О роли продовольственной безопасности в вооруженных конфликтах на Ближнем Востоке и Северной Африки

Продовольственная безопасность является одним из ключевых факторов воздействия на современные вооруженные конфликты, как ходе острой фазы их развития, так и на этапе постконфликтного урегулирования. Более того, в некоторых случаях продовольственный фактор может служить одной из предпосылок — разумеется, в совокупности с другими факторами — к возникновению вооруженных конфликтов.

Целью данной статьи является анализ основных тенденций взаимосвязи продовольственной безопасности и вооруженных конфликтов на конкретных примерах в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.

Сначала, немного общей статистики и фактов. По оценкам экспертов Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), в странах, вовлеченных в вооруженные конфликты, пропорция недоедающего населения втрое выше, чем в остальных развивающихся странах. Более того, в постконфликтных странах c высоким уровнем продовольственной необеспеченности (свыше 40%) cохраняются серьезные предпосылки и потенциал для возобновления вооруженного конфликта в течение 10-летнего периода.

Согласно статистике ФАО, наибольшее воздействие вооруженные конфликты оказывают на сельские районы и сельское население. Наиболее актуально это утверждение для гражданских войн, которые на сегодня являются чуть ли не самым распространенным видом вооруженного конфликта. Это воздействие выражается в разрушении систем производства продовольствия и дезорганизации продовольственных цепочек (логистических систем доставки продукции от производителя через рынки к потребителям). Также уничтожаются посевы и скот, сельскохозяйственных инвентарь и техника и, соответственно, доходы малых (фермерских) и крупных фермерских хозяйств. Как результат – доступ к продовольствию в таких конфликтных регионах оказывается серьезно ограничен. Есть также непрямое, но весьма ощутимое для всего населения воздействие – резкий рост продовольственных цен. Интересный факт – в период между 2004 и 2009 гг. в результате вооруженных конфликтов и террористических атак в мире погибло около 55 000 человек, в то время как от голода, возникшего по результате конфликтов и засухи в одном только Сомали в период 2010-2012 гг. погибло более 250 000 человек[i].

Более того, продовольственная безопасность может служить одним из катализаторов вооруженного конфликта. В частности, высокие цены на продовольствие и отсутствие физического либо экономического доступа населения к продовольствию в значительной степени способствовали созданию социальной напряженности и политической нестабильности. Регион Ближнего Востока и Северной Африки наиболее в этом смысле показателен. Многие эпизоды «арабской весны» были спровоцированы ростом социальной напряженности, в котором роль фактора продовольственных цен была весьма значительной. В Тунисе, Ливии и Египте рост цен на продовольствие, в частности, на хлеб, был главным мотивирующим фактором, обнажившим другие острые социальные проблемы (бедность, безработица, задержка выплаты зарплат и урезание социальных пособий), повлекшие за собой политическую маргинализацию общества и социальные взрывы. Другим примером эскалации вооруженного конфликта под воздействием продовольственного кризиса может являться конкурентная борьба за природные ресурсы (вода, почва), служащие источником для производства продовольствия. Такая конкуренция может при определенных условиях спровоцировать вооруженный конфликт, однако в данном случае прямую зависимость установить сложно, поскольку факторы воздействия могут быть различные, включая плохое управление ресурсами.

Наконец, продовольствие играет обратный, положительный, эффект в ходе постконфликтного восстановления и может вносить весомый вклад в дело миростроительства. В зависимости от конкретной национальной специфики, продовольственная помощь и другие, более инновационные механизмы социальной защиты (например, продовольственные ваучеры, школьное питание, стимулированная поддержка фермерам в сборе урожая) вносят важный конкретный вклад в урегулирование конфликтов и обеспечение устойчивого мира. В частности, такие африканские страны как Эфиопия, Руанда и Ангола после завершения гражданских войн общенационального масштаба в 1990-х и 2000-х гг. смогли предпринять ряд важных шагов по увеличению производства продовольствия и улучшению качества питания, в том числе в рамках достижения Целей развития тысячелетия по сокращению вдвое числа голодающих к 2015 году.

Таким образом, как выясняется, фактор продовольственной безопасности может оказывать колоссальное воздействие на вооруженные конфликты на различных стадиях их развития. Актуальность этого воздействия в регионе Ближнего Востока и Северной Африки наиболее высока. Специализированные организации системы ООН, прежде всего ФАО[ii], имеют в своем арсенале целый ряд инструментов для оказания содействия странам региона, как на стадии предотвращения конфликтов, так и на этапе постконфликтного урегулирования. К их числу относятся:

 

  1. Устойчивое сельскохозяйственное производство во время вооруженного конфликта. В Сирии, например, несмотря на угрозы безопасности и остроту конфликта в 2015 году при содействии ФАО фермеры смогли произвести 2.4 миллиона тонн пшеницы, что составило около 60% от среднего годового уровня производства довоенного периода.

 

  1. Ранее предупреждение об угрозах продовольственной безопасности. Международные организации совместно с донорами и неправительственными организациями разработали механизм анализа и оценки ситуации в области продовольственной безопасности, которая используется сегодня в более 20 странах мира, включая Афганистан, Пакистан, Йемен, Южный Судан. Этот механизм — интегрированная классификация фаз продовольственной безопасности, IPC, позволяет анализировать ситуацию по странам и классифицировать уровень продовольственной безопасности. Своевременное объявление фазы 4 (чрезвычайная ситуация) или фазы 5 (гуманитарная катастрофа) по классификации IPC может вовремя скоординировать гуманитарные усилия. Этот инструмент уже сыграл ключевую роль для раннего предупреждения и координации действий гуманитарного сообщества для помощи Центральной Африканской Республике и Южному Судану, помогая им таким образом несколько нивелировать воздействие вооруженных конфликтов на гуманитарную ситуацию. Как представляется, внедрение механизма IPC в регионе Ближнего Востока, большинство стран которого пока не охвачено, сыграло бы положительную роль в деле раннего предупреждения и помогло бы оказать своевременную помощь нуждающимся, особенно на стадии постконфликтного восстановления в некоторых регионах Ирака и Сирии.

 

  1. Поддержка усилий национальных правительств в реабилитации сельскохозяйственных районов и реинтеграции. В различных регионах мира ФАО в увязке с ооновскими силами по миростроительству содействует реинтеграции бывших боевиков в сельскохозяйственное производство. Наиболее известные примеры – Демократическая Республика Конго, Мали, Филиппины. Кроме того, ФАО активно вовлечена в реабилитацию сельскохозяйственных земель и восстановление рыбного или лесного хозяйства в странах и регионах, пострадавших от вооруженных конфликтов. В частности, речь идет о повышении потенциала и предоставлении бывшим боевикам и их женам необходимых знаний, технологий и потенциала для создания устойчивых аграрных или рыбных производств и интегрирования на рынки. Такая работа недостаточно освещается и ее востребованность в регионе Ближнего Востока по мере урегулирования конфликтов возрастает многократно.

 

  1. Предотвращение конфликтов скотоводов-кочевников. Наиболее наглядно такая работа велась в пограничных районах Кении и Уганды, где традиционно на почве межплеменных противоречий возникали конфликты между скотоводами, выражающиеся в краже скота и вооруженных столкновениях, в том числе под воздействием усиливающейся с годами засухи. На Ближнем Востоке актуальность данного инструмента не столь высока с учетом того, что сегодня скотоводы-кочевники составляют не более 1% населения. В Ираке, например, их доля упала с 30-40% в 1900 г. до 3% в 1980-е, а в Саудовской Аравии соответственно с 40% до 11%.

 

  1. Разрешение земельных конфликтов. Проблема земельных конфликтов в ряде стран является главным драйвером для вооруженного конфликта. Например, в Демократической Республике Конго земельные споры представляют 80% всех конфликтов в восточных регионах страны. ФАО – совместно с Программой развития ООН и ХАБИТАТ – удалось реализовать успешный проект с привлечением всех конфликтующих сторон – земельной администрации, фермеров, частного сектора и вооруженных группировок – для анализа причин конфликта и совместной выработки эффективных решений. Удалось достичь соглашения, регулирующего права и обязанности всех участников относительно доступа, использования и управления земельными ресурсами. Как представляется, на фоне процессов федерализации в ряде охваченных конфликтами стран Ближнего Востока – в том числе с учетом ослабления функций и полномочий центрального правительства – проблема земельных споров будет возрастать. Особенно это касается Ирака и Сирии. Проведение нейтральной и беспристрастной ооновской экспертизы с целью выработки наиболее оптимальных и взаимовыгодных решений этих потенциальных конфликтных ситуаций будет все более и более актуальным. ФАО совместно с ПРООН и другими авторитетными международными организациями смогли бы играть активную роль в этом содействии.

[i] http://www.fao.org/somalia/news/detail-events/en/c/247642

 

[ii] ФАО – Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций, специализированное учреждение системы ООН по борьбе с голодом и обеспечению продовольственной безопасности со штаб-квартирой в Риме, Италия.

52.24MB | MySQL:103 | 0,568sec