Израиль: решение Верховного суда о временной приостановке закона об упорядочении поселений в Иудее и Самарии

17 июля 2017 г. судья Верховного суда Израиля Н.Гендель издал распоряжение о временном замораживании исполнения закона о регулировании поселенческой активности, принятого Кнессетом 6 февраля 2017 года. Напомним, в соответствии с текстом, одобренным шестьюдесятью парламентариями, Израиль получил право легализовать постфактум порядка 4 000 единиц жилья на территории Западного берега р. Иордан (Иудеи и Самарии по израильской терминологии) в обмен на выплату палестинским владельцам земли компенсации в размере 125 % стоимости утраченного имущества или подбор другого участка. Законопроект вызвал множество споров, а в числе его критиков, оказались не только пропалестинские неправительственные организации, но и президент Израиля Р.Ривлин. По его мнению, документ открывает для страны путь в фактическое беззаконие, позволяя применять разные нормы по отношению к различным территориям и проживающим на них людям. Тогда же о нежелании поддерживать закон в случае возникновения споров в суде заявил и юридический советник правительства А.Мандельблит. Его критическое отношение было связано с тем, что государство, таким способом стремится распространить свою юрисдикцию на территорию, суверенитетом над которой не обладает.

Попытку противостоять применению закона приняли неправительственные организации, занимающиеся защитой прав палестинцев. В марте группа 13 НПО направила в Верховный суд коллективное обращение, в котором сообщалось, что законопроект фактически подразумевает под собой легализацию захвата территории в т.н. зоне С. Также в процесс вмешались власти 17 палестинских населенных пунктов, на которые могло распространиться действие закона. На этом фоне израильские поселенцы, наоборот, потребовали от Верховного суда действий по подготовке к имплементации закона. В этих условиях А.Мандельблит счел возможным выполнить данное обещание, призвав судебную инстанцию заморозить документ до тех пор, пока не будет проведена проверка его законности. Интересно, что его обращение в Верховный суд фактически совпало со сроками, в которые палестинские владельцы должны были заявить о своих правах. Однако к этому моменту не были завершены подготовительные процедуры, призванные установить реальное положение дел на местах.

Позицию юридического советника правительства попытался оспорить представитель регионального совета Биньямин С.Д.Ротман. По мнению юриста, закон лишь закрепляет то, что уже существует на практике. Следовательно, даже в условиях проведения проверки необходимо разрешить проведение начальных мероприятий, в числе которых картографирование, что никак не повлияет на споры вокруг документа, но не будет препятствовать его реализации в установленные сроки в том случае, если результаты экспертизы покажут, что никаких нарушений не было. Более того, как полагают представители поселенцев, заминка могла быть инициирована нарочно, чтобы не палестинцы, а израильтяне лишились своего имущества, поскольку замедление в имплементации закона может привести к тому, что будут одобрены решения об уничтожении форпостов, подпадающих под его действие. К примеру, из порядка 50 населенных пунктов, включенных в приложение к закону, в отношении 16 были выданы постановления о сносе. Они были заморожены на год. За этот период, как планировалось, должна быть проведена проверка возможности сохранения указанных единиц жилья.

Серьезность такого рода опасений подкрепляется событиями вокруг поселения Натив а-Авот. В отношении 17 построек в нем, включая монумент израильским солдатам, погибшим в Ливане, в 2016 г. было издано распоряжение о ликвидации не позднее марта 2018 г.  Сейчас те, чьи дома попадают под снос, пытаются принять меры для того, чтобы глава правительства отстоял их право на легализацию объектов. Еще более громким стал случай Амоны, которая полностью была ликвидирована, не попав под действие февральского закона.

Таким образом, с момента своего принятия Кнессетом, в силу различных обстоятельств будущее закона о регулировании поселений в Иудее и Самарии казалось туманным, что подтвердили шаги, предпринятые А.Мандельблитом. Стоит, однако, отметить, что его действия спровоцировали большую волну критики по причине вмешательства в законотворческую активность Кнессета, а не факта оспаривания документа, критикуемого многими государственными и политическими деятелями. В этом было замечено дополнительное свидетельство попытки укрепления судебной ветви власти. Кроме того, недовольство спровоцировала и солидаризация юридического советника с позицией пропалестинских неправительственных организаций. Как отмечают юристы, представляющие интересы израильских поселенцев, при обращении в суд с А.Мандельблит не дождался завершения предварительных процедур, включая картографирование, призванное продемонстрировать действительное положение дел, которое и должно быть закреплено в законе.

62.81MB | MySQL:102 | 0,515sec