Израильско-египетские отношения в свете возможности возвращения посла Израиля в Каир

В конце марта 2017 г. посол Израиля в Египте Д.Говрин, выступая на конференции, посвященной 40-летию визита А.Садата в Израиль, дал оценку двусторонним отношениям государств. С трибуны мероприятия, организованного Институтом исследования национальной безопасности, он заявил, что фактическую базу современного сотрудничества составляют контакты в военной сфере, в то время как взаимодействие в политико-дипломатической и социально-экономической областях существенно отстает от уровня, который помог бы странам продуктивно работать над достижением мира в регионе. По его словам, в основе существующих противоречий в числе прочего лежит разное восприятие израильско-египетского мира, которому в этом году исполняется 38 лет. Если израильтяне видели в соглашении ключ к продвижению взаимодействия в максимально широком спектре направлений, то египтяне попросту стремились к тому, чтобы положить конец военному противостоянию.

В июне текущего года судьбой израильско-египетских отношений озаботилась депутат Кнессета К.Светлова («Сионистский лагерь»), написавшая письмо в адрес парламентской комиссии по иностранным делам и обороне. В своем обращении она отметила, что отсутствие израильского посла в Каире не позволяет развивать полноценное двустороннее сотрудничество, оставляя при этом определенный вакуум. Результатом письма К.Светловой стал созыв заседания соответствующей подкомиссии, в котором приняли участие представители Министерства иностранных дел и Министерства экономики, которые согласились с озвученными тенденциями, сообщив о существенном спаде в торгово-экономических отношениях и крайней затрудненности дипломатических контактов. Интересно, что встреча прошла в закрытом режиме, а ее результаты оказались доступны лишь в начале августа.

Шаг к тому, чтобы добиться прогресса в сферах, названных в числе отстающих, оба государства сделали путем переговоров относительно возвращения израильского дипломатического персонала в Каир. Напомним, сотрудники посольства были отозваны порядка девяти месяцев назад по соображениям безопасности. Как сообщает региональная пресса, в конце минувшей недели израильская делегация в составе представителей внешнеполитического ведомства Израиля и Службы общей безопасности (ШАБАК)  прибыла в египетскую столицу, где 13 августа 2017 г. состоялись переговоры, посвященные вопросу возобновления полноценной работы дипломатической миссии. Как сообщают израильские СМИ со ссылкой на источники в дипломатических кругах, в рамках нынешнего раунда консультаций, а также серии аналогичных встреч, организованных на протяжении последних месяцев, Израиль и Египет согласовали меры по повышению уровня безопасности здания дипломатического представительства и резиденции посла. В настоящий момент предложенные Египтом шаги нуждаются в одобрении со стороны израильских служб безопасности и главы правительства. Несмотря на заявления представителей государств о существенном прогрессе на данном направлении, дата прибытия израильского посла в Египет пока не называется.

Кроме того, государства продолжили взаимодействие в области поставок природного газа, что стало возможным после подписания президентом Египта А.Ф.ас-Сиси 8 августа 2017 г. закона, позволяющего привлекать на газовый рынок страны, включая сферу импорта, частные компании. Меры по либерализации отрасли должны вступить в силу через полгода. В этой связи израильская корпорация Delek Group и американская Noble Energy  начали переговоры с Египтом по вопросу ежегодного экспорта 3 млрд куб. м.газа из месторождения «Левиафан». Интересно, что транспортировать «голубое топливо» планируется через Иорданию, а не по газопроводу, проходящему через Синайский полуостров, совместная эксплуатация которого осложнена вопросами безопасности и неудачной сделкой по поставкам газа из месторождения «Тамар».

Таким образом, на различных уровнях сегодня предпринимаются попытки к выведению израильско-египетских отношений на прежний уровень. Однако информация, поступающая от внешнеполитического ведомства и газовых корпораций, автоматически не означает преодоления всех барьеров, существующих на данном пути. Как свидетельствуют источники, близкие к канцелярии израильского премьер-министра Б.Нетаньяху, он вполне доволен существующим положением дел, ставя на первое место сотрудничество по вопросам обороны и безопасности. Впрочем, и в этих областях не все развивается гладко. С одной стороны, израильские военные, чье взаимодействие с египетской стороной якобы не испытывает сложностей, сообщают, что Каир не выражает желания расширять контакты за счет увеличения сфер возможного сотрудничества на земле и в воздухе. С другой стороны, отказ от использования газопровода на Синае также во многом является следствием неспособности обеспечить его защиту. Наконец, нельзя забывать и о позиции Египта. Возвращаясь к упомянутой выше мартовской конференции, отметим, что тогда выступавший на ней египетский посол в Израиле Х.Хайрат критически отозвался об израильской поселенческой активности, сообщив, что отсутствие прогресса в деле создания независимого палестинского государства идет на руку лишь экстремистам.

52.32MB | MySQL:103 | 0,474sec