Израиль: перспективы изменения порядка объявления войны и начала военной операции

Внешнеполитическая активность Израиля включает в себя множество различных вариантов деятельности. В большинстве случаев руководство государства стремится разрешить возникающие противоречия дипломатическим путем. Впрочем, как мы знаем из истории страны, этот сценарий далеко не всегда удается воплотить на практике. В таких случаях властям необходимо принять решение о начале военной операции или объявлении войны, для чего предусмотрена соответствующая процедура. В статье 40 Основного закона Израиля, регламентирующего работу правительства, говорится: «(алеф) Государство не начинает войну иначе, как на основании решения правительства. (бет) Данный раздел не препятствует началу военных действий, необходимых для защиты Государства и безопасности общества. (гимель) Сообщение о решении Правительства начать войну в соответствии с положением раздела (алеф) в кратчайшие сроки направляется в комиссию Кнессета по иностранным делам и обороне. Премьер-министр незамедлительно объявляет об этом на пленуме Кнессета»[i]. Как видно из текста, центральная роль в вопросе принятия решения о военной операции или войне отводится правительству. Однако именно эту составляющую процедуры, как утверждает израильская пресса, готовится изменить Б.Нетаньяху, выступающий за внесение поправок в Основной закон.

Согласно имеющимся сведениям, текст изменений, разработкой которых на текущем этапе поручено заниматься Министерству юстиции, подразумевает, что для объявления войны или начала военной операции премьер-министру будет необходимо получить одобрение не всех министров, а состоящего из 10 членов узкого военно-политического кабинета. Более того, при отсутствии связи с кем-то из них, станет возможным принятие соответствующего решения еще более усеченным составом. Особо стоит отметить, что поправки не содержат в себе упоминания о необходимости информировать всех членов правительства о том, какие именно причины послужили поводом к началу военных действий. Законопроект основывается на рекомендациях, представленных комиссией под руководством экс-главы Совета национальной безопасности Израиля Я.Амидора. В его задачу входила выработка предложений, способных повысить эффективность деятельности часто сталкивающегося с критикой военно-политического кабинета с особым акцентом на доступе министров к секретным сведениям, утечка которых грозит государству серьезными последствиями.  По мнению Я.Амидора, члены военно-политического кабинета фактически отражают точку зрения всех партий, входящих в правительственную коалицию, а также оборонных кругов, что дает им право на согласование столь ответственного шага. Более того, на его взгляд, упомянутые государственные деятели обладают большим опытом в вопросах войны и мира.

Основной причиной разработки законопроекта сейчас называется стремление обезопаситься от возможной утечки данных, связанной с необходимостью включать все правительство в процесс принятия решения. Однако трудно сказать, от кого в большей степени власти хотят защититься таким способом: от внешнеполитических противников или собственной прессы. Более того, как подчеркивает Я.Амидор, внесение изменений продиктовано устареванием существующего порядка принятия решений. В большинстве израильских СМИ в качестве иллюстрации приводится пример  семилетней давности, когда тогдашнее руководство израильской разведки и армии отказалось от приведения вооруженных сил в боевую готовность без получения одобрения кабинета министров.

К поправкам критически отнеслись некоторые представители оппозиции. К примеру, депутат Кнессета Э.Бен-Рувен («Сионистский лагерь») полагает, что для объявления войны необходимо учитывать мнение большинства, а инициирование законопроекта является следствием попытки Б.Нетаньяху укрепить свое шаткое положение. Впрочем, данная точка зрения была поддержана далеко не всеми. По мнению министра строительства и жилищной политики Й.Галанта, высказанному в интервью израильскому радио, поправка не будет способствовать концентрации полномочий в руках премьер-министра, а также позволит военно-политическому кабинету принимать стратегические решения, что и составляет сущность его деятельности. Как написал в своем микроблоге в Twitter 13 августа 2017 г. Э.Барак: «если намерение состоит в том, чтобы законодательно закрепить реальность, которая (справедливо) так или иначе подстраивается под то, что военно-политический кабинет (а не кабинет в полном составе) принимает решения – хорошо. Много шума из ничего»[ii].

Стоит отметить, что существует еще одна причина, по которой законопроект может быть полезен Б.Нетаньяху. Оценка итогов операции «Нерушимая скала» лета 2014 г., проведенная госконтролером Й.Шапира, показала, что одной из ошибок, допущенных в ходе ее реализации и планирования, было то, что члены кабинета министров фактически не владели информацией, которую, премьер-министр и тогдашний глава оборонного ведомства М.Яалон считали секретной. Кроме того, в отчете, представленном в феврале 2017 г., говорилось, что в правительстве нет осознания того, в каком качестве рассматривать военно-политический кабинет, а также считать ли его органом, наделенным правом принимать решения.

Таким образом, осенью Кнессету вновь предстоят ожесточенные дискуссии, одним из поводов для которых станут поправки в Основной закон о правительстве. С одной стороны, его разработка призвана решить множество спорных вопросов в сфере распределения полномочий органов, ответственных за принятие внешнеполитических решений. Наиболее четко несовершенство существующих механизмов стало очевидно в ходе операции «Нерушимая скала». С другой стороны, положение премьер-министра позволяет его критикам использовать данный законопроект, равно как и любую другую инициативу, для демонстрации попыток Б.Нетаньяху добиться с их помощью достижения собственных, а не государственных интересов. Наконец, стремление упростить процедуру объявления войны и начала военной операции  в сочетании с существующими предположениями о возможности скорого столкновения с ХАМАСом или «Хизбаллой» свидетельствует о том, что страна вполне реально воспринимает существующие угрозы и пытается избежать ошибок, допущенных в прошлом.

[i] Цит. по: Basic Law the Government (5761-2001). URL: www.knesset.gov.il/main/ru

[ii] Цит. по: @barak_ehud URL: Twitter.com. 13.08.2017

62.85MB | MySQL:102 | 0,498sec