение иерусалимского окружного суда, согласно которому сделка по продаже церковью принадлежавших ей зданий в Старом городе Иерусалима неправительственной еврейской организации «Атерет га-коаним» (создана в начале 1970-х гг., основное финансирование получает в качестве пожертвований от ряда американских еврейских филантропов) законна.

Две недели назад иерусалимский окружной суд поставил точку в многолетней судебной тяжбе, постановив, что организация «Атерет га-коаним», поставившая своей основной задачей выкуп недвижимости у неевреев в Восточном Иерусалиме и заселение ее евреями, является законным владельцем трех зданий, расположенных в стратегических районах Старого города. Эти здания были приобретены «Атерет га-коаним» при посредстве иностранных компаний еще в 2004 году. В марте 2005 года широкой общественности стало известно о том, что три здания в иерусалимском Старом городе были тайно проданы Иерусалимской православной церковью евреям в результате трех отдельных сделок с тремя различными иностранными компаниями. Речь идет конкретно о гостиницах «Петра» (была построена евреями и принадлежала в 1903-1948 гг. еврею Иерахмиэлю Амдурскому)  и «Нью Империал» (построена в 80-е гг. XIX в. греческой православной церковью), расположенных на площади Омар ибн аль-Хатаб у Яффских ворот Старого города, через которые в основном проходят евреи и иностранные туристы. Третье здание, известное под названием «Бейт Маазамия», расположено в районе Баб эль-Хута (один из беднейших районов Старого города. Населен преимущественно цыганами-мусульманами) в Мусульманском квартале Старого города. Важно отметить, что этот район примыкает к Храмовой горе.

Здание гостиницы «Петра»

Здание гостиницы «Нью Империал»

Когда об этих сделках стало известно, они вызвали негодование арабов-мусульман по отношению к христианам и в первую очередь – по отношению к Иерусалимской православной церкви. Из Греции прибыла специальная церковная делегация для расследования этого дела и причастности к нему тогдашнего иерусалимского патриарха Иринея I (в миру – Эммануил Скопелитис). В итоге он был низложен именно потому, что церковный суд признал его ответственным за продажу «Атерет га-коаним» упомянутых зданий. Назначенный вместо него иерусалимским патриархом Илия Яннополус (Феофил III) с момента своего назначения на этот пост безуспешно пытается добиться отмены трех упомянутых сделок.

Теперь председатель иерусалимского окружного суда Гила Канфи-Штайниц окончательно отвергла утверждения представителей Иерусалимской православной церкви по поводу того, что ее финансовый отдел якобы действовал без надлежащих полномочий, когда утверждала упомянутые сделки по продаже этих зданий, и что патриарху Иринею I о них якобы не было известно.

Патриарх Феофил III заявил по поводу упомянутого решения израильского суда, что оно «проистекало из политической мотивации». Он также добавил, что возглавляемая им церковь подаст апелляцию в Верховный суд справедливости Израиля (БАГАЦ). По словам патриарха, Иерусалимская православная церковь «сделает все, что в ее силах, чтобы это несправедливое решение было заменено противоположным решением». Феофил III также выразил озабоченность тем, что он описал, как «попытку депутатов Кнессета ограничить право Иерусалимской православной церкви и  других христианских учреждений распоряжаться своей недвижимостью независимо, по своему усмотрению». Судя по всему, он имел в виду неоднократно раздававшееся со стороны израильтян, но, прежде всего, со стороны арабов (в частности арабских депутатов Кнессета) требование предоставить данные о недвижимости, находящейся в собственности Иерусалимской православной церкви в западной части Иерусалима. До сих пор церковь не выполнила этих требований.

Необходимо пояснить, что требования такого рода имеют под собой, прежде всего, политическую подоплеку. Националистические арабские круги пытаются заставить церковь использовать принадлежащую ей недвижимость в так называемом «Западном Иерусалиме», то есть в той части столицы Израиля, которая находилась под его контролем до Шестидневной войны 1967 года и населена почти исключительно евреями, в качестве инструмента для усиления арабского присутствия в этой части города. Церковь не заинтересована в этом как по финансовым, так и по политическим соображениям. Дело в том, что Иерусалимская православная церковь сдает в аренду значительную часть принадлежащей ей недвижимости различным израильским учреждениям, получая с этого крупные доходы. Так поступает не только Иерусалимская православная церковь. Например, Русская православная церковь тоже сдает принадлежащую ей в Израиле и в частности в Иерусалиме недвижимость в аренду израильтянам (достаточно вспомнить «Русское подворье в Иерусалиме»), однако у Иерусалимской православной церкви, в отличие от Русской православной церкви, есть десятки и сотни тысяч прихожан, проживающих в окружении мусульман и подвергающихся не просто давлению, но и преследованиям с их стороны. В таких условиях сделки по продаже или аренде церковной собственности евреям и израильским учреждениям превращаются из сугубо коммерческих актов в акты политические, которые рассматриваются арабами-мусульманами в качестве демонстрации пособничества христиан сионистам.

Фрагмент стены иерусалимской тюрьмы предварительного заключения, расположенной в одном из зданий «Русского подворья в Иерусалиме»

Уместно напомнить о том, что численность прихожан Иерусалимской православной церкви составляет по минимальным оценкам 130 тысяч, а по максимальным – 300 тысяч человек. Вне зависимости от того, какая из этих оценок ближе к истине, нет сомнения в том, что более половины из прихожан Иерусалимской православной церкви проживает в Иордании. Эти православные христиане, как и сравнительно малочисленные православные христиане, оставшиеся до сих на территориях, контролируемых Палестинской национальной администрацией, в отличие от прихожан Иерусалимской православной церкви, живущих на суверенной территории Израиля, не могут себе позволить не считаться с мнением мусульманского большинства. Достаточно вспомнить о тех жесточайших преследованиях, которым христиане подвергаются со стороны исламистов в Ираке, в Сирии и ряде других арабских государств.

Именно этим объясняется столь серьезная обеспокоенность иерусалимского православного патриарха упомянутым решением иерусалимского окружного суда. В ходе пресс-конференции Аммане Феофил III призвал глав различных христианских церквей дать общий ответ на «этот серьезный и вызывающий обеспокоенность поворот событий», который, по его словам, «повлияет на христиан в (ближневносточном – В.Ч.) регионе и во всем мире». «Я не преувеличиваю, говоря о крайней тяжести ситуации, — настаивал иерусалимский православный патриарх, после чего призвал мировых лидеров вмешаться в вопрос о законности упомянутой сделки.

Речь идет вне всякого сомнения не о тех или иных финансовых претензиях, а именно о политической оценке мусульманами того факта, что православные продают евреям недвижимость в Иерусалиме, усиливая тем самым еврейское присутствие в иерусалимском Старом городе и в Восточном Иерусалиме в целом. Поэтому, подводя итог, можно с большой степенью уверенности высказать предположение, согласно которому для Феофила III важно не отменить сделки по продаже трех упомянутых зданий в иерусалимском Старом городе (это неизбежно повлекло бы требование вернуть выплаченные за них крупные денежные суммы), а как можно громче заявить о том, что Иерусалимская православная церковь и он лично осуждают эти сделки.

52.27MB | MySQL:110 | 0,587sec