Об отношении израильтян к религиозным и светским бракам

В Израиле не существует возможности заключения гражданских браков. Все браки заключаются в соответствии с религиозными законами тех или иных официально признанных религиозных общин (иудеев, мусульман, христиан, друзов и самаритян), священнослужители которых имеют официальный статус «регистраторов браков» («рашам нисуин»). Выданные ими документы о регистрации брака признаются Министерством внутренних дел Израиля. Применительно к евреям полномочия регистрировать браки в Израиле имеет только Верховный Раввинат. Правда, у граждан Израиля имеется возможность вступить в гражданский брак за пределами страны. Выданные за границей документы о регистрации брака тоже признаются МВД Израиля, однако, как уже было сказано, в самом Израиле возможности регистрации таких браков нет.

В последние годы тема монополии Верховного Раввината на регистрацию браков активно обсуждается в стране. Со стороны целого ряда политических деятелей, принадлежащих преимущественно (но не только) к левому лагерю раздаются призывы предоставить израильским гражданам возможность выбора между религиозной и светской регистрацией брака. Это связано с тремя следующими обстоятельствами:

  1. Резкое падение авторитета Верховного Раввината, особенно среди светской части населения. Многих отталкивает необходимость довольно унизительной процедуры подтверждения еврейства в раввинате, поскольку Верховный Раввинат не признает записи национальности в документах, выданных израильским МВД, и в каждом конкретном случае проводит свою собственную проверку.
  2. Распространение либеральных идей, ставящих под сомнение институт религиозного брака.
  3. Присутствие в Израиле значительной (до 300 тысяч человек) группы «лиц без зарегистрированного вероисповедания». Речь идет о репатриантах (прежде всего, из бывшего СССР) и их потомках, которые не определяются традиционным религиозным еврейским правом – Галахой в качестве евреев, но, тем не менее, принадлежат к еврейскому национальному коллективу (например, дети еврейских отцов от нееврейских матерей). Без прохождения достаточно сложной процедуры «гиюра» — принятия иудаизма эти люди не могут вступить в религиозный брак, а соответственно, вообще не могут зарегистрировать брак на территории Израиля.

В этой связи Институт Смита, занимающийся обследованиями общественного мнения (это старейшее израильское учреждение такого рода. Оно существует с 1972 года), провел по заказу религиозно-сионистской общественной организации ЛИБА (официальным лозунгом этой организации является «За укрепление еврейского характера Государства Израиль») социологическое обследование об отношении израильтян к религиозным и гражданским бракам. Участникам опроса был задан по сути только один вопрос: выступают ли они за сохранение нынешней ситуации, когда браки израильских евреев регистрируются только Верховным Раввинатом, или против нее, то есть за создание в стране альтернативных возможностей регистрации брака.

В целом опрос показал, что подавляющее большинство израильских евреев – 71% — выступают за сохранение нынешней ситуации, и только 29% против нее. Особый интерес представляет собой то обстоятельство, что Институт Смита обнародовал не только общие результаты, но детализацию полученных результатов, по гендерному и возрастному признаку, по степени религиозности и по политическим предпочтениям опрошенных.

Разница между полами в отношении к вопросу о сохранении или изменении нынешней ситуации в сфере регистрации браков оказалась незначительной, на грани статистической погрешности. За сохранение монополии Верховного Раввината в сфере регистрации браков высказались 70% мужчин и 71% женщин. Соответственно, против нынешней ситуации высказались 30% мужчин и 29% женщин. А вот по возрастным категориям картина оказалась совсем иной. Молодежь проявила заметно большую приверженность институту традиционного религиозного брака, чем лица среднего и старшего поколения. Так в возрастной группе от 18 до 29 лет 75% опрошенных выступили за сохранение монополии Главного Раввината в регистрации браков, а против только 25%. В то же время в возрастной группе 30-49 лет за высказали только 68%, а 32% — против. Почти те же данные были получены и возрастной группе 50 лет и старше: 69% — за, 31% — против. Возможно, причина этих различий между возрастными группами состоит в том, что рождаемость среди светского населения Израиля заметно ниже, чем у религиозного, и, соответственно, в среднем светские евреи старше религиозных.

Как можно было ожидать, отношение к сохранению монополии Главного Раввината на регистрацию браков оказалось напрямую связано со степенью религиозности опрашиваемых. Так, среди тех, кто определил себя в качестве «светских», за сохранение нынешней ситуации высказались только 47%, а против, соответственно 53%. А вот среди «соблюдающих традиции» – «за» высказалось подавляющее большинство — 83%, а «против» — только 17%. Что же касается тех, кто определил себя в качестве «религиозных» или «ультраортодоксально религиозных» за сохранение нынешней ситуации высказались абсолютно все – 100%.

Распределение сторонников и противников сохранения монополии Главного Раввината на регистрацию браков среди сторонников тех или иных израильских партий оказалось заметно более сложным. Исследователи Института Смита сопоставили ответы на основной вопрос социологического обследования с ответами на вопрос «За какую партию вы голосовали на выборах в Кнессета в 2015 году?» (последние по времени выборы). Результаты оказались следующими в порядке убывания доли сторонников сохранения монополии Главного Раввината на регистрацию браков:

Изрбиратели ультраортодоксальных религиозных партий ШАС и «Еврейство Торы»: 100% — за.

Избиратели религиозно-сионистской партии «Еврейский дом», возглавляемой министром просвещения Нафтали Беннетом: 98% — за, 2% — против.

Избиратели Ликуда во главе с премьер-министром Биньямином Нетаньяху: 83% — за, 17% — против.

Избиратели находящейся в оппозиции центристской партии «Еш атид», возглавляемой депутатом Кнессета Яиром Лапидом: 60% — за, 40% — против.

Избиратели правоцентристской парии «Кулану», возглавляемой министром финансов Моше Кахлоном: 55% — за, 45% — против.

Избиратели левых партий «Сионистский лагерь» во главе с Ави Габаем и МЕРЕЦ во главе с депутатом Кнессета Захавой Гальон: 41% — за, 59% — против.

Самыми радикальными в своем отношении к Главному Раввинату оказались избиратели партии «Наш дом – Израиль» (НДИ), возглавляемой министром обороны Авигдором Либерманом. Лишь 36% из них высказались за сохранение нынешней ситуации с регистрацией браков, а 64% заявили, что они поддерживают идею создания альтернативных возможностей регистрации брака в Израиле. Это не удивляет, если вспомнить о том, что НДИ частно называют «израильской партией с русским акцентом». Репатрианты из бывшего СССР составляют ядро ее электората. В этой связи уместно напомнить о том, что порядка четверти всех репатриантов из бывшего СССР в Израиле не признаются Главным Раввинатом в качестве евреев и соответственно относятся к тем самым «лицам без зарегистрированного вероисповедания», которые вообще не могут вступить в брак на территории Израиля при нынешней ситуации. Практически же это означает, что едва ли не у каждого репатрианта из бывшего СССР имеются родственники и знакомые, которые фактически лишены права вступления в брак в стране, гражданами которой они являются. К этому следует добавить, что за НДИ голосуют далеко не все репатрианты из бывшего СССР, а в первую очередь — их наименее интегрированная в израильское общество часть, что в еще большей степени поднимает для них актуальность затронутой социологическим обследованием темы.

Можно предположить, что весьма высокая доля сторонников отмены монополии Главного Раввината на регистрацию браков среди избирателей партии «Кулану» (45%) объясняется в значительной степени перетеканием к этой партии на последних по времени выборах в Кнессет значительной группы традиционных избирателей НДИ, принесших с собой свойственное многим русскоязычным израильтянам весьма критическое отношение к религиозному истеблишменту (уместно напомнить в этой связи, что в «Кулану» имеется один русскоязычный депутат – Тали Плосков, уроженка города Бельцы Молдавской ССР).

Что же касается левых партий «Сионистский лагерь» и особенно МЕРЕЦ, в которых, как и в НДИ, сторонники сохранения монополии Главного Раввината на регистрацию браков оказались в меньшинстве (хотя и не со столь большим разрывом от их оппонентов, как в НДИ), то для сторонников этих партий весьма свойственна не просто светскость, но антирелигиозность, сочетающая с плохо скрываемым стремлением ослабить еврейскую специфику Государства Израиль. Таким образом, избиратели правой партии НДИ оказались несколько парадоксальным образом ближе по данному показателю к избирателям радикально левой МЕРЕЦ, чем к избирателям правого Ликуда и даже центристской «Еш атид».

52.18MB | MySQL:103 | 0,618sec