Об активизации внешнеполитических связей и росте роли Ирака на региональном уровне

Лидер общественно-политического движения «Ас-Садр», известный проповедник, шейх Муктада ас-Садр решил не ограничиваться установлением контактов с Саудовской Аравией, которую он, неожиданно для всех, посетил в июле по приглашению наследного принца Мухаммеда бен Сальмана и в воскресенье, 13 августа отправился в Абу-Даби, откуда за ним был прислан специально зафрахтованный самолет. Визит носит такой же,  достаточно неожиданный характер и, без сомнения, будет посвящен обсуждению широкого круга вопросов: от внутренних, иракских, до региональных. Если о саудовской заинтересованности в приобретении союзников в иракском истеблишменте написано было достаточно, и резюмировать ее можно словами самого принца Мухаммеда бен Сальмана, согласно которым во время встречи с М.ас-Садром «в отношения было привнесено больше человечности, позитива, внимания сторон к нуждам друг друга и  неприятия секстантской категоричности в арабском и исламском мире», дескать, давайте быть более снисходительными в том смысле, что мы понимаем, шиизм, он ведь тоже многогранен, то в случае с ОАЭ спектр вопросов может быть гораздо шире. Тут речь может пойти и о кризисе вокруг Катара, и об отношениях с Ираном в проекции широкого спектра региональных проблем, и, разумеется о предвыборной обстановке в Ираке, где у ОАЭ, как и у КСА, есть свои собственные интересы.  Что до М.ас-Садра, то он, известный своими неординарными популистскими выходками и натянутыми отношениями с высшим шиитским духовенством, являет на сегодня, по нашей оценке, политическую силу, способную примкнуть к любой из сторон на грядущих выборах, но к той, которая больше даст. Мысли М.ас-Садра насчет его собственного прихода к власти он публично не озвучивал, и на данном этапе вполне может довольствоваться ролью «невесты на выданье» с приданным в несколько миллионов сторонников, способных в течении нескольких часов парализовать жизнь в иракской столице, что было уже не раз продемонстрировано. А «невесте» положено устраивать «смотрины», именно этим и занимаются в Эр-Рияде и в Абу-Даби.

Положительный эффект этих событий состоит в некотором общем укреплении статуса Ирака в регионе, раздираемом противоречиями и балансирующем на грани войны. Не трудно представить, с каким «трепетом» относились бы монархии Залива к сильному унитарному Ираку, если столько внимания уделяется ему, находящемуся в нынешнем аморфном и рыхлом статусе. И де-факто, до сих пор, оккупированном американцами. Нельзя сбрасывать со счетов и игру самого М.ас-Садра, человек он гораздо более умный и в перспективе способный гораздо на большее, чем на «продажу» голосов своих сторонников и, как знать, какой будет реализация им всех тех преференций, которые он получит от двух сильнейших региональных арабских держав.

Официальный же Багдад может записать в свой актив визит министра иностранных дел Бахрейна, шейха Халеда бен Ахмеда бен Мухаммеда аль-Халифы, встретившегося в субботу со своим иракским коллегой Ибрагимом аль-Джаафари. Х.аль-Халифа выразил благодарность народу Ирака «за защиту от террористов всех народов региона», указав на то, что «террор не является угрозой только для Ирака, а направлен против всех стран».

«Сближение между нашими странами очень важно и мы собираемся в самое ближайшее время провести совместную межправительственную комиссию по широкому спектру вопрос развития экономического и политического сотрудничества между нашими братскими странами».

И.аль-Джаафари в ответной речи указал на то, что «победы героических сынов Ирака над террористами защищают всех, а не только иракцев, но ошибкой было бы считать, что борьба с ИГ («Исламское государство, запрещено в РФ – авт.) окончена, она переросла во всемирную, когда угрозе атак подвергаются гражданские люди в разных уголках мира, поэтому сторонам надо продолжать наращивать сотрудничество в сфере безопасности и по обмену разведданными.

Отдельным вопросом повестки дня стало обсуждения путей разрядки ситуации в регионе, из чего мы делаем вывод, Бахрейн, так же, как и Кувейт, решил примерить тогу миротворца и выступить посредником по сближению позиций Эр-Рияда и Дохи, опосредованно воздействуя на последнюю через проекцию иранского влияния на ситуацию. При этом Тегерану предлагается выбрать между определенными уступками по острым для него вопросам и возросшей активностью конкурентов в Ираке. Фоном для консультаций стал весьма жесткий намек руководству Исламской Республики, когда на днях разгрому у сирийской границы подверглось одно из подразделений Народного ополчения Ирака, а иранские военные советники при нем были захвачены в плен и казнены (как минимум один), а остальные убиты. Поддержку с воздуха отрядам ИГ оказали неизвестные самолеты, по мнению иракских СМИ, принадлежащие к ВВС США, представители которых проигнорировали этот эпизод. Так что, можно по хорошему, а можно по плохому. Правда, КСИР, чьи люди погибли, пообещал всем причастным крайне жесткий ответ.

Для вящей доходчивости и гарантированного результата в Эр-Рияд был приглашен новый гость, казалось бы, не профильный, а между тем, пребывающий «весьма в теме» представитель иракского правительства – министр внутренних дел Касем аль-Аараджи. Министр, человек профессиональный, грамотный и пользующийся авторитетом среди сотрудников Федеральной полиции, в воскресение, 13 августа, получил приглашение от наследного принца Мехаммеда бен Сальмана, при чем, касающееся вопросов о посредничестве с иранской стороной. Министр уже проинформировал саудовскую сторону, что улучшение отношений может начаться с разрешения для иранцев, совершающих хадж, посещать кладбище Аль Бакые.

Новость об этом была озвучена самим Касемом аль-Аараджем во время пресс-конференции с его иранским коллегой, Абдель Редой Рахмани Фадли в Тегеране, на которой он сказал: «мы получили официальную просьбу от саудовской стороны о посредничестве между ней и Ираном для снижения противоречий между сторонами».

Министр добавил, что уже сообщил саудовским партнерам мнение иракской стороны о том, что процесс нормализации мог бы начаться с выражения Эр-Риядом «большего внимания» иранским паломникам, оказания им «большего содействия» и разрешения последним посещать кладбище Аль Бакые.

По словам К.аль-Аараджи, саудовская сторона «обещала выполнить» эти пожелания и сообщила, что кладбище открыто для посещения иранскими паломниками, а также приветствует роль Ирака в посредничестве между Ираном и королевством, поскольку это «служить делу укрепления региональной безопасности».

В свою очередь, министр внутренних дел Ирана подтвердил важность обеспечения интересов паломников при совершении хаджа в королевство и указал на то, «что разрыв отношений с Эр-Риядом никогда не был выбором Тегерана».

С учетом того, что МВД Ирака традиционно является сферой влияния одной из самой мощных и боеспособных группировок, движения «Аль-Бадр», сам факт ведения таких важных переговоров именно министром внутренних дел, а, не скажем, тем же И.аль-Джаафари, принимающим в это же самое время гостя из Бахрейна, свидетельствует о том, что саудовцы заинтересованы не в протокольном, а в реальном наполнении переговоров с Ираном. С выходом на конкретный результат.

«Аль-Бадр», как известно, имеет весьма давние и прочные с Исламской Республикой. А МВД и Федеральная полиция пользуются не только высокой боевой репутацией, но и не у ступают по численности и технической оснащенности частям Министерства обороны, поэтому уровень решения вопросов ими очень серьезный.

Это в свою очередь означает только одно: подлинный источник головной боли для Эр-Рияда на сегодня – Катар.  Именно на борьбу с ним будут брошены все силы, и на этом фоне принц Мухаммед бен Сальман решает отложить выяснение отношений с Ираном на потом. Поэтому необходимо договорится с иранцами, в том числе, и насчет их поддержки Катара. Разумеется, договорится ситуативно, это прекрасно понимают и в Тегеране и в Эр-Рияде, однако паломничество представляет собой удобную площадку для выработки компромисса, а значит, в этом году, возможно, удастся обойтись без инцидентов, случаев давки и разного рода происшествий, преследовавших  иранских паломников на протяжении нескольких последних лет.

52.23MB | MySQL:103 | 0,638sec